Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
Спорт, тренировки
Автор: Белозерова Светлана Ивановна   
01.07.2025 05:58

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Белозерова Светлана Ивановна

Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» (А. В. Луначарский).

Организация физического развития в детском саду является одной из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В последние годы концепция физического воспитания претерпевает значительные изменения, что связано с возрастающим вниманием к здоровью и благополучию подрастающего поколения.

В условиях ускоряющегося ритма жизни и увеличения времени, проводимого детьми в виртуальном пространстве, сфера физического развития приобретает всё большее значение.

Физическое развитие детей в дошкольных учреждениях — это не только вопрос формирования двигательных навыков и укрепления здоровья, но и аспект, который затрагивает сферу психоэмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Дж. Пиаже подчеркивал, что «физическое и умственное развитие тесно взаимосвязаны, и успешное формирование физической стороны способствует интеллектуальному росту».

 

Этот подход находит широкую поддержку среди современных педагогов и психологов. Игровая форма проведения занятий по физкультуре для детей дошкольного возраста позволяет сделать процесс не только эффективным, но и захватывающим для самих детей.

Э. О. Левин в своих исследованиях отмечает важность игры в развитии ребенка, говоря, что «игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и через неё ребенок осваивает социальные нормы и формы поведения».

Профессионально разработанная программа физического развития в детском саду позволяет удовлетворить биологические и психологические потребности ребенка. Сюда входят занятия, направленные на развитие координации, ловкости, выносливости и силы.

Специалисты подчеркивают, что важно формировать у детей устойчивый интерес к занятиям спортом и физической активностью.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основной задачей при работе с детьми от трех до семи лет является обогащение двигательного опыта детей. Вовлечение в занятия основной гимнастикой и спортивными упражнениями способствует развитию координации и способности взаимодействовать с другими детьми.

Дети осваивают навыки начальных движений, где каждое упражнение способствует укреплению психофизических качеств, что в свою очередь помогает формировать интерес к физической культуре и активному отдыху.

В системе физического воспитания в МБДОУ детскийсад «Ветерок» г. Курганаиспользуются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:

  1. Образовательная деятельность — физкультурные занятия;
  2. Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и игровые упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;
  3. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей;
  4. Индивидуальная работа
  5. Активный отдых– физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
  6. Работа с семьей – консульт- пункты, совместные утренняя гимнастика, флешмобы, развлечения с детьми и родителями.

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего времени в режиме дня.

При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах круглогодично проводится на открытом воздухе.

В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий проводим на открытом воздухе.

Что проводится в нашем детском саду – это возможные разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  1. классическое занятие (подготовительная, основная и заключительная части);
  2. игровое занятие, (с использованием различныхнародных подвижных игр, игр с элементами спортивных игр, игры-эстафеты и др;
  3. занятия – тренировки в основных видах движений;
  4. ритмическая гимнастика (занятие с использованием танцевальных движений);
  5. занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  6. сюжетно–игровые занятия (с использованием один вид оборудования, атрибута: мяч, обруч, скамейка и др.);
  7. контрольно-проверочные занятия, во время которых дети сдают физкультурные нормативы (диагностика, нормативы ГТО);
  8. самостоятельные занятия (когда детям предлагается готовый набор оборудования и дети самостоятельно придумывают упражнения)

К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Особое внимание мы уделяем утренней гимнастике которая, способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – спортивный участок, в холодное – спортивный зал. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включаю дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин.

Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учим сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделяем внимание формированию правильного носового дыхания.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, строго соблюдается.

На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Весь инвентарь и оборудование на участках соответствуем возрасту детей и их потребности в движении.

Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня.

Для достижения оптимального тренирующего эффекта используются подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе. В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Подвижные игры проводятся в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру проводят в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, в холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками, веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) мы организовываеммалоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводим также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок широко используем бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, футбола, хоккея.

Планирование содержания активного отдыха дошкольников опирается на следующие требования:

  • оно должно строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала
  • удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость
  • давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников
  • приобщать детей к деятельности соревновательного характера
  • побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков.

Литература:

  1. Кодаченко, А. Ю. Организация физического развития в детском саду по ФОП ДО / А. Ю. Кодаченко. // Молодой ученый. -2024. 409с.
  2. https: //moluch. ru/archive/546/119535/.
  3. https://ds-teremok-kaduj-r19.gosweb. gosuslugi. ru/
  4. https: //cyberleninka. ru/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 24 (386) выйдет
5 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год