ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ |
Спорт, тренировки | |
Автор: Белозерова Светлана Ивановна | |
01.07.2025 05:58 | |
Белозерова Светлана Ивановна Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» (А. В. Луначарский). Организация физического развития в детском саду является одной из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В последние годы концепция физического воспитания претерпевает значительные изменения, что связано с возрастающим вниманием к здоровью и благополучию подрастающего поколения. В условиях ускоряющегося ритма жизни и увеличения времени, проводимого детьми в виртуальном пространстве, сфера физического развития приобретает всё большее значение. Физическое развитие детей в дошкольных учреждениях — это не только вопрос формирования двигательных навыков и укрепления здоровья, но и аспект, который затрагивает сферу психоэмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Дж. Пиаже подчеркивал, что «физическое и умственное развитие тесно взаимосвязаны, и успешное формирование физической стороны способствует интеллектуальному росту».
Этот подход находит широкую поддержку среди современных педагогов и психологов. Игровая форма проведения занятий по физкультуре для детей дошкольного возраста позволяет сделать процесс не только эффективным, но и захватывающим для самих детей. Э. О. Левин в своих исследованиях отмечает важность игры в развитии ребенка, говоря, что «игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и через неё ребенок осваивает социальные нормы и формы поведения». Профессионально разработанная программа физического развития в детском саду позволяет удовлетворить биологические и психологические потребности ребенка. Сюда входят занятия, направленные на развитие координации, ловкости, выносливости и силы. Специалисты подчеркивают, что важно формировать у детей устойчивый интерес к занятиям спортом и физической активностью. Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования основной задачей при работе с детьми от трех до семи лет является обогащение двигательного опыта детей. Вовлечение в занятия основной гимнастикой и спортивными упражнениями способствует развитию координации и способности взаимодействовать с другими детьми. Дети осваивают навыки начальных движений, где каждое упражнение способствует укреплению психофизических качеств, что в свою очередь помогает формировать интерес к физической культуре и активному отдыху. В системе физического воспитания в МБДОУ детскийсад «Ветерок» г. Курганаиспользуются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:
Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего времени в режиме дня. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах круглогодично проводится на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий проводим на открытом воздухе. Что проводится в нашем детском саду – это возможные разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Особое внимание мы уделяем утренней гимнастике которая, способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – спортивный участок, в холодное – спортивный зал. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включаю дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учим сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделяем внимание формированию правильного носового дыхания. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, строго соблюдается. На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Весь инвентарь и оборудование на участках соответствуем возрасту детей и их потребности в движении. Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Для достижения оптимального тренирующего эффекта используются подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе. В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижные игры проводятся в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру проводят в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, в холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками, веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) мы организовываеммалоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводим также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок широко используем бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, футбола, хоккея. Планирование содержания активного отдыха дошкольников опирается на следующие требования:
Литература:
|