| Применение визуальной поддержки на занятиях по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в детском саду |
| Спорт, тренировки | |
| Автор: Ларина Татьяна Юрьевна | |
| 23.11.2025 09:56 | |
|
Дети с расстройством аутистического спектра часто обладают визуальным, а не аудиальным, типом мышления. Им сложно воспринимать быструю слуховую информацию, понимать последовательность действий и абстрактные понятия (например, «дружить», «стараться»). Это вызывает тревогу, непонимание и может привести к отказу от деятельности. Визуальная поддержка — это способ сделать окружающий мир и требования взрослых понятными, предсказуемыми и структурированными. На физкультуре, где деятельность динамична и требует координации, она становится не просто помощником, а необходимым инструментом для:
Виды визуальной поддержки и их применение на физкультуре Визуальное расписание Это основа структурирования всего занятия. Оно представляет собой последовательность картинок, которая показывает ребёнку, чем он будет заниматься от начала и до конца. Чтобы создать визуальное расписание необходимо использовать понятные пиктограммы или реальные фотографии. Карточки должны быть крупными, прочными (лучше заламинировать). В начале занятия покажите ребёнку расписание, проговорите каждый этап: «Сначала — разминка, потом — ходьба по дорожке, затем — игра с мячом, в конце — отдых». После завершения каждого этапа ребёнок может снять соответствующую карточку и положить её в конверт «Сделано». Это даёт ощущение завершённости и прогресса. Пример последовательности: Приветствие → Разминка → Полоса препятствий → Игра с мячом → Растяжка → Награда/Отдых. Сложные двигательные навыки (например, «прыгать в длину» или «ползать по скамейке») разбиваю на простые шаги. Применяю серию карточек, где каждая показывает один элемент действия. Пример для «прыжка в длину»:
Визуальная организация пространства помогает ребёнку понять, где что происходит.
Так же применяю в своей работе карточки «Сначала — Потом» Этот простой, но мощный инструмент помогает мотивировать ребёнка. Показываю ребёнку две карточки. «Сначала» — то, что нужно сделать (например, «проползти через туннель»), «Потом» — то, что он хочет (например, «получить массажный мячик»). Визуальная поддержка — это мост, который соединяет мир ребёнка с РАС с требованиями образовательной среды. На занятиях физкультурой она превращает потенциально хаотичную и стрессовую ситуацию в серию понятных и достижимых задач. Инвестируя время в создание и внедрение этих материалов, можно не только достичь учебных целей, но и привить детям с РАС чувство безопасности, успеха и уверенности в своих силах.
|



Применение визуальной поддержки на занятиях по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в детском саду









