Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Применение визуальной поддержки на занятиях по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в детском саду
Спорт, тренировки
Автор: Ларина Татьяна Юрьевна   
23.11.2025 09:56

Применение визуальной поддержки на занятиях по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в детском садуПрименение визуальной поддержки на занятиях по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в детском саду

Дети с расстройством аутистического спектра часто обладают визуальным, а не аудиальным, типом мышления. Им сложно воспринимать быструю слуховую информацию, понимать последовательность действий и абстрактные понятия (например, «дружить», «стараться»). Это вызывает тревогу, непонимание и может привести к отказу от деятельности.

Визуальная поддержка — это способ сделать окружающий мир и требования взрослых понятными, предсказуемыми и структурированными.

На физкультуре, где деятельность динамична и требует координации, она становится не просто помощником, а необходимым инструментом для:

 

  • Снижения тревожности: Ребёнок видит, что будет происходить, и знает, что его ждёт в конце.
  • Понимания инструкций: Картинка заменяет или дополняет сложное вербальное объяснение.
  • Формирования самостоятельности: Ребёнок может следить за расписанием и понимать, что делать дальше, без постоянной помощи взрослого.
  • Профилактики нежелательного поведения: Многие поведенческие сложности возникают из-за непонимания или сенсорной перегрузки. Визуализация помогает их избежать.

Виды визуальной поддержки и их применение на физкультуре

Визуальное расписание

Это основа структурирования всего занятия. Оно представляет собой последовательность картинок, которая показывает ребёнку, чем он будет заниматься от начала и до конца.

Чтобы создать визуальное расписание необходимо использовать понятные пиктограммы или реальные фотографии. Карточки должны быть крупными, прочными (лучше заламинировать).

В начале занятия покажите ребёнку расписание, проговорите каждый этап: «Сначала — разминка, потом — ходьба по дорожке, затем — игра с мячом, в конце — отдых».

После завершения каждого этапа ребёнок может снять соответствующую карточку и положить её в конверт «Сделано». Это даёт ощущение завершённости и прогресса.

Пример последовательности: Приветствие → Разминка → Полоса препятствий → Игра с мячом → Растяжка → Награда/Отдых.

Сложные двигательные навыки (например, «прыгать в длину» или «ползать по скамейке») разбиваю на простые шаги.

Применяю серию карточек, где каждая показывает один элемент действия.

Пример для «прыжка в длину»:

  1. Картинка: встать у линии.
  2. Картинка: согнуть ноги в коленях.
  3. Картинка: отвести руки назад.
  4. Картинка: резко выбросить руки вперёд и оттолкнуться.
  5. Картинка: приземлиться на две ноги.

Визуальная организация пространства помогает ребёнку понять, где что происходит.

  • Цветные ориентиры: в спортивном зале на полу цветные круги, на которые дети встают в начале и в конце занятия. У каждого ребёнка может быть «свой» цвет.
  • Разметка для упражнений: стрелки для указания направления движения, следы для отработки равновесия, квадраты для прыжков, линии на полу для построения.
  • Зонирование: Чётко обозначенные зоны: например, «зона для разминки» (коврики), «зона для полосы препятствий» (оборудование), «зона для отдыха» (пуфики, сенсорные игрушки).

Так же применяю в своей работе карточки «Сначала — Потом»

Этот простой, но мощный инструмент помогает мотивировать ребёнка.

Показываю ребёнку две карточки. «Сначала» — то, что нужно сделать (например, «проползти через туннель»), «Потом» — то, что он хочет (например, «получить массажный мячик»).

Визуальная поддержка — это мост, который соединяет мир ребёнка с РАС с требованиями образовательной среды. На занятиях физкультурой она превращает потенциально хаотичную и стрессовую ситуацию в серию понятных и достижимых задач. Инвестируя время в создание и внедрение этих материалов, можно не только достичь учебных целей, но и привить детям с РАС чувство безопасности, успеха и уверенности в своих силах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год