| Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами специальных игр и упражнений с мячами разного диаметра |
| Спорт, тренировки | |
| Автор: Предеина Галина Сергеевна Мурзина Елена Валентиновна Главизина Наталья Александровна | |
| 07.11.2025 19:29 | |
|
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно–временные связи предметов и явлений при помощи движений. Изучение особенностей развития движений у детей с речевыми нарушениями позволяет выделить проблемы формирования у них двигательных умений. У данной категории детей отмечаются нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения, так у детей с дизартрией, имеющих, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводят к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу, реакции и переключаемости. В движениях детей, страдающих неврозоподобным заиканием отмечается слабое развитие чувства ритма, статистическая и динамическая координация, нарушение одновремённости движений. Наблюдается недостаточная упражняемость в моторных навыках, страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции [3]. Поэтому для развития координационных способностей у детей с речевыми нарушениями на физкультурных занятиях применяются специальные упражнения с мячами разного диаметра (маленькие, большие, теннисные). Такие упражнения с мячами способствуют развитию: скоростно-силовой выносливости; быстроты простой и сложной двигательных реакций; быстроты одиночного движения; прыгучести; темпа движения; глазомера; согласованности направления; силы и выразительности движения рук и корпуса; зрительно–двигательной координации.
Для повышения интереса детей к упражнениям с разными мячами и более успешного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач на физкультурных занятиях мы применяем такие разнообразные способы организации детей, как: фронтальный – задания выполняют все дети одновременно; поточный – все дети выполняют задания друг за другом непрерывно, без остановки; поточно-подгрупповой – в подгруппе дети выполняют задания друг за другом; фронтально-подгрупповой – дети в подгруппе выполняют задание одновременно. При выполнении упражнений с мячами разного диаметра используются следующие методы:
Занятия проводятся в три этапа: вводный, основной, заключительный. Так как основным способом передвижения в играх и в упражнениях с мячами являются шаги, то в вводную часть занятия необходимо включать разные виды ходьбы: с мячом в руках и без него; с выполнением заданий с мячом; с различным положением рук (перекрёстная ходьба, выпады, ходьба спиной вперед, «змейкой», ходьба перекатным шагом, приставные шаги, и т. д.); бег с различными заданиями (боковой галоп, бег по диагонали, с изменением направления, бег с любым мячом в руках, бег одновременно с двумя мячами, бег «змейкой», с преодолением препятствий и т.д.). А также в эту часть занятия включаются специальные задания на развитие внимания, двигательной реакции, ориентационной и скоростных способностей. В основную часть занятия с целью повышения моторной плотности, и развития у детей координационных способностей, в основные виды движений включаются упражнения на развитие способностей к реагированию, равновесию, упражнения для развития способности к дифференцированию скоростных, силовых и пространственных параметров движения, упражнения для развитию тонких движений пальцев рук и способности к концентрации и переключения внимания. Это имеет немаловажное значение для детей с речевыми нарушениями. Комплекс общеразвивающих упражнений сочетается с основными видами движений по предмету. Например, если упражнения в основных видах движений выполняются с мячом, то и выполнение комплекса в общеразвивающих упражнениях будут проводиться с мячом полностью или частично. Если задания в основных видах движений планируются с теннисной ракеткой и мячом, то делается большой акцент на подготовку кистей рук и верхнего плечевого пояса к предстоящей работе. Остальные упражнения подбираются с учетом задач, решаемых в основной части занятия. В конце основной части занятия включаем игры или игры-эстафеты с подбрасыванием и ловлей мячей разного диаметра, игры на равновесие с мячом и ракеткой, игры с отбиванием мяча рукой или ракеткой в движении. Эти игры способствуют формированию пространственных ориентировок, динамической точности движений, развитию зрительно-моторных реакций. В заключительной части нагрузка снижается, организм ребенка приводится в относительно спокойное состояние при сохранении бодрого настроения. Сюда включаем игры малой подвижности, игры на внимание, релаксационные, расслабляющие упражнения. Приложение 1. Упражнения с мячом и без мяча для развития тонких движений пальцев рук
Упражнение для развития двигательной реакции. 1. Броски мяча о стену, продвигаясь боковым голопом и ловля его с отскока от стены двумя руками (малый, средний, большой). Упражнение на развитие способности к равновесию. 2. Стоя, положить целлулоидный шарик на ракетку. Ходить по залу, не роняя мяч (вариант 1). Усложняем. То же, но бегать по залу, не роняя мяч (вариант 2). Упражнение для развития быстроты реакции. 3. Отбивание целлулоидного мяча подвешенного на леске, внешней стороной ракетки держа её горизонтально и снизу вверх поочередно. Приложение 2. Упражнения с мячами на развитие способностей к реагированию.
Упражнения с мячами на развитие ориентационной способности.
Игра «По узкой дорожке» Цель игры: Развитие глазомера и мелкой моторики. Ход игры: Дети стоят в колонне по одному с мячом в руке у начала скамейки (малый, средний, большой диаметр). По сигналу первый начинает движение в вдоль скамейки с последующей ловлей мяча, отскочившего от скамейки. Тоже в обратную сторону левой рукой. Игра «Автомобили» Цель игры: учить детей выполнять различные движения с мячом – подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками. Ход игры: на площадке размещается дорога шириной 2 – 3 м. и длинной 4 – 5 м. Дети изображают автомобили. Они выполняют движения с мячом по заданию ведущего – «Светофора» (ведут мяч одной или двумя руками, ловят и подбрасывают, передвигаясь по площадке). Если «Светофор» показывает желтый свет, «автомобили» подбрасывают и ловят мяч, стоя на месте (ударяют мячом о землю). Когда загорается зеленый свет, все «автомобили» передвигаются по площадке, выполняя упражнения с мячом (ведут, подбрасывают и ловят мяч). На красный свет «автомобили» останавливаются, движение с мячом заканчивается. Игра повторяется 2 – 3 раза. Через игру дети учатся определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча. Применяют полученные навыки владения мячом в игровой ситуации. Игра «Горячая картошка» Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния. Ход игры: стоящие по кругу дети по сигналу «Горячая картошка!» начинают перебрасывать или передавать мяч друг другу. Если ребенок «обжегся», т.е. не поймал мяч, он должен оббежать круг и вернуться на свое место. Игра «Не дай мячу скатиться» Цель игры: Ровно держать ракетку с мячом» Ход игры: Дети делятся на две команды, у каждого в руке теннисная ракетка и мяч. По сигналу дети двигаются в прямом направлении до ориентира, обратно бегут бегом. Выигрывает та команда, у которой меньшее число падений мяча.
|



Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами специальных игр и упражнений с мячами разного диаметра








