Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами специальных игр и упражнений с мячами разного диаметра
Спорт, тренировки
Автор: Предеина Галина Сергеевна Мурзина Елена Валентиновна Главизина Наталья Александровна   
07.11.2025 19:29

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами специальных игр и упражнений с мячами разного диаметраРазвитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами специальных игр и упражнений с мячами разного диаметра

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно–временные связи предметов и явлений при помощи движений.

Изучение особенностей развития движений у детей с речевыми нарушениями позволяет выделить проблемы формирования у них двигательных умений. У данной категории детей отмечаются нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения, так у детей с дизартрией, имеющих, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводят к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу, реакции и переключаемости. В движениях детей, страдающих неврозоподобным заиканием отмечается слабое развитие чувства ритма, статистическая и динамическая координация, нарушение одновремённости движений. Наблюдается недостаточная упражняемость в моторных навыках, страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции [3]. Поэтому для развития координационных способностей у детей с речевыми нарушениями на физкультурных занятиях применяются специальные упражнения с мячами разного диаметра (маленькие, большие, теннисные). Такие упражнения с мячами способствуют развитию: скоростно-силовой выносливости; быстроты простой и сложной двигательных реакций; быстроты одиночного движения; прыгучести; темпа движения; глазомера; согласованности направления; силы и выразительности движения рук и корпуса; зрительно–двигательной координации.

 

Для повышения интереса детей к упражнениям с разными мячами и более успешного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач на физкультурных занятиях мы применяем такие разнообразные способы организации детей, как: фронтальный – задания выполняют все дети одновременно; поточный – все дети выполняют задания друг за другом непрерывно, без остановки; поточно-подгрупповой – в подгруппе дети выполняют задания друг за другом; фронтально-подгрупповой – дети в подгруппе выполняют задание одновременно.

При выполнении упражнений с мячами разного диаметра используются следующие методы:

  1. Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки. Например, выполнение бросков мяча с одного и то гоже места определенным способом.
  2. Игровой метод характеризуется постоянным или внезапным изменением выполнения какого — либо задания, то есть переключаемость с одного задания на другое. Этот метод используется для воздействия на отдельные физические способности детей и комплексного совершенствования их двигательной активности.
  3. Соревновательный метод. Это специально организованные соревнования с использованием мячей (малых, средних, больших, теннисных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при развитии физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования интереса и активизации детей.
  4. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение серий упражнений на специально подготовленных «станциях». Дети распределяются на несколько подгрупп по числу запланированных упражнений. В каждую подгруппу желательно включать четное количество детей. Это позволяет выполнять упражнение в парах. Переходы от одной «станции» к другой проводятся по команде преподавателя.

Занятия проводятся в три этапа: вводный, основной, заключительный.

Так как основным способом передвижения в играх и в упражнениях с мячами являются шаги, то в вводную часть занятия необходимо включать разные виды ходьбы: с мячом в руках и без него; с выполнением заданий с мячом; с различным положением рук (перекрёстная ходьба, выпады, ходьба спиной вперед, «змейкой», ходьба перекатным шагом, приставные шаги, и т. д.); бег с различными заданиями (боковой галоп, бег по диагонали, с изменением направления, бег с любым мячом в руках, бег одновременно с двумя мячами, бег «змейкой», с преодолением препятствий и т.д.). А также в эту часть занятия включаются специальные задания на развитие внимания, двигательной реакции, ориентационной и скоростных способностей.

В основную часть занятия с целью повышения моторной плотности, и развития у детей координационных способностей, в основные виды движений включаются упражнения на развитие способностей к реагированию, равновесию, упражнения для развития способности к дифференцированию скоростных, силовых и пространственных параметров движения, упражнения для развитию тонких движений пальцев рук и способности к концентрации и переключения внимания. Это имеет немаловажное значение для детей с речевыми нарушениями. Комплекс общеразвивающих упражнений сочетается с основными видами движений по предмету. Например, если упражнения в основных видах движений выполняются с мячом, то и выполнение комплекса в общеразвивающих упражнениях будут проводиться с мячом полностью или частично. Если задания в основных видах движений планируются с теннисной ракеткой и мячом, то делается большой акцент на подготовку кистей рук и верхнего плечевого пояса к предстоящей работе. Остальные упражнения подбираются с учетом задач, решаемых в основной части занятия.

В конце основной части занятия включаем игры или игры-эстафеты с подбрасыванием и ловлей мячей разного диаметра, игры на равновесие с мячом и ракеткой, игры с отбиванием мяча рукой или ракеткой в движении. Эти игры способствуют формированию пространственных ориентировок, динамической точности движений, развитию зрительно-моторных реакций.

В заключительной части нагрузка снижается, организм ребенка приводится в относительно спокойное состояние при сохранении бодрого настроения. Сюда включаем игры малой подвижности, игры на внимание, релаксационные, расслабляющие упражнения.

Приложение 1.

Упражнения с мячом и без мяча для развития тонких

движений пальцев рук

  1. Сжимать маленький резиновый мячик правой, левой рукой попеременно и одновременно обеими руками.
  2. Вырабатывать переключение движений правой, левой рукой (маленький резиновый или теннисный мячик подбросить правой рукой, а поймать левой и наоборот).
  3. Тренировать захват маленького мяча или целлулоидный шарика (стоя с вытянутой рукой вперед, к верху тыльной стороной кисти, разжать пальцы и тут же поймать мяч, не давая ему упасть на пол).
  4. Разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак.

Упражнение для развития двигательной реакции.

1. Броски мяча о стену, продвигаясь боковым голопом и ловля его с отскока от стены двумя руками (малый, средний, большой).

Упражнение на развитие способности к равновесию.

2. Стоя, положить целлулоидный шарик на ракетку. Ходить по залу, не роняя мяч (вариант 1).

Усложняем. То же, но бегать по залу, не роняя мяч (вариант 2).

Упражнение для развития быстроты реакции.

3. Отбивание целлулоидного мяча подвешенного на леске, внешней стороной ракетки держа её горизонтально и снизу вверх поочередно.

Приложение 2.

Упражнения с мячами на развитие способностей к реагированию.

  1. Медленный бег с мячом в руках, по сигналу — бег с ускорением.
  2. Бег с баскетбольным мячом в руках, по сигналу — приседание с касанием мячом пола.
  3. Бег с теннисным мячом в левой руке, по сигналу – перекладывание мяча в правую руку за спиной.
  4. Исходное положение – стоя, мяч (любого диаметра) в руках. Подбросить мяч вверх, присесть, встать и поймать мяч двумя руками.
  5. Исходное положение – стоя, с теннисным мячом в каждой руке. Бросок мяча вверх правой рукой, другой – мяч переложить в свободную руку, поймать левой рукой.
  6. Исходное положение – сидя, ноги согнуты, мяч средней величины между стопами. Бросок мяча ногами вверх, поймать двумя руками.

Упражнения с мячами на развитие ориентационной способности.

  1. Бег с большим мячом в руках с преодолением препятствий разной высоты.
  2. Бег с большим мячом в руках с пролезанием в обручи разного диаметра.
  3. Прокатывание футбольного мяча одной или двумя руками в движении по прямой.
  4. Исходное положение – стоя руки в стороны с теннисными мячами. Круговые движения руками разноименно и одновременно вперёд и назад.

Игра «По узкой дорожке»

Цель игры: Развитие глазомера и мелкой моторики.

Ход игры: Дети стоят в колонне по одному с мячом в руке у начала скамейки (малый, средний, большой диаметр). По сигналу первый начинает движение в вдоль скамейки с последующей ловлей мяча, отскочившего от скамейки. Тоже в обратную сторону левой рукой.

Игра «Автомобили»

Цель игры: учить детей выполнять различные движения с мячом – подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками.

Ход игры: на площадке размещается дорога шириной 2 – 3 м. и длинной 4 – 5 м. Дети изображают автомобили. Они выполняют движения с мячом по заданию ведущего – «Светофора» (ведут мяч одной или двумя руками, ловят и подбрасывают, передвигаясь по площадке). Если «Светофор» показывает желтый свет, «автомобили» подбрасывают и ловят мяч, стоя на месте (ударяют мячом о землю). Когда загорается зеленый свет, все «автомобили» передвигаются по площадке, выполняя упражнения с мячом (ведут, подбрасывают и ловят мяч). На красный свет «автомобили» останавливаются, движение с мячом заканчивается. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Через игру дети учатся определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча. Применяют полученные навыки владения мячом в игровой ситуации.

Игра «Горячая картошка»

Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

Ход игры: стоящие по кругу дети по сигналу «Горячая картошка!» начинают перебрасывать или передавать мяч друг другу. Если ребенок «обжегся», т.е. не поймал мяч, он должен оббежать круг и вернуться на свое место.

Игра «Не дай мячу скатиться»

Цель игры: Ровно держать ракетку с мячом»

Ход игры: Дети делятся на две команды, у каждого в руке теннисная ракетка и мяч. По сигналу дети двигаются в прямом направлении до ориентира, обратно бегут бегом. Выигрывает та команда, у которой меньшее число падений мяча.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год