Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Ларина Елена Александровна Масленникова Наталья Александровна Николаева Анна Николаевна | |||
19.09.2025 14:38 | |||
Одним из приоритетных направлений работы современной дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений с переносом их в повседневную игровую деятельность. Основным специфическим инструментом физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения, то есть виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического развития. При этом физические упражнения не должны заменять обычные трудовые или бытовые действия, потому что для их успешного выполнения необходима система целенаправленного обучения.
Научные исследования отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии, психологии и педагогики, включая работы И.С. Сеченова, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, В. Райха, М. Фельденкрайса, Е.П. Ильина и других, подтверждают, что обучение человека движениям осуществляется в соответствии с формирования двигательных навыков. Данные закономерности можно условно описать как переход от полученных знаний и представлений о действии к умению его выполнять, далее — к автоматическому выполнению благодаря многократным повторениям. Как показал анализ научной литературы, под навыком понимается автоматизированное умение, двигательный автомат, который формируется в результате обучения и многократного повторения определенного двигательного действия (Л. П. Матвеев, В.С. Фарфель и другие). По мнению А.Ц. Пуни, автоматизированное действие осознано через слово. Значит ребенок может детально объяснить последовательность выполняемого им упражнения и, соответственно, по словесной команде может его выполнить. Исследования Н.А. Бернштейна подтвердили, что верно поставленное упражнение должно повторять раз за разом не только конкретное средство решения двигательной задачи, но и процесс решения этой задачи с постепенным дополнительным уточнением и усовершенствованием средства. Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям строится на закономерностях формирования двигательных навыков и включает три этапа:
Первый этап: первоначальное разучивание движения На данном этапе преследуются следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создавая первое целостное представление обо всем двигательном акте и научить выполнять это действие в общих чертах, при этом соблюдая правильную последовательность элементов. Продолжительность первого этапа составляет одно занятие, потому что первоначальное представление о необходимом движении может быть создано лишь один раз. На следующем занятии приступают к осуществлению уже других задач. На данном этапе необходимо воздействовать на все основные анализаторы: зрительный, слуховой и двигательный; обеспечивая ребенку всестороннее восприятие задания и активизируя его сознание. Для этого инструктор по физической культуре может использовать различные приемы обучения примерно в такой последовательности: Название упражнения. Слитный показ: правильный, очень четкий показ образца движения, без каких- либо комментариев. Он выполняется инструктором от начала до конца, в необходимом темпе, что позволяет воспитанникам усвоить целостный образ упражнения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его четкому выполнению. Более подробный показ движения в более замедленном темпе с объяснением всех элементов, составляющих движение. Самостоятельное выполнение упражнения детьми без помощи инструктора по физической культуре. В практике повседневной работы инструктора данные действия выглядят примерно следующим образом. Инструктор по физической культуре говорит: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами разучим новое упражнение, оно называется «Карандаш». Вам необходимо посмотреть, как выполняется данное упражнение (показывает без объяснения в надлежащем темпе). Теперь посмотрите еще раз и послушайте. И.п.: основная стойка — пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Начинаем упражнение с правой ноги. (Педагог осуществляет зеркальный показ, то есть, показывает движения левой ногой). На раз- правую ногу ставлю вперед на носок, два- отвожу в правую сторону, три- отводим назад, четыре- возвращаемся в исходное положение. И.п. тоже. Повторяем, те же движения левой ногой: на раз- левую ногу вперед на носок, два – отводим в левую сторону, три- назад, четыре- в исходное положение. А теперь попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно, без демонстрации, под мой счет. И.п.: основная стойка, проверьте, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Упражнение с правой ноги начинай! Раз, два, три, четыре (правую вперед на носок, в сторону, назад, приставили). С левой ноги: раз, два, три, четыре (левую ногу вперед, в левую сторону, назад, приставили)... Молодцы, закончили упражнение». При выполнении движения дети самостоятельно, слушая указания педагога, мы проверяем практически сложившийся у них образ движения, а инструктор следит за тем, как дети поняли задание. Если видно какое-либо несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет и при необходимости еще раз демонстрирует правильные движения. Все данные приемы обеспечивают образование временных связей в коре головного мозга и способствуют осознанному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, из которых состоит упражнение, объединению их в полный, целостный образ с опорой на мышечные ощущения. Технология поэтапного обучения физическим упражнениям помогает не только развивать двигательные умения и навыки детей дошкольного возраста, но и способствует их общему развитию, включая психофизические качества и творческие способности. Важно помнить, что успешное применение этой технологии требует от инструктора углубленного понимания закономерностей формирования двигательных навыков и использования различных методических приемов, которые адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Литература:
|