Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Спортивные праздники и развлечения как форма приобщения дошкольников к физической культуре
Спорт, тренировки
Автор: Мансурова Валентина Борисовна   
19.06.2020 15:18

Спортивные праздники и развлечения как форма приобщения дошкольников к физической культуреСпортивные праздники и развлечения как форма приобщения дошкольников к физической культуре

Мансурова Валентина Борисовна, воспитатель, МБДОУ № 104 г. Томск

Актуальность. Здоровье детей — богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный.

ФГОС ДО делает акцент на важность физического развития детей дошкольного возраста, на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка» [1, С.12].

Следовательно, физическое развитие детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид развития имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.

 

В числе первоочередных мер, направленных на развитие физической активности дошкольников, определено создание условий и вовлечение детей в активные занятия физической культурой и спортом.

Для решения проблемы дефицита двигательной деятельности дошкольников необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста. Так как дошкольный возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма, физических качеств, а также это период благоприятный для положительного воздействия на их духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, веры в свои силы. И от того как пройдет у дошкольников этот период развития, в том числе и физического, зависит дальнейшая успешность обучения в школе.

На всестороннее развитие дошкольника активное влияние оказывают все формы двигательной деятельности – это и утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, НОД по физическому развитию и спортивный (физкультурный) досуг (спортивные праздники и развлечения).

К более привлекательным для детей и активным занятиям физической культурой и спортом относятся спортивные праздники и развлечения.

Спортивный досуг – это одна из форм активного отдыха детей в детском саду. Во время спортивного досуга ребенок реализует естественную потребность в движении, восполняет дефицит двигательной активности.

Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, игры, разучиваемые на физкультурных занятиях, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благотворное влияние на организм ребенка. Досуги – это, чаще всего, игра, а игра является ведущим видом деятельности ребенка и является сильным средством воспитания, влияет на все стороны личности ребенка. Подвижная игра имеет важное значение, как для физического, так и психического развития детей. Оздоровительная роль подвижной игры, имитационных и игровых упражнений, игр-забав и т.д. проявляется в формировании эмоционального мира ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Следовательно, проблема физического развития дошкольника посредством спортивных праздников и развлечений является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Проблема данного исследования заключается в определении содержания и методики проведения спортивных праздников и развлечений в разных возрастных группах ДОУ.

Цель исследования: выявление требований к содержанию и методике проведения спортивных праздников и развлечений как форме приобщения дошкольников к физической культуре.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования следующим образом определяет задачи физического развития детей дошкольного возраста: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1, С.8].

Выполнения названных ФГОС ДО задач позволит заложить фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:

  • телосложение;
  • основные функциональные параметры;
  • развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

При исследовании физической подготовленности, как правило, авторы выделяют две основные составляющие:

  • уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения
  • уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости). [4, С.21].

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 4-5 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 4-5 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Дети, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.

В возрасте 4-5 лет дети учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом, дети могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:

  • простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • ходить спиной вперед;
  • ходить спиной вперед; [5, С.42].

Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.

Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.

В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. [8, С.18]. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии.

Именно в этом возрасте рекомендуется подготовить руку ребенка к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.

Таким образом, именно в возрасте 4-5 следует уделять большое внимание на физическое развитие детей, именно в этом возрасте закладываются основы подготовки к обучению. Обоснованный и правильный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий, таких как подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, использование различных форм работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники.

Таким образом, планирование работы по организации активного отдыха детей в ДОУ помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств.

Предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной деятельности, а также воспитанию коллективизма, дружбы, взаимопомощи; развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что:

  1. Физкультурные праздники, досуги, развлечения – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
  2. Благодаря организации физкультурных мероприятий, активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств:
  • Повышается интерес к занятиям физической культурой.
  • Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.
  • Создаются условия для активного сотрудничества с родителями в деле физического развития и оздоровления детей.

Использование в организации двигательного режима средней группы спортивных праздников и развлечений, показало динамический рост интереса детей к физической активности. Нам удалось создать межличностное взаимодействие дети-родители-педагоги, на наш взгляд, данное взаимодействие важно не только для повышения физической активности дошкольником, но и важно для педагогического процесса в целом.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача родителей и дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованный процесс физического развития в ДОУ, в том числе и спортивных досугов (праздников и развлечений) обеспечивает полноценное физическое и умственное развитие детей, формирует у них интерес и желание заниматься спортом и физической культурой на всю дальнейшую жизнь, что является фундаментом здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год