Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»
Скоро в школу
Автор: Попаз Светлана Федоровна   
10.09.2019 17:32

«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Тема: «Чем определяется содержание образования ребенка с ОВЗ.»

Выполнил: Попаз Светлана Федоровна воспитатель МАДОУ№8 Планета детства» г.Реутов.

Оглавление

1. Принципы дошкольного инклюзивного образования

1. 1 Принцип индивидуального подхода

1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности

1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс

1. 4 Принцип междисциплинарного подхода

1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания

 

Скачать конспект

1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей

  1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
  2. Из чего состоят специальные образовательные условия
  3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия
  4. Список литературы

1. Процесс инклюзивного образования основан на семи принципах.

1. 1 Принцип индивидуального подхода. Выбирать формы, методы, средства обучения и воспитания надо с учетом образовательных потребностей детей. Индивидуальный подход – это не только внешнее внимание к нуждам конкретного ребенка. Это еще и право ребенка самостоятельно проявить индивидуальность.

1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности. Важно обеспечить детям условия для самостоятельной активности. Зачастую взрослые уверены, что ребенок с ОВЗ не способен действовать самостоятельно, и делают все за него. В такой ситуации у ребенка формируется «выученная беспомощность»

(выученная беспомощность – это феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, а сам при этом остается пассивным).

То же может произойти с родителями ребенка с ОВЗ. Они могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, при этом забывают про собственные возможности.

1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Например, в совместные мероприятия, семинары, праздники. Цель – сделать так, чтобы участники образовательного процесса понимали друг друга, относились друг к другу терпимо.

1. 4 Принцип междисциплинарного подхода. Индивидуальные характеристики детей разнообразны. Чтобы подобрать подходящие методы и приемы обучения и воспитания, нужен комплексный, междисциплинарный подход. В группе с детьми работают воспитатель, старший воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог. Они регулярно проводят диагностику детей и составляют образовательный план действий. Этот план направлен как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания. Чтобы включить в инклюзивную группу детей с разными особенностями, нужна вариативная развивающая среда.

Вариативная развивающая среда – это развивающие и дидактические пособия, средства обучения, безбарьерная среда, методическая база для обучения и воспитания детей. Кроме того, это способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и по специальной педагогике.

1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, если их поддерживают семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка. Внимательно относитесь к запросам родителей, научитесь договариваться о совместной поддержке ребенка.

1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться. К примеру, включать в себя новые структурные подразделения, принимать новых специалистов, использовать современные развивающие методы и средства.

Из чего состоят специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и как их создать.

2. Из чего состоят специальные образовательные условия

Создание для ребенка с ОВЗ специальных условий в ДОО включает в себя восемь шагов:

Шаг 1. Ребенок поступает в ДОО. Для этого родители подают в ДОО документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка и т. д.

Шаг 2. Педагоги проводят диагностику ребенка, выявляют риски. Подтвердить данные педагогической диагностики должны специалисты психолого-педагогического консилиума ДОО (далее – ППк).

Шаг 3. ППк проводит первичную диагностику состояния ребенка и составляет заключение. В заключении специалисты отражают рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. Первичная диагностика проходит в присутствии родителей или с их разрешения.

Шаг 4. Специалисты ППк просвещают и консультируют родителей ребенка. Цель – мотивировать родителей, чтобы они обследовали ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Шаг 5. Специалисты ППк готовят пакет документов на дошкольника для ПМПК. В него входят характеристики, заключение ППк, результаты деятельности ребенка и т. д.

Шаг 6. Родители обращаются в территориальную ПМПК для комплексной диагностики. Специалисты ПМПК рекомендуют для ребенка специальные образовательные условия. С учетом этих рекомендаций ДОО создаст особые условия обучения, адаптирует образовательную программу, составит индивидуальный учебный план и т. д.

Шаг 7. Родители передают заключение ПМПК администрации ДОО или координатору по инклюзии. В заключении прописаны специальные условия, которые ДОО должна создать ребенку.

Шаг 8. Координатор по инклюзии или администрация ДОО реализуют особые условия обучения. Цель – включить ребенка в образовательную и социальную среду. Для этого привлекают специалистов ППк, педагогов, родителей, проверяют внутренние ресурсы ДОО. Если возможно, заключают договор сетевого взаимодействия с другими ОО, чтобы сопровождать ребенка с ОВЗ.

3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия»

Обычно специальные условия включают в себя:

  1. Адаптацию среды и условий. Это архитектурные условия и специальное оборудование для детей с ОВЗ. Например, техническое оборудование для слабовидящих и слабослышащих детей; вертикализаторы и специальные столы ‒ для детей с двигательными нарушениями; дидактические пособия.
  2. Адаптацию образовательной программы.
  3. Коррекционно-развивающую работу.
  4. Программы дополнительного образования для общего развития ребенка. Например, спортивные секции, художественные студии, музыкальные кружки.

Как ДОО сопровождает особого ребенка

В зависимости от особенностей развития, рекомендаций ПМПК, ресурсов ДОО возможны два варианта сопровождения ребенка (см. таблицу).

Сопровождение ребенка с ОВЗ

Условие

Вариант сопровождения

В штате ДОО есть специалисты, которые необходимы ребенку: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования

Штатные специалисты ДОО адаптируют образовательную программу совместно
с педагогами.

На базе ДОО штатные специалисты проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком.

Штатные педагоги дополнительного образования внедряют дополнительные обучающие программы.

Руководитель и администрация ДОО обеспечивают детей всем необходимым
для обучения

В штате ДОО нет специалистов, которые нужны для работы с ребенком

Чтобы обучать особых детей, ДОО взаимодействует с организациями, у которых есть необходимые специалисты. К примеру, это ПМПК, ЦПМСС, ресурсный центр, ОО, которые обучают детей по адаптированным программам.

Чтобы реализовать программы дополнительного образования, ДОО также сотрудничает с другими организациями. Например, с центрами дополнительного образования, спортивными школами, другими ОО

Список литературы

1. Материал из Справочной системы «Образование»

vip. 1obraz. ru

2. http: //www. resobr. ru/deti-s-ovz-v-dou

3. Инклюзивное образование. [Текст]: методическое пособие / под. ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с

4. Инклюзивное образование. Тема номера. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год