Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»
Скоро в школу
Автор: Попаз Светлана Федоровна   
10.09.2019 17:32

«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Тема: «Чем определяется содержание образования ребенка с ОВЗ.»

Выполнил: Попаз Светлана Федоровна воспитатель МАДОУ№8 Планета детства» г.Реутов.

Оглавление

1. Принципы дошкольного инклюзивного образования

1. 1 Принцип индивидуального подхода

1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности

1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс

1. 4 Принцип междисциплинарного подхода

1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания

 

Скачать конспект

1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей

  1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
  2. Из чего состоят специальные образовательные условия
  3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия
  4. Список литературы

1. Процесс инклюзивного образования основан на семи принципах.

1. 1 Принцип индивидуального подхода. Выбирать формы, методы, средства обучения и воспитания надо с учетом образовательных потребностей детей. Индивидуальный подход – это не только внешнее внимание к нуждам конкретного ребенка. Это еще и право ребенка самостоятельно проявить индивидуальность.

1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности. Важно обеспечить детям условия для самостоятельной активности. Зачастую взрослые уверены, что ребенок с ОВЗ не способен действовать самостоятельно, и делают все за него. В такой ситуации у ребенка формируется «выученная беспомощность»

(выученная беспомощность – это феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, а сам при этом остается пассивным).

То же может произойти с родителями ребенка с ОВЗ. Они могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, при этом забывают про собственные возможности.

1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Например, в совместные мероприятия, семинары, праздники. Цель – сделать так, чтобы участники образовательного процесса понимали друг друга, относились друг к другу терпимо.

1. 4 Принцип междисциплинарного подхода. Индивидуальные характеристики детей разнообразны. Чтобы подобрать подходящие методы и приемы обучения и воспитания, нужен комплексный, междисциплинарный подход. В группе с детьми работают воспитатель, старший воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог. Они регулярно проводят диагностику детей и составляют образовательный план действий. Этот план направлен как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания. Чтобы включить в инклюзивную группу детей с разными особенностями, нужна вариативная развивающая среда.

Вариативная развивающая среда – это развивающие и дидактические пособия, средства обучения, безбарьерная среда, методическая база для обучения и воспитания детей. Кроме того, это способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и по специальной педагогике.

1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, если их поддерживают семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка. Внимательно относитесь к запросам родителей, научитесь договариваться о совместной поддержке ребенка.

1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться. К примеру, включать в себя новые структурные подразделения, принимать новых специалистов, использовать современные развивающие методы и средства.

Из чего состоят специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и как их создать.

2. Из чего состоят специальные образовательные условия

Создание для ребенка с ОВЗ специальных условий в ДОО включает в себя восемь шагов:

Шаг 1. Ребенок поступает в ДОО. Для этого родители подают в ДОО документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка и т. д.

Шаг 2. Педагоги проводят диагностику ребенка, выявляют риски. Подтвердить данные педагогической диагностики должны специалисты психолого-педагогического консилиума ДОО (далее – ППк).

Шаг 3. ППк проводит первичную диагностику состояния ребенка и составляет заключение. В заключении специалисты отражают рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. Первичная диагностика проходит в присутствии родителей или с их разрешения.

Шаг 4. Специалисты ППк просвещают и консультируют родителей ребенка. Цель – мотивировать родителей, чтобы они обследовали ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Шаг 5. Специалисты ППк готовят пакет документов на дошкольника для ПМПК. В него входят характеристики, заключение ППк, результаты деятельности ребенка и т. д.

Шаг 6. Родители обращаются в территориальную ПМПК для комплексной диагностики. Специалисты ПМПК рекомендуют для ребенка специальные образовательные условия. С учетом этих рекомендаций ДОО создаст особые условия обучения, адаптирует образовательную программу, составит индивидуальный учебный план и т. д.

Шаг 7. Родители передают заключение ПМПК администрации ДОО или координатору по инклюзии. В заключении прописаны специальные условия, которые ДОО должна создать ребенку.

Шаг 8. Координатор по инклюзии или администрация ДОО реализуют особые условия обучения. Цель – включить ребенка в образовательную и социальную среду. Для этого привлекают специалистов ППк, педагогов, родителей, проверяют внутренние ресурсы ДОО. Если возможно, заключают договор сетевого взаимодействия с другими ОО, чтобы сопровождать ребенка с ОВЗ.

3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия»

Обычно специальные условия включают в себя:

  1. Адаптацию среды и условий. Это архитектурные условия и специальное оборудование для детей с ОВЗ. Например, техническое оборудование для слабовидящих и слабослышащих детей; вертикализаторы и специальные столы ‒ для детей с двигательными нарушениями; дидактические пособия.
  2. Адаптацию образовательной программы.
  3. Коррекционно-развивающую работу.
  4. Программы дополнительного образования для общего развития ребенка. Например, спортивные секции, художественные студии, музыкальные кружки.

Как ДОО сопровождает особого ребенка

В зависимости от особенностей развития, рекомендаций ПМПК, ресурсов ДОО возможны два варианта сопровождения ребенка (см. таблицу).

Сопровождение ребенка с ОВЗ

Условие

Вариант сопровождения

В штате ДОО есть специалисты, которые необходимы ребенку: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования

Штатные специалисты ДОО адаптируют образовательную программу совместно
с педагогами.

На базе ДОО штатные специалисты проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком.

Штатные педагоги дополнительного образования внедряют дополнительные обучающие программы.

Руководитель и администрация ДОО обеспечивают детей всем необходимым
для обучения

В штате ДОО нет специалистов, которые нужны для работы с ребенком

Чтобы обучать особых детей, ДОО взаимодействует с организациями, у которых есть необходимые специалисты. К примеру, это ПМПК, ЦПМСС, ресурсный центр, ОО, которые обучают детей по адаптированным программам.

Чтобы реализовать программы дополнительного образования, ДОО также сотрудничает с другими организациями. Например, с центрами дополнительного образования, спортивными школами, другими ОО

Список литературы

1. Материал из Справочной системы «Образование»

vip. 1obraz. ru

2. http: //www. resobr. ru/deti-s-ovz-v-dou

3. Инклюзивное образование. [Текст]: методическое пособие / под. ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с

4. Инклюзивное образование. Тема номера. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год