Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Готовность к школьному обучению.
Скоро в школу
Автор: Макарова Светлана Андреевна   
10.11.2017 00:11

Готовность к школьному обучениюГотовность к школьному обучению

Ещё пару десятков лет назад родители будущих учеников не предавали особого значения необходимости специальной подготовки ребенка к школьному обучению, возлагая данную функцию на дошкольное образовательное учреждение. Но жизнь не стоит на месте, наше школьное образование постоянно претерпевает изменения, поэтому для родителей дошкольников уже не секрет, что подготовка к школе — дело не менее ответственное и серьезное, чем само школьное обучение. Правда, некоторые родители полагают, что достаточно вложить в головку ребенка лишь некоторые знания, которые ему пригодятся на уроках для того, чтобы качественно усваивать новую информацию. Но на самом деле это лишь часть того, что ему потребуется в учебном заведении. Так в чем же заключается готовность ребенка к обучению? В этом вопросе необходимо разобраться каждому родителю, чтобы иметь возможность заранее понять, все ли составляющие присутствуют у его ребенка и, в случае чего, поработать над пробелами. Но лучше, конечно, заблаговременно заняться всеми составляющими, чтобы к нужному сроку малыш обладал всеми необходимыми навыками, и специалистам не пришлось в спешке их корректировать.

Компоненты готовности ребенка к школе

 

Существует несколько компонентов готовности к школьному обучению, и все они одинаково важны. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для маленького человечка проблемами в учебе или общении с учителями и сверстниками. Готовность ребенка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на:

  • интеллектуальную
  • эмоциональную (волевую)
  • личностную (социально-коммуникативную)

И над всеми этими составляющими необходимо в той или иной мере работать. Они не появятся у ребенка сами собой. Давайте же теперь подробнее ознакомимся с каждым из вышеупомянутых компонентов.

Физическая готовность. Это, наверное, самая понятная составляющая. Под данным термином подразумевается, что ребенок достаточно развит физически для своего возраста, чтобы справляться со школьными нагрузками. Этому способствуют и разнообразные упражнения, и спортивные занятия, и подвижные игры. Немаловажным является режим ребенка и состояние здоровья. Так же стоит особенно уделить внимание уровню развития моторики ребенка, особенно мелкой моторики, т.к. сформированность именно ее компонентов способствует в дальнейшем успешному усвоению графомоторных навыков и, в конечном счете, обучению письму.

Психологическая готовность ребенка к обучению. Этот компонент достаточно многогранен. Он подразумевает наличие у ребенка мотивации к обучению (то есть стремление получать новые знания), бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Начнем с важной составляющей психологической готовности – интеллектуальной.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает под собой уровень сформированности психических функций, т.е. той базы, на которую в дальнейшем будет ложиться школьное обучение. Зачастую родители подменяют значение этого компонента, стремясь "натаскать" ребенка на умение читать и писать еще до поступления в школу. Этому заблуждению нередко способствуют и некорректные методики подготовки к обучению в школе, реализуемые большим количеством разнообразных Центров развития детей. Итогом такой подготовки нередко является наличие у ребенка поверхностных либо механических навыков, не имеющих под собой достаточного уровня развития необходимых для усвоения этих навыков психических функций. Так, ребенка могут обучить чтению, тогда как фонематические процессы (восприятие, анализ и синтез) находятся у него на низком уровне сформированности, что впоследствии приведет к нарушению письма и чтения. В лучшем случае коррекцией дислексии и дисграфии будет заниматься логопед, а в худшем — ребенок останется один на один со своими проблемами.

Итак, интеллектуальная готовность подразумевает под собой:

  • наличие у ребенка любознательности (познавательной активности)
  • запас у ребенка определенных знаний и навыков
  • наличие разных типов мышления (образного, логического)
  • достаточный уровень развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  • сформированность всех компонентов речи
  • достаточный уровень развития памяти (слуховой, зрительной), причем не только долговременной, но и кратковременной
  • достаточный уровень развития воображения
  • достаточный уровень развития всех параметров внимания (концентрация, переключаемость, распределение, объем)
  • понимания основных закономерностей

В дошкольном возрасте ребенок должен уметь рассказать о своей семье и образе ее жизни (может назвать имена всех членов семьи, их профессии и т.д.), обладать информацией об окружающем мире и уметь ее применять (ему известны названия времен года, дней недели, месяцев и их последовательность, названия самых распространенных в регионе его проживания растений и животных). Также будущий школьник должен знать не только, в каком городе он живет, но и сказать свой адрес. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь рассуждать, ориентироваться в пространстве и во времени. Родители должны помогать ребенку не только приобретать всю вышеуказанную информацию, но и уметь ее обобщать и систематизировать. К тому же без помощи взрослых ему сложно научиться находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения, делать выводы.

Эмоциональная готовность к школе так же является немаловажным компонентом готовности к школьному обучению.

Мы прекрасно понимаем, что малыш хоть и тянется к знаниям и стремится поскорее пойти в учебное заведение, на практике сталкивается с тем, что ему далеко не всегда приходится делать то, что он хочет. Эмоциональная или волевая готовность и подразумевает под собой то, что ребенок способен выполнять задания учителя, даже если они ему не по душе. Он умеет соблюдать режимы (дня и школьный), ставить перед собой цели, разрабатывать планы их достижения и, соответственно, идти к ним, даже если возникнут препятствия. Очень важно сформировать на этом этапе у ребенка адекватную самооценку и стремление к ее повышению за счет достижения хороших результатов в обучении. Совместное преодоление трудностей и поддержка родителей позволит малышу лучше справиться новым, непривычным для него, видом деятельности.

Личностная готовность к школе — еще один важный компонент, который должен быть сформирован при поступлении в школу. Нельзя забывать, что школа – это не только уроки и знания, но и новые люди. Конечно, старший дошкольник уже умеет завязывать отношения с другими людьми, как он делал это в детском саду или на игровой площадке, но все же он может столкнуться с определенными трудностями.

Поэтому к началу школьного обучения ребенок должен уметь:

  • общаться
  • работать в команде
  • отстаивать свое мнение (если речь идет о сверстниках), но также и находить компромисс в случае необходимости
  • подчиняться (в общении с учителем)

Это очень важная составляющая готовности ребенка к школе. Ведь если он не сможет хорошо общаться с одноклассниками, это может сказаться на его психологическом состоянии и, как следствие, на учебе.

Итак, на этапе подготовки к школьному обучению родителям необходимо адекватно оценить свои возможности по определению уровня подготовленности ребенка к школе и формировании недостающих компонентов в развитии. Если же нет уверенности в том, что вы можете в полной мере оценить наличие всех вышеперечисленных компонентов у своего малыша, то лучше доверить эту задачу специалисту. Как правило, диагностика готовности ребенка к школе проводится психологом, который поможет разобраться в проблемах ребенка и дать советы относительно того, над чем и как нужно работать, чтобы новый период жизни ребенка был таким же радостным и успешным, как его дошкольное детство.

Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1935, к.п. н. Макарова С.А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год