Сценарий родительского собрания в подготовительной группе в форме тренинга для родителей «Поверь в своего ребенка!»
Составили и провели педагоги МАДОУ № 24: Черепанова Мария Викторовна, Хавелева Марина Сергеевна
Целевая аудитория: Родители детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Проблема: Родители недооценивают возможности детей, считают их «маленькими» и «многое не умеющими», что может тормозить развитие самостоятельности, уверенности в себе и мотивации к обучению.
Ключевая цель: Изменить восприятие родителей, сместив фокус с «он не умеет» на «он может научиться, я помогу и поддержу».
Задачи:
- Показать родителям реальный потенциал и компетенции детей этого возраста.
- Помочь родителям осознать силу своей веры в ребенка и влияние их ожиданий на его развитие.
- Дать практические инструменты и приемы для поддержки детской инициативы и самостоятельности.
- Снизить родительскую тревожность относительно подготовки к школе.
Формат: Тренинг с элементами дискуссии, игровыми упражнениями, мастер-классом и рефлексией. Продолжительность: 1, 5 — 2 часа.
Материалы:
- Презентация с ключевыми тезисами и фото/видео примерами работ детей.
- Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши.
- Небольшие анкеты для упражнения.
- Памятки для родителей.
- Проектор и экран или большой монитор.
- Мягкая игрушка или мячик для передачи слова.
Ход тренинга
1. Введение (15 минут)
Приветствие и настрой на работу. (Педагог встречает родителей, предлагает чай/кофе, звучит спокойная фоновая музыка)
Педагог: «Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня здесь. Тема нашей встречи очень теплая и важная — «Поверь в своего ребенка!». Мы часто, движимые любовью и заботой, стараемся предупредить каждый шаг нашего ребенка, помочь ему, сделать за него. И иногда в этой суете мы не замечаем, как сильно он уже вырос и сколько всего уже может сам».
Упражнение-разминка «Ассоциации».
- Цель: Создать доверительную атмосферу и выйти на тему.
- Инструкция: «Давайте встанем в круг. У меня в руках мячик. Тот, у кого он окажется, должен быстро назвать имя своего ребенка и одну его сильную сторону, качество, которое вам в нем особенно нравится. Например: "Марк, он очень любознательный"».
- Процесс: Родители передают мячик, называют качества. Тренер кратко комментирует, подчеркивая разнообразие и ценность этих качеств.
- Вывод: «Посмотрите, какие наши дети замечательные! Мы уже сейчас видим в них столько сильных сторон. А сейчас давайте попробуем посмотреть на их возможности под другим углом».
2. Основная часть (60-70 минут)
Беседа-дискуссия «Чего я жду от своего ребенка?»
- Цель: Обозначить проблему завышенных/заниженных ожиданий.
- Инструкция: «Давайте честно ответим себе на два вопроса. Не вслух, а про себя. Первый: "Что мой ребенок уже умеет делать САМОСТОЯТЕЛЬНО без моей помощи?". Второй: "Что он, на мой взгляд, еще НЕ умеет делать или делает недостаточно хорошо?".
- Обсуждение: Педагог записывает на флипчарте или доске в две колонки предполагаемые ответы родителей (напр., «Самостоятельно»: одеваться, убирать игрушки; «Не умеет»: красиво писать, логично рассказывать, аккуратно раскрашивать).
- Анализ: «Часто наш список "не умеет" связан не с реальными возможностями ребенка, а с нашими взрослыми, часто завышенными критериями "идеального" результата. Мы ждем от рисунка аккуратности, а он рисует эмоции. Мы ждем подробного пересказа, а он делится самым ярким впечатлением».
Мини-лекция «Возрастные возможности ребенка 6-7 лет»
(сопровождается презентацией).
- Цель: Дать объективную информацию о том, что действительно может и стремится делать ребенок в этом возрасте.
- Тезисное содержание:
- Познавательное развитие: стремление к самостоятельности, умение выдвигать гипотезы, бурная фантазия.
- Развитие речи: богатый словарный запас, умение сочинять истории, но возможны трудности с грамматикой и построением сложных предложений.
- Развитие моторики: достаточно развитая крупная моторика, мелкая моторика еще в стадии развития (отсюда неидеальный почерк и рисунки).
- Ключевой посыл: Ведущий вид деятельности — ИГРА. Через игру ребенок учится всему. И наша задача — не заставить его учиться, а создать условия для игры-исследования.
Игровое упражнение «Взгляд со стороны» (Мастер-класс).
- Цель: Дать родителям опыт, в котором они ощутят на себе разницу между критикой и поддержкой.
- Инструкция (Часть 1 — "Критика"): «Сейчас я попрошу вас взять лист бумаги и карандаш. Ваша задача — нарисовать кошку. Но есть условие: я буду вам "помогать"». Тренер ходит по аудитории и дает критические комментарии, как это часто делают дети: «Что это у нее за уши такие маленькие?», «Хвост кривой», «Разве кошки бывают такого цвета?», «Посмотри, как у соседа красиво получилось!».
- Обсуждение (Часть 1): «Какие чувства вы испытывали? Хотелось ли вам продолжать? Было ли это мотивирующим?»
- Инструкция (Часть 2 — "Поддержка"): «А теперь давайте попробуем по-другому. Возьмите второй лист. Снова рисуем кошку. Но теперь мои комментарии будут другими». Тренер ходит и поддерживает: «О, я вижу, ты начал с головы — это хороший план!», «Какой интересный цвет ты выбрал для кошки, она точно волшебная!», «Мне нравится, как ты стараешься прорисовать усики!», «Расскажи мне про свою кошку, что она любит делать?».
- Обсуждение (Часть 2): «Что изменилось в ваших ощущениях? Какой подход помог вам чувствовать себя увереннее?»
- Вывод: «Наша вера и поддержка — это не сюсюканье, а констатация факта: "Я вижу твое старание, я с тобой, я верю, что у тебя получится". Это создает безопасную среду для экспериментов и роста».
3. Практикум «Стратегии поддержки» (20 минут)
Тренер: «Давайте превратим наши привычные фразы в поддерживающие. Я говорю фразу, а вы помогаете мне переформулировать ее».
- «Не так! Дай я сама сделаю!» → «Давай я покажу тебе другой способ, если хочешь» или «У тебя уже хорошо получается держать ножницы, давай попробуем вот так».
- «Почему ты ничего не рассказываешь, как в саду дела?» → «Расскажи, что сегодня было самым интересным/смешным?» (конкретный вопрос).
- «Опять вся рубашка в краске!» → «Я вижу, ты здорово поработал! Давай вместе приберем мастерскую» (разделение ответственности).
- «Все дети как дети, а ты...» → «Ты уникальный! У тебя свой подход. Давай подумаем, как можно сделать по-твоему».
Совместная выработка правил:
- Правило 10 секунд: Прежде чем помочь, дайте ребенку 10 секунд на то, чтобы попробовать самому.
- Правило «Разбивка на шаги»: Большое дело (убрать всю комнату) разбивайте на маленькие и понятные шаги ( «Сначала собери кубики в коробку»).
- Фокус на процессе, а не результате: Хвалите не за идеальный рисунок, а за усидчивость, за выбор цвета, за интересную идею.
4. Завершение (10-15 минут)
Рефлексия «Я уношу с собой...»
- Инструкция: «Давайте поделимся одним открытием, идеей или ощущением, которое у вас появилось сегодня и которое вы хотели бы унести с собой в ваши отношения с ребенком».
- Процесс: Родители по кругу делятся мыслями.
Информационный блок и вручение памяток.
- Педагог кратко резюмирует ключевые идеи тренинга.
- Раздает заранее подготовленные памятки с краткими тезисами и стратегиями поддержки ребенка.
- Информирует о возможности индивидуальных консультаций.
Благодарность и обратная связь.
- Педагог благодарит родителей за участие, открытость и работу.
- Предлагает оставить письменные отзывы о тренинге (анонимно).
|