Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики. |
Родительские собрания | |
Автор: Абдуллаева Марина Владимировна | |
10.02.2025 16:32 | |
Музыкальный руководитель: Абдуллаева М.В. Январь, 2025г. Цель: расширить представление о малой Родине у дошкольников и их родителей, вызвать интерес к казачьей культуре, быту по средством музейной педагогики. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас: чугунок, крынка, ухват, кочерга и т.д. Создание среды для организации и проведения занятия: красочная коробка с глобусом, декорация казацкого двора, музыкальный центр, лошадки на палочке по числу детей, музыкальные инструменты из мини-музея казачьих музыкальных инструментов, музыка для слушания. Планируемые результаты: развитие у воспитанниковинтереса к казачьей культуре, быту, к миру музыки, умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; расширение и активизация словарного запаса. Предварительная работа: Создание и просмотр с детьми видео презентации «Кто такие казаки», подбор музыкального сопровождения, создание аудио обращения детского сада, создание декораций казачьего куреня. Ход собрания. Выступление педагогов: представление родительской общественности музейной педагогики и проектной деятельности в рамках региональногокомпонента. У центральной стены декорация казачьего двора: курень, плетень и т.д. В центре зала — большая коробка. Детипод музыку входят в зал и встают в полукругом. Воспитатель: Собрались все дети в полукруг: Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними. Дети: Утром рано мы проснулись — здравствуйте! Сладко-сладко потянулись – здравствуйте! Просыпаются ладошки – здравствуйте! Заплясали наши ножки – здравствуйте! Мы друг к другу повернулись – здравствуйте! И гостям все улыбнулись – здравствуйте! Садятся на стульчики. Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное. (обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала). - Интересно, что это за коробка? (Звучит негромкая «волшебная» музыка.) Голос (в аудиозаписи): Это говорю я, ваш детский сад «Жемчужинка». В этой коробке мой сюрприз для вас, ребята. Воспитатель: Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное? Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что там? Открывает коробку и достаёт глобус. Ребята, кто знает, что это такое? Ответы детей: Глобус. Воспитатель: Правильно, это глобус-модель земного шара. А что на нём изображено? Ответы детей: Страны, моря и океаны. Воспитатель: Скажите, в какой стране мы живем? Ответы детей: В России. Воспитатель: Правильно! Ребята, среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку: У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете – Есть родина своя. А там, где мы родились, Где радостно живём… Края свои родные… Как же мы зовём? Ответы детей: Донской край! Воспитатель: А место, в котором мы с вами живем называется… (станица Егорлыкская Ростовской области). Как еще называется место, где ваш дом, семья, где вы родились? Ответы детей: Малая Родина. 1. Ребенок: Как хорош наш крайдонской, Другого мы и не найдем. Споем мы о станице Егорлыкской, Как дружно в ней живем! Исполняется казачья песня «Хороша станица наша!» Воспитатель: Хороша станица наша! Хороша и песня! А люди, которые живут в ней, знамениты своей работой, своими делами, своими традициями. В нашем казачьем крае люди вольные, свободолюбивые, готовые в любой момент защищать и оберегать свой край. Кто эти люди, вспомнитефильм, который мы смотрели. О ком он? Ответы детей: О казаках. Воспитатель: Чем занимаются казаки? Ответы детей: Гончарным делом, разведением скота, сельхоз работами и так далее, но главное – они защищают Родину. Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называется жилище казаков? Ответы детей: Курень. Воспитатель: Правильно, а вы хотели бы отправиться в гости к казакам? Ответы детей: Да! Воспитатель: Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам, мы будем очень рады! 2. Ребенок: Спелыми садами здесь земля богата, И колышет ветер нивы — широки. 3. Ребенок: Здесь растут и крепнут парни и девчата, Казачата, ну а это значит — казаки! Воспитатель: Как вы думаете, друзья: на чем люди путешествуют? Ответы детей: На поезде, машине, автобусе. Воспитатель: Ребята, а на чем же мы отправимся в гости к казакам? Мне кажется я что-то слышу… (Звучит фонограмма конского ржания и топота копыт). Воспитатель: Вы слышите? Кто это? Ответы детей: Кони скачут. Воспитатель: Да, это топот копыт, нас ждут настоящие казачьи кони. Седлайте коней и скачем «галопом». (Садятся на палочки-лошадки, едут круг, останавливаются в центре, поют). Исполняется песня «Эх, казачата!». Скачут круг и «едут» к музею «История Донцов», родители идут следом. Муз. руководитель: Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков. Муз. руководитель надевает казачий атрибут- завеску (фартук)). Казачка (муз. руководитель): Здорово дневали, гости дорогие! Дети: Слава Богу, хозяюшка! Казачка: Приглашаю вас в казачий курень, уважаемые гости (родители садятся, дети занимают свои места). Казаки, поселившиеся на Дону, умели храбро воевать и жить честно, были смелыми, бесстрашными. Вот и мой казак на войне! Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. (Группа детей изображают казачат). 1. Мальчик (Артем Б.): У Дона-батюшки реки живут лихие казаки, Их быт разнообразен, интересен! Не мыслят жизни без любви они и ярких песен. Исполняется песня «Казачий край». Казачка: Посмотрите, гости, чем внутри украшали курень? Ответы детей: Половичками, занавесками, покрывалами, вышивками. Казачка: Правильно! И особое место в курене отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду. Топили печь чаще всего бурьяном, соломой, камышом, тростником и кизяком. А в какой комнате находится печь? (В кухне). А как у казаков называлась кухня? (Стряпка). Почему стряпка? 1. Девочка (Ангелина): Здесь казачка стряпала, то есть готовила еду. А готовую пищу называли словом «стряпня». Поэтому женщину, которая готовила, называли «стряпуха». Казачка: Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. 2. Девочка (Света): Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Казачка: Что имели в виду казаки? (Ответы детей). Правильно! 3. Девочка (Аделина входит с коромыслом): Ой, у нас гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Вот водицы свежей принесла. Казачка: Как известно, по воду у казаков ходили только женщины и девушки. (Обращаясь к гостям): Ав чем вы дома готовите пищу? Ответы: В кастрюле. Казачка: А казаки готовили и хранили пищу в чугунках и крынках. (Показ). 4. Девочка (Настя): Кувшин (держит в руках) изготавливали их глины – тяжёлого материала. Казаки очень ценили глиняную посуду за то, что холодная вода в ней долго оставалась холодной, молоко и сметана не прокисали. 2. Мальчик (Антип): Не трудно догадаться, почему его называют «чугунок»! (Держит чугунок в руках). Потому что он сделан из чугуна. Это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи и картошку. 3. Девочка (Аделина): Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, так и внутрь в печь. Только это нужно делать с помощью ухвата (показывает), а то и руки обжечь можно! 3. Мальчик (Артем М.): А чтобы каша не подгорела, надо угольки в печке помешать. А что мне для этого нужно взять? Черный конь – скачет в огонь. Что это? (Кочерга.) Казачка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – это ступка. В ней я разминаю овощи для нашего младшенького Гришутки (подходит к колыбельке). А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая? Дети: Деревянная. Казачка (берет солонку): А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того, какую еду собираются есть. Догадались, что это? Дети: Солонка. Казачка: Да, мы называем её солонка. А почему? Дети: Потому что в неё насыпали соль. 4. Мальчик (Степа): Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол. Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре». Казачка: Неотъемлемым атрибутом казачьего обихода был и сундук. 1. Мальчик (Артем М.): Да, нам известно, что сундуки у казаков были деревянными, разной величины. Их использовали для хранения одежды, приданого дочерей и ценных вещей. (Замечает сундук). Ой, какой сундучок красивый! Казачка: А что же в нем может быть? Как вы думаете? (Ответы). (Дети сами отрывают сундучок и находят казачьюформу. Достают, рассматривают, комментируют. Казачка роняет папаху). Ой, кто-то, видимо, к нам спешит! Неужто казак мой вернулся?! (Ставит ладонь козырьком). Входит казак-наставник с двумя мальчиками на конях. КАЗАК: Вот я и вернулся, любушка! (Казачка встречает с хлебом, солью). Казак говорит о тяжелом, но необходимом бремени – нести службу, обращает внимание на Военную экспозицию музея. Казачка: Да, мы помним и чтим всех воинов прошлого и современности! Поэтому и была создана такая экспозиция, которая постоянно обновляется. В старину люди, встречая казаков с войны, с размахом праздновали это событие! Да и после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Предлагаю пройти в музыкальный зал и поиграть. Воспитатель: Давайте поиграем в казачью игру «Плетень», но сначала разделимся на две команды, выберем казака и казачку, а поможет нам старинная считалка: Катилась торба, С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем будешь делиться? На кого падает слово «делиться», тот выбирает себе пару (выбираются казак или казачка). Дети: Нам в нее играть охота, нам в неё играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень. Русская народная игра «Плетень». (игра проводитьсядва раза) Казачка: Ребята, казаки не только пели и веселились, но и на музыкальных инструментах играли! 4. Ребенок (Тимофей): На Дону уж так идет, все талантливый народ. Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец. (Дети разбирают инструменты.) Играет оркестр ложкарей. КАЗАК: Какие вы молодцы, дети, прилежные, дружные. Наверняка, трудолюбивые. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитывают. Вот по вам можно судить о ваших родителях. Ведь у нас, у казаков, говорят: «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе». Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род. Вот и завершилось наше путешествие. Скажите, где мы с вами побывали? Ответы детей: В гостях у казачки. Воспитатель: Что же вам больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей). А вам, уважаемые родители? (Проводится рефлексия с родителями с помощью подковы – кто ее найдет, тот счастье обретет!) Воспитатель: Давайте поблагодарим наш детский сад за этот чудесный сюрприз-путешествие. КАЗАК: Любо, казачата! Живите дружно, любите и изучайте свой донской край, берегите его! Под музыкальное сопровождение родители читают стихотворение Позднышовой Софьи: «Родной край». Где Дон течет лазурною волной, Где берега окутаны полынью, Там, где поля встречаются с зарей, И небо манит сказочною синью… Мне ветер шепчет старую былину О славных днях давно минувших лет, Я слушаю его и вижу силу В том, что завещал мне прадед мой и дед. В той вечной памяти глубокой старины, В том гордом облике родной Донщины, В той безграничной теплоте души, В надеждах наших, что непобедимы. Где куреня глядят из старины, Где в поле песнь о Родине поется, Где понимаешь: нет милее стороны, Все вместе это — край родной зовется! Муз. руководитель: А эти пословицы помогут вам в жизни! (На подносе лежат сушки – баранки, к которым прикреплены казачьи пословицыи поговорки. Их разбирают и дети, и родители). Покеличи, покедова, ждем вас в гости снова!
|