Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.
Родительские собрания
Автор: Абдуллаева Марина Владимировна   
10.02.2025 16:32

Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.

Музыкальный руководитель: Абдуллаева М.В. Январь, 2025г.

Цель: расширить представление о малой Родине у дошкольников и их родителей, вызвать интерес к казачьей культуре, быту по средством музейной педагогики.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания об истории возникновения казачества. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте донских казаков.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций казаков, бытующих в донском крае
  • развивать чувство коллективного творчества
  • формировать интерес к предметам старины.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и истории донского края, чувство любви к малой Родине.

Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас: чугунок, крынка, ухват, кочерга и т.д.

Создание среды для организации и проведения занятия: красочная коробка с глобусом, декорация казацкого двора, музыкальный центр, лошадки на палочке по числу детей, музыкальные инструменты из мини-музея казачьих музыкальных инструментов, музыка для слушания.

Планируемые результаты: развитие у воспитанниковинтереса к казачьей культуре, быту, к миру музыки, умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Предварительная работа: Создание и просмотр с детьми видео презентации «Кто такие казаки», подбор музыкального сопровождения, создание аудио обращения детского сада, создание декораций казачьего куреня.

Ход собрания.

Выступление педагогов: представление родительской общественности музейной педагогики и проектной деятельности в рамках региональногокомпонента.

У центральной стены декорация казачьего двора: курень, плетень и т.д. В центре зала — большая коробка. Детипод музыку входят в зал и встают в полукругом.

Воспитатель: Собрались все дети в полукруг:

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

Дети: Утром рано мы проснулись — здравствуйте!

Сладко-сладко потянулись – здравствуйте!

Просыпаются ладошки – здравствуйте!

Заплясали наши ножки – здравствуйте!

Мы друг к другу повернулись – здравствуйте!

И гостям все улыбнулись – здравствуйте!

Садятся на стульчики.

Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное.

(обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала).

- Интересно, что это за коробка? (Звучит негромкая «волшебная» музыка.)

Голос (в аудиозаписи): Это говорю я, ваш детский сад «Жемчужинка».

В этой коробке мой сюрприз для вас, ребята.

Воспитатель: Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное? Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что там? Открывает коробку и достаёт глобус.

Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей: Глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус-модель земного шара.

А что на нём изображено?

Ответы детей: Страны, моря и океаны.

Воспитатель: Скажите, в какой стране мы живем?

Ответы детей: В России.

Воспитатель: Правильно! Ребята, среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём…

Края свои родные…

Как же мы зовём?

Ответы детей: Донской край!

Воспитатель: А место, в котором мы с вами живем называется… (станица Егорлыкская Ростовской области).

Как еще называется место, где ваш дом, семья, где вы родились?

Ответы детей: Малая Родина.

1. Ребенок: Как хорош наш крайдонской,

Другого мы и не найдем.

Споем мы о станице Егорлыкской,

Как дружно в ней живем!

Исполняется казачья песня «Хороша станица наша!»

Воспитатель: Хороша станица наша! Хороша и песня!

А люди, которые живут в ней, знамениты своей работой, своими делами, своими традициями. В нашем казачьем крае люди вольные, свободолюбивые, готовые в любой момент защищать и оберегать свой край. Кто эти люди, вспомнитефильм, который мы смотрели. О ком он?

Ответы детей: О казаках.

Воспитатель: Чем занимаются казаки?

Ответы детей: Гончарным делом, разведением скота, сельхоз работами и так далее, но главное – они защищают Родину.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называется жилище казаков?

Ответы детей: Курень.

Воспитатель: Правильно, а вы хотели бы отправиться в гости к казакам?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам, мы будем очень рады!

2. Ребенок:

Спелыми садами здесь земля богата,

И колышет ветер нивы — широки.

3. Ребенок:

Здесь растут и крепнут парни и девчата,

Казачата, ну а это значит — казаки!

Воспитатель: Как вы думаете, друзья: на чем люди путешествуют?

Ответы детей: На поезде, машине, автобусе.

Воспитатель: Ребята, а на чем же мы отправимся в гости к казакам? Мне кажется я что-то слышу…

(Звучит фонограмма конского ржания и топота копыт).

Воспитатель: Вы слышите? Кто это?

Ответы детей: Кони скачут.

Воспитатель: Да, это топот копыт, нас ждут настоящие казачьи кони. Седлайте коней и скачем «галопом».

(Садятся на палочки-лошадки, едут круг, останавливаются в центре, поют).

Исполняется песня «Эх, казачата!».

Скачут круг и «едут» к музею «История Донцов», родители идут следом.

Муз. руководитель: Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.

Муз. руководитель надевает казачий атрибут- завеску (фартук)).

Казачка (муз. руководитель): Здорово дневали, гости дорогие!

Дети: Слава Богу, хозяюшка!

Казачка: Приглашаю вас в казачий курень, уважаемые гости (родители садятся, дети занимают свои места).

Казаки, поселившиеся на Дону, умели храбро воевать и жить честно, были смелыми, бесстрашными. Вот и мой казак на войне!

Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. (Группа детей изображают казачат).

1. Мальчик (Артем Б.): У Дона-батюшки реки живут лихие казаки,

Их быт разнообразен, интересен!

Не мыслят жизни без любви они и ярких песен.

Исполняется песня «Казачий край».

Казачка: Посмотрите, гости, чем внутри украшали курень?

Ответы детей: Половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.

Казачка: Правильно! И особое место в курене отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду. Топили печь чаще всего бурьяном, соломой, камышом, тростником и кизяком. А в какой комнате находится печь? (В кухне). А как у казаков называлась кухня? (Стряпка). Почему стряпка?

1. Девочка (Ангелина): Здесь казачка стряпала, то есть готовила еду. А готовую пищу называли словом «стряпня». Поэтому женщину, которая готовила, называли «стряпуха».

Казачка: Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить.

2. Девочка (Света): Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой».

Казачка: Что имели в виду казаки? (Ответы детей). Правильно!

3. Девочка (Аделина входит с коромыслом): Ой, у нас гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Вот водицы свежей принесла.

Казачка: Как известно, по воду у казаков ходили только женщины и девушки. (Обращаясь к гостям): Ав чем вы дома готовите пищу?

Ответы: В кастрюле.

Казачка: А казаки готовили и хранили пищу в чугунках и крынках. (Показ).

4. Девочка (Настя): Кувшин (держит в руках) изготавливали их глины – тяжёлого материала. Казаки очень ценили глиняную посуду за то, что холодная вода в ней долго оставалась холодной, молоко и сметана не прокисали.

2. Мальчик (Антип): Не трудно догадаться, почему его называют «чугунок»! (Держит чугунок в руках). Потому что он сделан из чугуна. Это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи и картошку.

3. Девочка (Аделина): Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, так и внутрь в печь. Только это нужно делать с помощью ухвата (показывает), а то и руки обжечь можно!

3. Мальчик (Артем М.): А чтобы каша не подгорела, надо угольки в печке помешать. А что мне для этого нужно взять?

Черный конь – скачет в огонь. Что это? (Кочерга.)

Казачка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – это ступка. В ней я разминаю овощи для нашего младшенького Гришутки (подходит к колыбельке). А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая?

Дети: Деревянная.

Казачка (берет солонку): А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того, какую еду собираются есть. Догадались, что это?

Дети: Солонка.

Казачка: Да, мы называем её солонка. А почему?

Дети: Потому что в неё насыпали соль.

4. Мальчик (Степа): Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол. Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре».

Казачка: Неотъемлемым атрибутом казачьего обихода был и сундук.

1. Мальчик (Артем М.): Да, нам известно, что сундуки у казаков были деревянными, разной величины. Их использовали для хранения одежды, приданого дочерей и ценных вещей. (Замечает сундук). Ой, какой сундучок красивый!

Казачка: А что же в нем может быть? Как вы думаете? (Ответы). (Дети сами отрывают сундучок и находят казачьюформу. Достают, рассматривают, комментируют. Казачка роняет папаху). Ой, кто-то, видимо, к нам спешит! Неужто казак мой вернулся?! (Ставит ладонь козырьком).

Входит казак-наставник с двумя мальчиками на конях.

КАЗАК: Вот я и вернулся, любушка! (Казачка встречает с хлебом, солью).

Казак говорит о тяжелом, но необходимом бремени – нести службу, обращает внимание на Военную экспозицию музея.

Казачка: Да, мы помним и чтим всех воинов прошлого и современности! Поэтому и была создана такая экспозиция, которая постоянно обновляется.

В старину люди, встречая казаков с войны, с размахом праздновали это событие! Да и после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась.

Предлагаю пройти в музыкальный зал и поиграть.

Воспитатель: Давайте поиграем в казачью игру «Плетень», но сначала разделимся на две команды, выберем казака и казачку, а поможет нам старинная считалка: Катилась торба,

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем будешь делиться?

На кого падает слово «делиться», тот выбирает себе пару (выбираются казак или казачка).

Дети: Нам в нее играть охота, нам в неё играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Русская народная игра «Плетень».

(игра проводитьсядва раза)

Казачка: Ребята, казаки не только пели и веселились, но и на музыкальных инструментах играли!

4. Ребенок (Тимофей): На Дону уж так идет, все талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

(Дети разбирают инструменты.)

Играет оркестр ложкарей.

КАЗАК: Какие вы молодцы, дети, прилежные, дружные. Наверняка, трудолюбивые. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитывают. Вот по вам можно судить о ваших родителях. Ведь у нас, у казаков, говорят: «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».

Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род.

Вот и завершилось наше путешествие. Скажите, где мы с вами побывали?

Ответы детей: В гостях у казачки.

Воспитатель: Что же вам больше всего понравилось, запомнилось?

(Ответы детей).

А вам, уважаемые родители? (Проводится рефлексия с родителями с помощью подковы – кто ее найдет, тот счастье обретет!)

Воспитатель: Давайте поблагодарим наш детский сад за этот чудесный сюрприз-путешествие.

КАЗАК: Любо, казачата! Живите дружно, любите и изучайте свой донской край, берегите его!

Под музыкальное сопровождение родители читают стихотворение Позднышовой Софьи:

«Родной край».

Где Дон течет лазурною волной,

Где берега окутаны полынью,

Там, где поля встречаются с зарей,

И небо манит сказочною синью…

Мне ветер шепчет старую былину

О славных днях давно минувших лет,

Я слушаю его и вижу силу

В том, что завещал мне прадед мой и дед.

В той вечной памяти глубокой старины,

В том гордом облике родной Донщины,

В той безграничной теплоте души,

В надеждах наших, что непобедимы.

Где куреня глядят из старины,

Где в поле песнь о Родине поется,

Где понимаешь: нет милее стороны,

Все вместе это — край родной зовется!

Муз. руководитель: А эти пословицы помогут вам в жизни! (На подносе лежат сушки – баранки, к которым прикреплены казачьи пословицыи поговорки. Их разбирают и дети, и родители).

Покеличи, покедова, ждем вас в гости снова!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год