Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.
Родительские собрания
Автор: Абдуллаева Марина Владимировна   
10.02.2025 16:32

Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.Сценарий родительского собрания в форме музыкально — литературной гостиной «Наш край донской» для детей и их родителей старшей группы в рамках музейной педагогики.

Музыкальный руководитель: Абдуллаева М.В. Январь, 2025г.

Цель: расширить представление о малой Родине у дошкольников и их родителей, вызвать интерес к казачьей культуре, быту по средством музейной педагогики.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания об истории возникновения казачества. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте донских казаков.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций казаков, бытующих в донском крае
  • развивать чувство коллективного творчества
  • формировать интерес к предметам старины.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и истории донского края, чувство любви к малой Родине.

Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас: чугунок, крынка, ухват, кочерга и т.д.

Создание среды для организации и проведения занятия: красочная коробка с глобусом, декорация казацкого двора, музыкальный центр, лошадки на палочке по числу детей, музыкальные инструменты из мини-музея казачьих музыкальных инструментов, музыка для слушания.

Планируемые результаты: развитие у воспитанниковинтереса к казачьей культуре, быту, к миру музыки, умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Предварительная работа: Создание и просмотр с детьми видео презентации «Кто такие казаки», подбор музыкального сопровождения, создание аудио обращения детского сада, создание декораций казачьего куреня.

Ход собрания.

Выступление педагогов: представление родительской общественности музейной педагогики и проектной деятельности в рамках региональногокомпонента.

У центральной стены декорация казачьего двора: курень, плетень и т.д. В центре зала — большая коробка. Детипод музыку входят в зал и встают в полукругом.

Воспитатель: Собрались все дети в полукруг:

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

Дети: Утром рано мы проснулись — здравствуйте!

Сладко-сладко потянулись – здравствуйте!

Просыпаются ладошки – здравствуйте!

Заплясали наши ножки – здравствуйте!

Мы друг к другу повернулись – здравствуйте!

И гостям все улыбнулись – здравствуйте!

Садятся на стульчики.

Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное.

(обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала).

- Интересно, что это за коробка? (Звучит негромкая «волшебная» музыка.)

Голос (в аудиозаписи): Это говорю я, ваш детский сад «Жемчужинка».

В этой коробке мой сюрприз для вас, ребята.

Воспитатель: Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное? Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что там? Открывает коробку и достаёт глобус.

Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей: Глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус-модель земного шара.

А что на нём изображено?

Ответы детей: Страны, моря и океаны.

Воспитатель: Скажите, в какой стране мы живем?

Ответы детей: В России.

Воспитатель: Правильно! Ребята, среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём…

Края свои родные…

Как же мы зовём?

Ответы детей: Донской край!

Воспитатель: А место, в котором мы с вами живем называется… (станица Егорлыкская Ростовской области).

Как еще называется место, где ваш дом, семья, где вы родились?

Ответы детей: Малая Родина.

1. Ребенок: Как хорош наш крайдонской,

Другого мы и не найдем.

Споем мы о станице Егорлыкской,

Как дружно в ней живем!

Исполняется казачья песня «Хороша станица наша!»

Воспитатель: Хороша станица наша! Хороша и песня!

А люди, которые живут в ней, знамениты своей работой, своими делами, своими традициями. В нашем казачьем крае люди вольные, свободолюбивые, готовые в любой момент защищать и оберегать свой край. Кто эти люди, вспомнитефильм, который мы смотрели. О ком он?

Ответы детей: О казаках.

Воспитатель: Чем занимаются казаки?

Ответы детей: Гончарным делом, разведением скота, сельхоз работами и так далее, но главное – они защищают Родину.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называется жилище казаков?

Ответы детей: Курень.

Воспитатель: Правильно, а вы хотели бы отправиться в гости к казакам?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам, мы будем очень рады!

2. Ребенок:

Спелыми садами здесь земля богата,

И колышет ветер нивы — широки.

3. Ребенок:

Здесь растут и крепнут парни и девчата,

Казачата, ну а это значит — казаки!

Воспитатель: Как вы думаете, друзья: на чем люди путешествуют?

Ответы детей: На поезде, машине, автобусе.

Воспитатель: Ребята, а на чем же мы отправимся в гости к казакам? Мне кажется я что-то слышу…

(Звучит фонограмма конского ржания и топота копыт).

Воспитатель: Вы слышите? Кто это?

Ответы детей: Кони скачут.

Воспитатель: Да, это топот копыт, нас ждут настоящие казачьи кони. Седлайте коней и скачем «галопом».

(Садятся на палочки-лошадки, едут круг, останавливаются в центре, поют).

Исполняется песня «Эх, казачата!».

Скачут круг и «едут» к музею «История Донцов», родители идут следом.

Муз. руководитель: Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.

Муз. руководитель надевает казачий атрибут- завеску (фартук)).

Казачка (муз. руководитель): Здорово дневали, гости дорогие!

Дети: Слава Богу, хозяюшка!

Казачка: Приглашаю вас в казачий курень, уважаемые гости (родители садятся, дети занимают свои места).

Казаки, поселившиеся на Дону, умели храбро воевать и жить честно, были смелыми, бесстрашными. Вот и мой казак на войне!

Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. (Группа детей изображают казачат).

1. Мальчик (Артем Б.): У Дона-батюшки реки живут лихие казаки,

Их быт разнообразен, интересен!

Не мыслят жизни без любви они и ярких песен.

Исполняется песня «Казачий край».

Казачка: Посмотрите, гости, чем внутри украшали курень?

Ответы детей: Половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.

Казачка: Правильно! И особое место в курене отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду. Топили печь чаще всего бурьяном, соломой, камышом, тростником и кизяком. А в какой комнате находится печь? (В кухне). А как у казаков называлась кухня? (Стряпка). Почему стряпка?

1. Девочка (Ангелина): Здесь казачка стряпала, то есть готовила еду. А готовую пищу называли словом «стряпня». Поэтому женщину, которая готовила, называли «стряпуха».

Казачка: Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить.

2. Девочка (Света): Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой».

Казачка: Что имели в виду казаки? (Ответы детей). Правильно!

3. Девочка (Аделина входит с коромыслом): Ой, у нас гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Вот водицы свежей принесла.

Казачка: Как известно, по воду у казаков ходили только женщины и девушки. (Обращаясь к гостям): Ав чем вы дома готовите пищу?

Ответы: В кастрюле.

Казачка: А казаки готовили и хранили пищу в чугунках и крынках. (Показ).

4. Девочка (Настя): Кувшин (держит в руках) изготавливали их глины – тяжёлого материала. Казаки очень ценили глиняную посуду за то, что холодная вода в ней долго оставалась холодной, молоко и сметана не прокисали.

2. Мальчик (Антип): Не трудно догадаться, почему его называют «чугунок»! (Держит чугунок в руках). Потому что он сделан из чугуна. Это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи и картошку.

3. Девочка (Аделина): Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, так и внутрь в печь. Только это нужно делать с помощью ухвата (показывает), а то и руки обжечь можно!

3. Мальчик (Артем М.): А чтобы каша не подгорела, надо угольки в печке помешать. А что мне для этого нужно взять?

Черный конь – скачет в огонь. Что это? (Кочерга.)

Казачка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – это ступка. В ней я разминаю овощи для нашего младшенького Гришутки (подходит к колыбельке). А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая?

Дети: Деревянная.

Казачка (берет солонку): А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того, какую еду собираются есть. Догадались, что это?

Дети: Солонка.

Казачка: Да, мы называем её солонка. А почему?

Дети: Потому что в неё насыпали соль.

4. Мальчик (Степа): Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол. Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре».

Казачка: Неотъемлемым атрибутом казачьего обихода был и сундук.

1. Мальчик (Артем М.): Да, нам известно, что сундуки у казаков были деревянными, разной величины. Их использовали для хранения одежды, приданого дочерей и ценных вещей. (Замечает сундук). Ой, какой сундучок красивый!

Казачка: А что же в нем может быть? Как вы думаете? (Ответы). (Дети сами отрывают сундучок и находят казачьюформу. Достают, рассматривают, комментируют. Казачка роняет папаху). Ой, кто-то, видимо, к нам спешит! Неужто казак мой вернулся?! (Ставит ладонь козырьком).

Входит казак-наставник с двумя мальчиками на конях.

КАЗАК: Вот я и вернулся, любушка! (Казачка встречает с хлебом, солью).

Казак говорит о тяжелом, но необходимом бремени – нести службу, обращает внимание на Военную экспозицию музея.

Казачка: Да, мы помним и чтим всех воинов прошлого и современности! Поэтому и была создана такая экспозиция, которая постоянно обновляется.

В старину люди, встречая казаков с войны, с размахом праздновали это событие! Да и после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась.

Предлагаю пройти в музыкальный зал и поиграть.

Воспитатель: Давайте поиграем в казачью игру «Плетень», но сначала разделимся на две команды, выберем казака и казачку, а поможет нам старинная считалка: Катилась торба,

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем будешь делиться?

На кого падает слово «делиться», тот выбирает себе пару (выбираются казак или казачка).

Дети: Нам в нее играть охота, нам в неё играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Русская народная игра «Плетень».

(игра проводитьсядва раза)

Казачка: Ребята, казаки не только пели и веселились, но и на музыкальных инструментах играли!

4. Ребенок (Тимофей): На Дону уж так идет, все талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

(Дети разбирают инструменты.)

Играет оркестр ложкарей.

КАЗАК: Какие вы молодцы, дети, прилежные, дружные. Наверняка, трудолюбивые. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитывают. Вот по вам можно судить о ваших родителях. Ведь у нас, у казаков, говорят: «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».

Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род.

Вот и завершилось наше путешествие. Скажите, где мы с вами побывали?

Ответы детей: В гостях у казачки.

Воспитатель: Что же вам больше всего понравилось, запомнилось?

(Ответы детей).

А вам, уважаемые родители? (Проводится рефлексия с родителями с помощью подковы – кто ее найдет, тот счастье обретет!)

Воспитатель: Давайте поблагодарим наш детский сад за этот чудесный сюрприз-путешествие.

КАЗАК: Любо, казачата! Живите дружно, любите и изучайте свой донской край, берегите его!

Под музыкальное сопровождение родители читают стихотворение Позднышовой Софьи:

«Родной край».

Где Дон течет лазурною волной,

Где берега окутаны полынью,

Там, где поля встречаются с зарей,

И небо манит сказочною синью…

Мне ветер шепчет старую былину

О славных днях давно минувших лет,

Я слушаю его и вижу силу

В том, что завещал мне прадед мой и дед.

В той вечной памяти глубокой старины,

В том гордом облике родной Донщины,

В той безграничной теплоте души,

В надеждах наших, что непобедимы.

Где куреня глядят из старины,

Где в поле песнь о Родине поется,

Где понимаешь: нет милее стороны,

Все вместе это — край родной зовется!

Муз. руководитель: А эти пословицы помогут вам в жизни! (На подносе лежат сушки – баранки, к которым прикреплены казачьи пословицыи поговорки. Их разбирают и дети, и родители).

Покеличи, покедова, ждем вас в гости снова!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год