Итоговое родительское собрание выпускной группы «А вы готовы в первый класс?» |
Родительские собрания | |||
Автор: Сарикова Валентина Николаевна | |||
08.05.2023 20:30 | |||
Итоговое родительское собрание выпускной группы «А вы готовы в первый класс?» САРИКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад №155 сад, г. Иркутск, Иркутская область, Форма собрания: семинар –практикум для родителей Продолжительность: 30-60 минут Материалы: бумага, пишущие принадлежности по количеству участников, доска, фломастеры, мультимедийная Как провести очно: для наглядности представьте основные понятия на слайдах. Попросите родителей разделиться на группы. Дайте каждой группе задание придумать определение для одного из критериев готовности к школе и презентовать свой вариант. Как провести онлайн: в дистанционном формате организовать обсуждения в группах сложно. Вместо этого дайте активным родителям индивидуальные задания определить и озвучить составляющие видов готовности к школе. Обсуждайте их в живом режиме и просите остальных родителей дополнять определения по желанию.
Введение Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Уже через три месяца ваши дети станут первоклашками. И, конечно, каждого из вас волнует то, насколько комфортно будет ребенку в новом для себя качестве. Хочется, чтобы дети достаточно быстро адаптировались, воспринимали учебный материал с легкостью, чтобы они приходили в класс и делали домашние задания без сопротивления. Все это реально, если выпускник детского сада готов к школе. Сегодня мы вспомним, что означает это понятие и каковы критерии готовности к школе. Опрос родителей Педагог-психолог: Сначала мы проведем мозговой штурм. Я раздам вам листы бумаги и ручки. Подумайте и составьте список качеств, которые характеризуют готовность ребенка к школе. Постарайтесь ответить на вопрос: «Каким должен быть ребенок, что он должен уметь, чтоб его можно было назвать готовым к школе?» Затем я обобщу ответы. Обсуждение Педагог-психолог: Давайте обсудим, что у вас получилось. Кто из вас хочет высказаться первым? Родители высказываются по очереди, уточняют и дополняют ответы друг друга. Педагог-психолог записывает наиболее распространенные варианты ответов на доске. Педагог-психолог: Итак, мы выяснили мнение родителей о том, каким должен быть будущий первоклассник. Многие ваши мысли абсолютно правильны. А сейчас я хочу обобщить информацию и указать на другие моменты, на которые стоит обратить внимание. Мини-лекция о готовности к школе Педагог-психолог: Готовность к школе подразделяется на физическую и психологическую. Физическая готовность к школе предполагает выносливость, ловкость, скорость, моторную координацию, достаточные для того, чтобы посещать уроки, держать карандаш, выполнять элементарные физические упражнения, ЛФК. Психологическая готовность к школе включает в себя три аспекта: мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность. Также выделяют социальную составляющую психологической готовности к школе. Сейчас мы поговорим о каждом из этих пунктов подробнее. Мотивационная готовность к школе предполагает, что ребенок хочет учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом школьника. Он любопытен, проявляет познавательный голод. У ребенка с мотивационной готовностью познавательный мотив, а также стремление общаться со сверстниками и взрослыми побеждают игровой мотив. О волевой готовности к школе можно говорить, когда ребенок способен сосредоточиться на учебной задаче, умеет подчинять свои желания правилам и работать в соответствии с инструкцией взрослого. Он достаточно самостоятелен, то есть способен без присутствия взрослого заниматься, принимать пищу, переодеваться. Он может организовать себе место для занятий и поддерживать порядок на своем столе. При интеллектуальной готовности к школе у ребенка достаточно развиты психические процессы, то есть восприятие, память, внимание, мышление, речь. Также этот вид готовности предполагает, что у будущего первоклассника есть достаточный набор знаний и умений. Это знания об окружающем мире, элементарные математические знания и умения, графические умения, готовность к обучению грамоте. Социальную готовность к школе определяет потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, а также то, что у него сформированы навыки общения. Ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет найти выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых. Также важно, чтобы у ребенка было сформировано умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в команде, умение понимать интересы и обычаи детской группы. Давайте подведем итог. Понятие готовности к школе очень емкое и предполагает достаточно широкий круг знаний, умений и навыков, которые необходимы для легкой адаптации к школе. Задача взрослых здесь – сделать так, чтоб эти компоненты были у ребенка развиты. А как развивать их и на что обратить внимание, мы сейчас с вами и обсудим. Работа в группах Педагог-психолог: Сейчас вы разобьетесь на несколько групп. Каждая группа обсудит и сформулирует свои идеи по поводу того, как развивать у ребенка тот или иной компонент психологической готовности к школе. Потом мы вместе обсудим каждый из компонентов. Родители разбиваются на группы. Педагог-психолог распределяет между группами разные виды готовности к школе: мотивационной, волевой, интеллектуальной и социальной. В группах родители обсуждают способы, как развивать знания, умения и навыки, которые необходимы будущему первокласснику. После обсуждения каждая группа предлагает свои варианты подготовки детей к школе. Педагог-психолог обобщает ответы родителей, добавляет свои рекомендации и по возможности представляет их на слайдах. В случае если проводит собрание дистанционно, он дает индивидуальные задания самым активным родителям высказаться по поводу разных видов готовности к школе. В онлайн-формате обсуждения в группах нет. Выступление о мотивационной готовности к школе Педагог-психолог приглашает выступить первую группу родителей. Они презентуют свое видение мотивационной готовности к школе, после чего педагог-психолог дополняет их ответ своими тезисами. Текст педагога-психолога можно сократить исходя из того, насколько полно родители высказались о готовности к школе. Педагог-психолог: Чтобы сформировать мотивационную готовность, взрослому нужно в позитивном ключе рассказывать ребенку о школе: зачем она нужна, что там делают дети, что такое урок и перемена. Важно не запугивать ребенка школой, а поддерживать и стимулировать его познавательные интересы, то есть побудить ребенка самому хотеть получить новые знания, научиться чему-либо. Полезно придумать практические примеры и показать на них, как полученные в школе знания помогают в жизни. Следует хвалить ребенка, когда он проявляет нужные в школе качества: самостоятельность, ответственность, организованность, инициативу, целеустремленность. Важно формировать у ребенка адекватную самооценку – для этого не преувеличивать и не преуменьшать его заслуги, а при неудачах оценивать его поступки, а не личность. Выступление о волевой готовности к школе Педагог-психолог: Сейчас мы поговорим о том, как развивать волевую готовность к школе. Этот компонент особенно важен в нашем потоке, ведь тот факт, что некоторые дети почти полгода не посещали детский сад, достаточно сильно дезорганизовал их, выбил из режима. Те воспитанники, которые долго были дома с родителями, бабушками и дедушками, порой чаще капризничают и проявляют упрямство, чем их ровесники, стремятся манипулировать взрослыми. То, что мы сейчас обсудим, поможет детям избежать тех трудностей в школе, которые связаны с неорганизованностью и низкой самостоятельностью. Педагог-психолог приглашает выступить вторую группу родителей. Педагог-психолог: Волевая готовность предполагает умение достигать учебную цель, стремление выполнить задачу. Чтобы ее развить, взрослый должен ставить перед ребенком такие цели, которые он бы принял, сделал своими. Тогда у ребенка появится желание достигнуть цель. Нужно направлять его, учить не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Среди целей, которые можно ставить дошкольникам, – рисование, игры-головоломки. Главное – ориентировать ребенка выполнять задание до конца, а при неудаче транслировать ему, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Когда ребенок ошибается, важно просить его самому найти ошибки – это первая форма самоконтроля. Чтобы развивать у ребенка организованность, взрослый должен в первую очередь научить его понимать время и пользоваться часами. Следует учить дошкольника планировать свои действия, а для этого спрашивать: «Как ты будешь это делать?» или, например, «Какие игрушки куда убирать и в какой последовательности?» Выступление об интеллектуальной готовности к школе Педагог-психолог приглашает выступить третью группу родителей. Педагог-психолог: Чтобы стимулировать интеллектуальную готовность к школе, делитесь с ребенком знаниями об окружающем мире из своего личного опыта. Читайте ему художественную и познавательную литературу, предлагайте смотреть познавательные телепередачи. Посещайте вместе с ребенком музеи, выставки, ходите в библиотеку, театр, цирк, лес. Проводите с ребенком опыты и эксперименты, наблюдайте за растительным и животным миром, явлениями природы – это комфортно делать летом. Играйте с ребенком в настольные дидактические игры по его возрасту, выполняйте развивающие задания в пособиях. Обсуждайте с ребенком события в его жизни, интересуйтесь его мнением и предложениями. Мотивируйте его заниматься творческой деятельностью. Выступление о социальной готовности к школе Педагог-психолог приглашает выступить четвертую группу родителей. Педагог-психолог: Социальная готовность к школе – аспект, о котором важно поговорить в этом году. Ведь, когда группы закрывались, дети больше общались со взрослыми, чем со сверстниками. А с родителями, бабушками и дедушками не нужно делить игрушки, договариваться, кто первый будет играть, учиться распределять роли – то есть тренировать свою способность быть частью команды. При этом первокласснику необходимо уметь общаться, согласовывать свои действия со сверстниками. Поэтому, чтобы развивать социальную готовность к школе, важно летом поощрять общение ребенка со сверстниками: на улице, на детской площадке, в гостях. Учите ребенка навыкам общения и взаимодействия. Объясните, как здороваться и прощаться, как извиниться, попросить игрушку или вступить в игру. Рассказывайте ребенку, как поделить игрушку, определить очередность в игре, как говорить «нет». Научите его вежливым словам, правилам поведения в общественных местах. Подведение итогов Педагог-психолог: Сегодня мы с вами обсудили критерии психологической готовности к школе. Теперь каждый из вас точно знает, на что обратить внимание при подготовке своего ребенка к школе. А если у вас остались сомнения, то вы всегда можете прийти на индивидуальную консультацию, где более подробно познакомитесь с результатами диагностики вашего выпускника. Мне важно понимать, полезно ли было для вас наше мероприятие. У меня есть вот такой чудесный предмет, и я передаю его первому родителю. Я прошу вас высказать свои размышления по поводу семинара. Спасибо за обратную связь! Также я раздам вам чек-лист и памятку, из которых вы узнаете больше об интеллектуальной готовности детей к школе. Заключение Педагог-психолог: Дорогие родители, спасибо вам за уделенное время. Желаю вам успехов на новом для вас и вашего ребенка этапе!
|