Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Итоговое родительское собрание выпускной группы «А вы готовы в первый класс?»
Родительские собрания
Автор: Сарикова Валентина Николаевна   
17.05.2021 20:30

Итоговое родительское собрание выпускной группы «А вы готовы в первый класс?»Итоговое родительское собрание выпускной группы «А вы готовы в первый класс?»

САРИКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад №155 сад, г. Иркутск, Иркутская область,

Форма собрания: семинар –практикум для родителей

Продолжительность: 30-60 минут

Материалы: бумага, пишущие принадлежности по количеству участников, доска, фломастеры, мультимедийная

Как провести очно: для наглядности представьте основные понятия на слайдах. Попросите родителей разделиться на группы. Дайте каждой группе задание придумать определение для одного из критериев готовности к школе и презентовать свой вариант.

Как провести онлайн: в дистанционном формате организовать обсуждения в группах сложно. Вместо этого дайте активным родителям индивидуальные задания определить и озвучить составляющие видов готовности к школе. Обсуждайте их в живом режиме и просите остальных родителей дополнять определения по желанию.

 

Введение

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Уже через три месяца ваши дети станут первоклашками. И, конечно, каждого из вас волнует то, насколько комфортно будет ребенку в новом для себя качестве. Хочется, чтобы дети достаточно быстро адаптировались, воспринимали учебный материал с легкостью, чтобы они приходили в класс и делали домашние задания без сопротивления. Все это реально, если выпускник детского сада готов к школе. Сегодня мы вспомним, что означает это понятие и каковы критерии готовности к школе.

Опрос родителей

Педагог-психолог: Сначала мы проведем мозговой штурм. Я раздам вам листы бумаги и ручки. Подумайте и составьте список качеств, которые характеризуют готовность ребенка к школе. Постарайтесь ответить на вопрос: «Каким должен быть ребенок, что он должен уметь, чтоб его можно было назвать готовым к школе?» Затем я обобщу ответы.

Обсуждение

Педагог-психолог: Давайте обсудим, что у вас получилось. Кто из вас хочет высказаться первым?

Родители высказываются по очереди, уточняют и дополняют ответы друг друга. Педагог-психолог записывает наиболее распространенные варианты ответов на доске.

Педагог-психолог: Итак, мы выяснили мнение родителей о том, каким должен быть будущий первоклассник. Многие ваши мысли абсолютно правильны. А сейчас я хочу обобщить информацию и указать на другие моменты, на которые стоит обратить внимание.

Мини-лекция о готовности к школе

Педагог-психолог:

Готовность к школе подразделяется на физическую и психологическую. Физическая готовность к школе предполагает выносливость, ловкость, скорость, моторную координацию, достаточные для того, чтобы посещать уроки, держать карандаш, выполнять элементарные физические упражнения, ЛФК. Психологическая готовность к школе включает в себя три аспекта: мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность. Также выделяют социальную составляющую психологической готовности к школе. Сейчас мы поговорим о каждом из этих пунктов подробнее.

Мотивационная готовность к школе предполагает, что ребенок хочет учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом школьника. Он любопытен, проявляет познавательный голод. У ребенка с мотивационной готовностью познавательный мотив, а также стремление общаться со сверстниками и взрослыми побеждают игровой мотив.

О волевой готовности к школе можно говорить, когда ребенок способен сосредоточиться на учебной задаче, умеет подчинять свои желания правилам и работать в соответствии с инструкцией взрослого. Он достаточно самостоятелен, то есть способен без присутствия взрослого заниматься, принимать пищу, переодеваться. Он может организовать себе место для занятий и поддерживать порядок на своем столе.

При интеллектуальной готовности к школе у ребенка достаточно развиты психические процессы, то есть восприятие, память, внимание, мышление, речь. Также этот вид готовности предполагает, что у будущего первоклассника есть достаточный набор знаний и умений. Это знания об окружающем мире, элементарные математические знания и умения, графические умения, готовность к обучению грамоте.

Социальную готовность к школе определяет потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, а также то, что у него сформированы навыки общения. Ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет найти выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых. Также важно, чтобы у ребенка было сформировано умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в команде, умение понимать интересы и обычаи детской группы.

Давайте подведем итог. Понятие готовности к школе очень емкое и предполагает достаточно широкий круг знаний, умений и навыков, которые необходимы для легкой адаптации к школе. Задача взрослых здесь – сделать так, чтоб эти компоненты были у ребенка развиты. А как развивать их и на что обратить внимание, мы сейчас с вами и обсудим.

Работа в группах

Педагог-психолог:

Сейчас вы разобьетесь на несколько групп. Каждая группа обсудит и сформулирует свои идеи по поводу того, как развивать у ребенка тот или иной компонент психологической готовности к школе. Потом мы вместе обсудим каждый из компонентов.

Родители разбиваются на группы. Педагог-психолог распределяет между группами разные виды готовности к школе: мотивационной, волевой, интеллектуальной и социальной. В группах родители обсуждают способы, как развивать знания, умения и навыки, которые необходимы будущему первокласснику. После обсуждения каждая группа предлагает свои варианты подготовки детей к школе. Педагог-психолог обобщает ответы родителей, добавляет свои рекомендации и по возможности представляет их на слайдах. В случае если проводит собрание дистанционно, он дает индивидуальные задания самым активным родителям высказаться по поводу разных видов готовности к школе. В онлайн-формате обсуждения в группах нет.

Выступление о мотивационной готовности к школе

Педагог-психолог приглашает выступить первую группу родителей. Они презентуют свое видение мотивационной готовности к школе, после чего педагог-психолог дополняет их ответ своими тезисами. Текст педагога-психолога можно сократить исходя из того, насколько полно родители высказались о готовности к школе.

Педагог-психолог:

Чтобы сформировать мотивационную готовность, взрослому нужно в позитивном ключе рассказывать ребенку о школе: зачем она нужна, что там делают дети, что такое урок и перемена. Важно не запугивать ребенка школой, а поддерживать и стимулировать его познавательные интересы, то есть побудить ребенка самому хотеть получить новые знания, научиться чему-либо. Полезно придумать практические примеры и показать на них, как полученные в школе знания помогают в жизни. Следует хвалить ребенка, когда он проявляет нужные в школе качества: самостоятельность, ответственность, организованность, инициативу, целеустремленность. Важно формировать у ребенка адекватную самооценку – для этого не преувеличивать и не преуменьшать его заслуги, а при неудачах оценивать его поступки, а не личность.

Выступление о волевой готовности к школе

Педагог-психолог:

Сейчас мы поговорим о том, как развивать волевую готовность к школе. Этот компонент особенно важен в нашем потоке, ведь тот факт, что некоторые дети почти полгода не посещали детский сад, достаточно сильно дезорганизовал их, выбил из режима. Те воспитанники, которые долго были дома с родителями, бабушками и дедушками, порой чаще капризничают и проявляют упрямство, чем их ровесники, стремятся манипулировать взрослыми. То, что мы сейчас обсудим, поможет детям избежать тех трудностей в школе, которые связаны с неорганизованностью и низкой самостоятельностью.

Педагог-психолог приглашает выступить вторую группу родителей.

Педагог-психолог:

Волевая готовность предполагает умение достигать учебную цель, стремление выполнить задачу. Чтобы ее развить, взрослый должен ставить перед ребенком такие цели, которые он бы принял, сделал своими. Тогда у ребенка появится желание достигнуть цель. Нужно направлять его, учить не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Среди целей, которые можно ставить дошкольникам, – рисование, игры-головоломки. Главное – ориентировать ребенка выполнять задание до конца, а при неудаче транслировать ему, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Когда ребенок ошибается, важно просить его самому найти ошибки – это первая форма самоконтроля.

Чтобы развивать у ребенка организованность, взрослый должен в первую очередь научить его понимать время и пользоваться часами. Следует учить дошкольника планировать свои действия, а для этого спрашивать: «Как ты будешь это делать?» или, например, «Какие игрушки куда убирать и в какой последовательности?»

Выступление об интеллектуальной готовности к школе

Педагог-психолог приглашает выступить третью группу родителей.

Педагог-психолог:

Чтобы стимулировать интеллектуальную готовность к школе, делитесь с ребенком знаниями об окружающем мире из своего личного опыта. Читайте ему художественную и познавательную литературу, предлагайте смотреть познавательные телепередачи. Посещайте вместе с ребенком музеи, выставки, ходите в библиотеку, театр, цирк, лес. Проводите с ребенком опыты и эксперименты, наблюдайте за растительным и животным миром, явлениями природы – это комфортно делать летом. Играйте с ребенком в настольные дидактические игры по его возрасту, выполняйте развивающие задания в пособиях. Обсуждайте с ребенком события в его жизни, интересуйтесь его мнением и предложениями. Мотивируйте его заниматься творческой деятельностью.

Выступление о социальной готовности к школе

Педагог-психолог приглашает выступить четвертую группу родителей.

Педагог-психолог:

Социальная готовность к школе – аспект, о котором важно поговорить в этом году. Ведь, когда группы закрывались, дети больше общались со взрослыми, чем со сверстниками. А с родителями, бабушками и дедушками не нужно делить игрушки, договариваться, кто первый будет играть, учиться распределять роли – то есть тренировать свою способность быть частью команды. При этом первокласснику необходимо уметь общаться, согласовывать свои действия со сверстниками. Поэтому, чтобы развивать социальную готовность к школе, важно летом поощрять общение ребенка со сверстниками: на улице, на детской площадке, в гостях. Учите ребенка навыкам общения и взаимодействия. Объясните, как здороваться и прощаться, как извиниться, попросить игрушку или вступить в игру. Рассказывайте ребенку, как поделить игрушку, определить очередность в игре, как говорить «нет». Научите его вежливым словам, правилам поведения в общественных местах.

Подведение итогов

Педагог-психолог:

Сегодня мы с вами обсудили критерии психологической готовности к школе. Теперь каждый из вас точно знает, на что обратить внимание при подготовке своего ребенка к школе. А если у вас остались сомнения, то вы всегда можете прийти на индивидуальную консультацию, где более подробно познакомитесь с результатами диагностики вашего выпускника.

Мне важно понимать, полезно ли было для вас наше мероприятие. У меня есть вот такой чудесный предмет, и я передаю его первому родителю. Я прошу вас высказать свои размышления по поводу семинара. Спасибо за обратную связь!

Также я раздам вам чек-лист и памятку, из которых вы узнаете больше об интеллектуальной готовности детей к школе.

Заключение

Педагог-психолог:

Дорогие родители, спасибо вам за уделенное время. Желаю вам успехов на новом для вас и вашего ребенка этапе!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (243) выйдет
22 мая 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год
Скачать Номер 11 (234) за 2022 год
Скачать Номер 10 (233) за 2022 год
Скачать Номер 9 (232) за 2022 год
Скачать Номер 8 (231) за 2022 год
Скачать Номер 7 (230) за 2022 год