Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Родительские собрания
Автор: И. В. Курбатова, И. В. Воробьева   
17.08.2019 09:52

Организация партнерских отношений с родителями воспитанниковОрганизация партнерских отношений с родителями воспитанников

  • И. В. Курбатова, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»
  • И. В. Воробьева, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад составляют для ребенка основную образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Роль педагога дошкольного учреждения – установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, выработка новых форм повседневной деятельности, предложенных ФГОС, их систематизация.

 

Чего ждут педагоги и родители от взаимодействия друг с другом?

Для полноценного представления об этом мы провели анкетирование семей воспитанников и педагогов ДОУ. Результаты анкетирования показали существенную разницу представлений о взаимодействии со стороны родительской общественности и педагогов ДОУ. А именно...

Если родителям основными источниками информации об особенностях развития ребенка в детском саду хотелось бы видеть встречи с разными специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры, воспитателем... — 42%), то сами воспитатели (95%) — считают, что эта информация почти полностью зависит от них, а также от информационных родительских стендов. Вывод: воспитателям выгоднее, чтобы представления родителей складывались только на основании их мнения, и при этом, чтобы подобная работа отнимала у них как можно меньше времени и усилий (родительские стенды, уголки).

Педагоги уверены, что регулярно информируют родителей воспитанников об изменениях в системе дошкольного образования и жизни ДОУ (80%). С этим согласились только 53% родителей. Вывод: методы информирования родителей — неэффективны.

Степень своего участия в жизни детского сада 42% родителей оценивают низко или ниже среднего уровня. Вывод: нет активной работы с родителями воспитанников, которая могла бы вызвать не только одобрение, но и желание работать, сотрудничать далее.

53% родителей воспитанников видят себя в качестве «советников» по отношению к педагогам в плане воспитания и образования собственных детей. 12% — в качестве помощников в организации предметно-развивающей среды, и только 10% — видят себя участниками образовательного процесса. Вывод: образовательная деятельность в семье остается формальной, не значимой для родителей.

Оптимальные формы взаимодействия семьи и ДОУ по степени актуальности можно представить следующим образом:

  1. родительские собрания;
  2. официальный сайт/блог ДОУ;
  3. индивидуальная работа (беседы и консультации);
  4. семинары-практикумы, мастер-классы;
  5. дни открытых дверей;
  6. совместные проекты, образовательная работа в семье;
  7. информационные стенды, газеты, буклеты.

Вывод: родители знакомы с формами взаимодействия семьи и ДОУ и готовы к этому взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с родителями воспитанников не просто не систематизировано, а ограничено вообще. И если формы взаимодействия описаны уже давно и каждый год их список растет и ширится, то всегда ли мы, педагоги, используем их в своей работе? Или, озадаченные собственными трудностями в новых условиях, мы часто забываем о том, что родители — это наши партнеры. Ведь проще научить, дать консультацию, повесить информацию в родительском уголке, формализуя взаимодействие, чем пойти на открытый диалог, работая в интерактивном режиме.

Что такое взаимодействие? Это равенство целей в семье и ДОУ и способов достижения этих целей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников – это не кампания одного дня, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива в течение длительного времени (в течение учебного года).

Цель работы – вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад – семья".

Задачи:

  1. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  2. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
  3. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми;
  4. Укрепить у родителей чувство уверенности в своих силах;
  5. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в образовательном процессе как необходимости развития собственного ребенка.

Ожидаемый результат:

1. воспитатели:

  • обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм
  • установление полноценного взаимодействия с семьей.

2. родители воспитанников:

  • повышение педагогической компетентности
  • формирование интереса к себе как к педагогам-воспитателям
  • установление доверительных отношений с сотрудниками детского сада.

3. воспитанники:

  • полноценное усвоение содержания реализуемой программы
  • адаптация в ДОУ
  • подготовка к дальнейшим социальным отношениям.

Для полноценного диалога с родителями необходимо выработать определенный алгоритм вовлечения последних в образовательный процесс ДОУ, который можно представить следующим образом:

I. Аналитическая деятельность. Её цель: определить запросы родителей и воспитателей, выработать общие требования к ребенку в семье и дошкольном учреждении. Организуется она в начале учебного года.

  • опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка
  • анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье
  • опрос родителей для получения их представлений и (или ожиданий), планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада.

Эту работу можно организовать с помощью взаимодополняющих методов: специальной анкеты, устного опроса, беседы, совета и пр.

На основании этих данных составляется план работы с родителями воспитанников на текущий учебный год.

II. Практическая деятельность. Эта часть начинается с установления доверительных отношений с родителями. Следует отметить, что все затруднения проистекают от одного – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания между сотрудниками детского сада и родителями, из неумения педагогов построить межличностные отношения с родителями. И здесь наиболее актуальным является умение воспитателя или специалиста выбрать наиболее приемлемый для данного родителя стиль общения. В этом выборе существенную помощь может оказать педагог-психолог учреждения.

Методы взаимодействия в этой части могут быть самыми разнообразными:

  1. диалог во время утреннего приема детей;
  2. родительская почта (почта доверия);
  3. индивидуальное консультирование;
  4. дни общения, дни открытых дверей;
  5. совместное создание предметно-развивающей среды;
  6. оформление фотомонтажей из жизни группы;
  7. обращение к родителям по имени;
  8. оформление выставочного стенда и размещение его в группе, а не в родительском уголке;
  9. прочее.

После того, как доверительные отношения уже установлены, следует приступить к непосредственному осуществлению мероприятий составленного плана взаимодействия с родителями.

III. Заключительный этап: подведение итогов работы за текущий учебный год.

Критерием оценивания проведенной работы может послужить повторное анкетирование родителей и педагогов. И если взгляды родителей воспитанников и сотрудников детского сада на образовательный процесс станут более едиными, и если увеличится процент родителей, считающих себя участниками образовательного процесса, то организованное в течение года взаимодействие было эффективным.

И наконец, для подведения итогов целесообразно организовать родительскую конференцию. Это особая форма работы с семьей, позволяющая родителям и педагогам разных групп поделиться опытом взаимодействия, решить насущные проблемы. А также задать вопросы заведующей и специалистам ДОУ.

Литература:

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 — 58.
  2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 — 92.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. — С. 60 — 68.
  5. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год