Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Родительское собрание "Детские капризы и упрямство"
Родительские собрания
Автор: Жох Татьяна Владимировна   
15.10.2017 13:28

Родительское собрание Детские капризы и упрямствоРодительское собрание "Детские капризы и упрямство"

Жох Татьяна Владимировна МБДОУ №14 «Теремок» Педагог-психолог г. Константиновск, Ростовская область

(собрание проводится в музыкальном зале)

Предварительная работа:

  • подготовить памятку для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»;
  • подготовить презентацию на тему: «Упрямство и капризы»;
  • атрибут к игре – мяч;
  • подготовить материалы для проведения игры «Ассоциации», «Доскажи важные слова»;
  • подготовка видеоматериала «Интервью с детьми».

Цель: совершенствование психолого-педагогических знаний родителей, обогащение педагогических умений.

Задачи:

  1. познакомить с понятиями капризы и упрямство;
  2. помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей;
  3. формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их;
  4. развивать навыки общения родителей с ребенком.

Ход собрания

Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.

Станем дружно, вместе в круг, я твой друг, и ты мой друг,

 

Скачать конспект

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

  • Упражнение «Одно большое животное»

Представьте себе, что мы – одно большое животное.

Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

(Упражнение повторяется 3 раза)

В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы.

Родителям предлагается присесть на стулья и посмотреть презентацию — «Капризы и упрямство»

(презентация и текст прилагается прил. №1)

  • Игра «Ты катись веселый мячик…»

Педагог-психолог, предлагает родителям поиграть в детскую игру, передавать мяч по кругу со словами:

Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остановится
Тот на вопрос ответит нам…

Вопросы:

  1. Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
  2. Как Вы относитесь к капризам детей?
  3. Могут ли капризы и упрямство, сформировать нежелательные черты характера ребенка?
  4. Что вы предпринимаете, когда ваш ребенок капризничает?
  5. Каково значение единства требований родителей?

Выслушиваются ответы родителей.

  • Упражнение «Ассоциации»

Родителям предлагается объединиться в две группы. Затем каждая подгруппа получает свое задание. Первая подгруппа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «капризы». А вторая, ассоциации при слове «упрямство».

После выполнения упражнения выслушиваются мнения родителей.

Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях.

Педагог-психолог: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?»

Предлагается родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей: «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?»

Родители предлагают свои версии.

(совместное обсуждение)

  • Психолог обобщает и конкретизирует высказывания родителей:
  1. Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность.
  2. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого.
  3. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого.

Уровень самостоятельности ребенка крайне низок.

Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности.

4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.

5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят).

6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.

«Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе.

Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас.

Любите своих детей такими, какие они есть!»

  • Упражнение «Доскажи важные слова»

(Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение).

  1. Не завышайте …………… к своему ребенку
  2. Давайте ребенку …………, но будьте всегда рядом
  3. …… никогда не бывает лишней
  4. Взрослым необходимо давать ребенку право…
  5. Требования к ребенку должны быть……
  6. Детские капризы – это результат…
  7. Используйте прием авансирования — …
  8. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставте…
  9. Просьбу взрослого ребенок должен выполнить …
  10. Отрицательное поведение ребенка может …

Педагог-психолог, предлагает методы остановки истерики (приложение 3).

  • Просмотр видеоматериала «Интервью с детьми»

В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства.

Приложение №1

1 слайд

УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

2 слайд

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».

3 слайд

КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е.

" Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

4 слайд Капризы

5 слайд

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

6 слайд

что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

7 слайд

  • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

8 слайд

  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета.
  • Спокойный тон общения, без раздражительности.
  • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Приложение №2

Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей»

(В. А. Сухомлинский)

2. Не завышайте требований к своему ребенку.

3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.

5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора

( «Ты хочешь съесть суп или второе?»).

9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.

10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.

11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.

12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Приложение №3

Методы остановки истерики:

  1. Переключение внимания.
  2. Помыть лицо холодной водой, если словесное переключение внимания не помогает. Нужно помнить, что во время истерик, ни в коем случае нельзя ребёнка дёргать и бить! Только переключение внимания может ему помочь!

После окончания истерики сделайте ребёнку теплую ванну. Вода очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий чай и всё будет отлично! Знание возрастных особенностей всегда поможет нам подходить с адекватными требованиями к ребёнку и лучше понимать его. Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игнорирование капризов в итоге приводит к неврозам. Итак, поговорим о неврозах… Невроз – это слабость регуляции эмоциональных состояний — гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Невроз возникает в случае, когда затруднён поиск выхода из переживаний.

Это влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности ребёнка. Неврозы служат основой для многих заболеваний.

Причин тому множество: перенасыщенный событиями и эмоциональными перегрузками ритм жизни, ранний отрыв ребенка от матери, стрессы, перегрузка психики средствами массовой информации и многими другими.

Медицина считает невроз заболеванием, психология — социальным явлением. Правы и те и другие. Невроз ухудшает работу внутренних органов, может привести к появлению соматических заболеваний. В то же время число детей, страдающих ими, постоянно растет.

Поскольку изменить свою жизнь малыш не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса — расстройством сна, ночным недержанием мочи, кожными высыпаниями, зудом, капризами и истериками… Пока ребенок мал, забота о нём лежит на нас, родителях. Именно мы обеспечиваем ребёнку благополучную жизнь в социуме. Если плохо родителям, то ребёнку тоже будет плохо.

«Уметь жить маленькими радостями сегодняшнего дня — великое искусство, которым владеют дети. Так давайте не будем отягощать собственного существования тревогами о том, что только может произойти в дальнейшем. И пусть солнечное утро, улыбка ребенка, выращенный своими руками помидор, чашка крепкого чая служат вам хорошей эмоциональной разрядкой, лучшей, чем патентованные успокоительные средства».

Спокойствие ребёнка напрямую зависит от отношения родителей к нему, от степени доверия своему ребёнку. Если мы без конца надоедаем ему своими замечаниями, разговариваем с ним исключительно на повышенных тонах, выплескивая на него свое раздражение, мы разрушаем психическое здоровье нашего ребёнка.

Так же нужно обратить внимание на то, какую информацию черпает ребёнок от взрослых и телевидения. Родители должны быть фильтром, для поступления информации в мозг малыша, стараясь выбирать позитивную информацию, чтобы не травмировать его раньше, чем он будет способен осознать, что он видит и слышит.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год