Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»
ИЗО детям
Автор: Елисеева Жанна Михайловна   
19.03.2015 23:54

Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская матрешка»

ГКУСО МО СРЦН «НАДЕЖДА»

(возраст детей: 7 -14 лет)

Выполнил работу педагог доп. образования: Елисеева Ж.М. Московская область г. Наро-Фоминск 2014 год

Дата проведения: 19. 03. 2014г.

Место проведения:

Комната для проведения занятий педагогов доп. образования и воспитателей. (Реабилитационный центр для несовершеннолетних детей «Надежда»)

Численность детей участников: 6 -8 человек.

Цель: Продолжать знакомить детей- подростков с декоративно- прикладным искусством.

Возраст: 7 — 14 лет

Время проведения: 15. 50 мин.

Длительность занятия 30-35 минут.

Скачать конспект

Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей – подростков с народной игрушкой – матрешкой;
  • Учить составлять узор из отдельных элементов;
  • Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой (продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками в рисовании);
  • Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Оборудование и материалы: силуэты матрешек из альбомного листа, гуашь (акварель), кисти № 1-3. ватная палочка, стакан с водой (непроливайки), салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрешек, иллюстрации и игрушки – матрешки (разные), заготовки матрешек для росписи у доски, пробники (листы чистой альбомной бумаги), образец сделанной матрешки педагогом, русская народная музыка ( «Во саду ли, в огороду», «Калинка-малинка») или классическая красивая музыка, сундучок (шкатулка).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказательница (педагог дополнительно образования) в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).

Сказательница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот сундучок расписной. Что в нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

  • **

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская…

Дети: матрешка.

Сказательница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какие стихи и загадки про матрешек есть у нас, послушайте их внимательно, а расскажут их Маша Пирожкова и Алексей Чураков (или другой ребенок):

  • **

1- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

  • **

2- Цветастое платье,
Румяные щечки!
Ее открываем –
В ней прячется дочка.

Матрешки танцуют,
Матрешки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Сказательница (рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек- матрешек)

…………………

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, а большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем- то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрешкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси.

(Сообщение о матрешках может сделать сам ребенок взрослый)

Немного о матрешках расскажут нам девочки Марина Пирожкова и Настя Репникова, даваите их внимательно послушаем.

1- ребенок: (Марина П)

…………………

На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрешкам в особенности от той местности. Откуда она родом: Загорские, Семеновские, Полхов – майданские ит. д. Все эти матрешки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.

2- ребенок: (Настя Р)

…………………

Для того чтобы матрешки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по- своему: одна- веселая, другая задумчивая, третья – озорная. Все зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.

Сказательница: Как вы считаете, почему матрешка – это русская игрушка?

(Педагог обобщает ответы детей)

Сказательница: Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами:

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

2. Основная часть.

Сказательница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрешек. Проходите в мастерскую за столы (столы стоят букой П или треугольником). И первое, что вы должны сейчас решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже красный)

(Педагог показывает на картинки матрешек, у которых разного цвета платки с лямками 2-3 варианта).

Дети закрашивают платок, лямки и окантовку сарафана.

Физкультминутка

Сказательница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем в игру «Вокруг домиков хожу, да в окошечки гляжу» (можно поиграть в игру «Гори, гори — ясно»). На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Ну что, поиграем?

Проводится игра «Вокруг домиком хожу, да в окошечки гляжу»

(3-4 минуты).

Правила игры. Бегущие медленно дети должны не пересекать круг, а идти быстрым шагом вокруг хоровода стоящих на месте детей (дети стоят рядом друг с другом в центре круга и руки держат на поясе согнутыми «как окошечки». Играющие не поворачиваются (и не идут быстро на перегонки), пока водящий выбирает, кому из детей надо постучаться и позвать на прогулку.

Дети встают в круг, руки держат на поясе как «Окошечки у домиков», а один из играющих — гость-

Вокруг домиков хожу и в окошечки гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу (стучит тихо по плечу кому-либо из детей)

Другой отвечает: Кто там?...

Это я Вова! Давай с тобой на перегонки поиграем?...

Другой ребенок отвечает: Давай!

С последними словами водящий осторожно бежит в одну сторону, а гость в обратную сторону (оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится водящим – гостем.

Игра повторяется 2 — 3 раза.

Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрешек.

Сказательница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла наша русская матрешка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой.

К доске вызываются 2-3 ребенка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягоды, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках.

Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в

«воздухе» (повороты кисти руки).

Сказательница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.

(Все смотрят на картинки одежды матрешек с узорами).

Дети приступают к росписи своих матрешек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.

3. Итог занятия.

После окончания работы все матрешки вывешиваются (прикрепляются магнитами) на доску. И дети вместе со Сказательницей рассматривают их и выбирают: самую веселую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную ит. д.

Сказательница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила медали за творческую активность, мастерство и красоту, а также грамоту на всех одна «Самым лучшим художникам отделения дневного пребывания». Вы ее заслужили, потому что поработали на славу и ладно!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год