Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Изобразительная деятельность в процессе воспитания и обучения детей 6 лет
ИЗО детям
Автор: Нина Литвинова   
24.02.2014 12:50

Изобразительная деятельность в процессе воспитания и обучения детей 6 летЭстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи: развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к искусству, приобщение к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей.
Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности, умения видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, а также умение увидеть форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, т.е. изобразительные признаки, вот та основа, на которой строится творческая деятельность ребенка.
В психологии утвердилось совершенно правильное положение о том, что способности проявляются и развиваются в той деятельности, которая и требует наличия соответствующих способностей. Способности в области изобразительной деятельности развиваются не только непосредственно в процессе рисования, но и в повседневном восприятии и наблюдении окружающей действительности и искусства Е.И. Игнатьев в книге “Психология изобразительной деятельности” ставит вопрос о необходимости формирования у детей, прежде всего умения “видеть”, понимать комбинации графических линий как изображение известных предметов, а затем воспринимать собственный рисунок в процессе изображения. Автор делает правильный вывод, что умение ребенка читать чужой рисунок – важное условие готовности ребенка к изобразительной деятельности.
Искусство – это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факторы, отдельные события, воплощенные художником в образе и истолкованные им, помогают глубже разобраться в реальных жизненных процессах, более пристально всматриваться в окружающий нас мир. Художник обладает умением схватывать самое важное и существенное, сосредоточить свое внимание на жизненных факторах и процессах, наиболее полно выявляющихсмысл отражаемого. Благодоря типизации художник раскрывает правду, смысл жизненных явлений, внутренние закономерности, лежащие в их основе. Следовательно, через искусство познается действительность и посредствам художественних образов мы получаем необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека.
Понятие “изобразительное творчество” включает в себя не только продукт – рисунок, но и способность воспринимать действительность, высокоразвитую наблюдательность, творческое осмысливание воспринятого, что связано с воображением, зрительной памятью. Показ произведений изобразительного искусства в первую очередь дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, природы, быта; в то же время изобразительное искусство обогащает представления детей о знакомых явлениях. Художник не только показывает те или иные предметы и явления жизни, он дает им характеристику, изображая их в ярких художественных образах. Благодаря этому художественное изображение предметов и явлений волнует ребят, вызывает у них чувства симпатии, радости, огорчения.
При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, т.е. те качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусством, между ранее воспринятым и настоящим. Ведь произведения искусства вызывают у нас эстетические чувства не просто своей формой, сочетанием слов, звуков, красок, но и тем, что в этих произведениях через своеобразное (художественное) сочетание слов, звуков, красок отражается действительность.
Для развития творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений искусства. Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, расширяется тематика, происходит конкретизация замысла, как проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету, как иллюстративный материал содействует нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создание выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.
В творческом процессе ребенка 6 – 7 лет можно выделить два этапа – формирование замысла и создание самого рисунка.
Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. В большей степени получаемый продукт будет зависеть от того, как сформирован замысел. Существенное значение здесь приобретает развитие восприятия, наблюдательности. Главное то, что посредствам образов искусства содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи формы, колорита, композиции в показываемых образцах искусства дает детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла. Замысел детей показывает степень развития, их отношение к создаваемым образам в собственных рисунках.
Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции.
“В детях с самых ранних лет
должно развиваться чувство
изящного, как один
из первейших элементов
человечности”.
В.Г. Белинский.
Подлинный вкус мы можем воспитать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинно эстетическое переживание.
Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышления, воображения, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только, познать, но и измерять ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.
Степень воздействия искусства на ученика во многом зависит от методов, применяемых учителем. Поэтому мы должны с чувством большой ответственности отнестись к выбору художественных произведений и продумывать методику ознакомления с ними, чтобы воспринимаемый детьми предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие. Продумывая знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, я старалась отобрать, прежде всего, высокохудожественные, доступные пониманию детей, которые развивали бы их чувства, обогащали новыми понятиями об окружающем, то есть расширяли кругозор, развивали эстетическую восприимчивость детей.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям понять содержание и увидеть красоту в отобранных произведениях искусства.
В своей работе я использовала произведения живописи, графики, скульптуры, произведения прикладного искусства.
Из живописи были отобраны следующие:
Классическая живопись:
1. И.И. Левитан “Золотая осень”, “Весна”.
2. А.К. Саврасов “Грачи прилетели”.
3. А.И. Куинджи “Березовая роща”.
4. В.М. Васнецов “Аленушка”, “Богатыри”.
Советская живопись:
1. Т.Н. Яблонская “Весна”.
2. К.Ф. Юон “Зимний день”.
3. Ф.П. Решетников “Опять двойка”.
Живопись казахских художников:
1. С.А. Мамбеев ‘Весна”, “Осенний пейзаж”.
2. А. Кастеев “Весна”, “Яблони в цвету” и т.д.
3. А. Дузелханов “Весна”, “Қыз жібек” и т.д.
Из классических произведений показывала пейзажи, потому что жанровые картины менее доступны младшим школьникам по своему содержанию.
Из советской живописи использовала жанровые картины, так как они отражают нашу действительность.
Пейзаж И.И. Левитана “Золотая осень” написан в ярких, теплых, сочных тонах. Картина воспринимается эмоционально, потому что всем колоритам она привлекает детей. Они видят знакомый пейзаж. При знакомстве И.И. Левитана “Золотая осень” предлагаю детям полюбоваться красотой осени, внимательно посмотреть и сказать, нравиться ли им картина и чем она нравится, а потом задала детям ряд вопросов:
- Какое время года изобразил художник? (Это осень).
- Почему вы думаете, что это осень? (Потому что все деревья стоят красивые,
желтые. Так только осенью бывает).
- Какое время дня передает художник? (Это солнечный день, потому, что
картина вся светится).
В заключении описываю содержание картины: Эту картину нарисовал художник Левитан. На опушке желтеющий луг. День солнечный, легкий ветерок гонит по небу облачка. Деревья стоят в золотистом уборе, листья желтые, красные, оранжевые. Под деревьями стелется золотой ковер листьев. Вдали виднеются еще зеленые поля, деревья. Небольшая речушка течет вдоль опушки. Вода в ней синяя, холодная, в такой воде не искупаешься. А.С. Пушкин в своем стихотворении “Осень” писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Хороший эффект от урока дает еще и наблюдение в природе такое как экскурсия в парк в период “Золотой осени”.

При рассматривании картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели” я спросила детей, почему они думают, что здесь нарисована весна.

Оля говорит: “здесь сразу видно, что весна наступает. Грачи вьют гнезда, снег стал черный, появились лужи и тени от деревьев длинные. Художник солнца не нарисовал, а день солнечный!” Были очень интересные суждения у детей по картине художника Ф.П. Решетникова “Опять двойка”. Дети передавали не только содержание картины, но и переживания действующих лиц (мама обиделась, мальчик получил двойку; пришел невеселый; маленький братишка ничего не понимает, смеется, а маме стыдно, что он принес плохую отметку). Для рисования и лепки объемных форм для рассматривания беру малые скульптурные формы.

Скульптура – это объемное произведение искусства, она хорошо отражает форму предмета, передавая его характерные черты; ее можно посмотреть со всех сторон. Затем дети в своих рисунках отображают так, как им лучше видна данная скульптура. Можно использовать такие малые скульптурные формы “Голуби”, “Конькобежец”, “Утка”, “Лыжник”, “Гуси”, “Девочка с куклой”, “Девочка кормит кур”, “Сорока”, “Юрта”, “Собака”. Так же знакомила детей с вещами домашнего обихода, оформлением декоративным узором столовой и чайной посуды, интересными по форме, по колориту красок, расположению узора. Подбирались такие предметы, где ясно и четко видна общая композиция и отдельные элементы декоративного узора: листочки, кружочки, завитки и т.д.

Знакомству детей с художественными предметами придаю большое значение, так как с ними дети ежедневно встречаются дома. Красивые предметы воспитывают вкус, а хороший вкус ограждает от проникновения элементов мещанства в быт. Приучаются относиться бережно к вещам. Декоративное рисование “сырмак” оставило неизгладимый след в душах детей и родителей. Родители принесли из дома ковры ручной работы сырмак и тускеиз, развесили, а потом Асет спел кюй и играл на домбре. На занятии присутствовали родители и педагоги. Иногда для рассматривания декоративно оформленных предметов подбирала одинаковые по форме, но с различными узорами. Этим хотела подчеркнуть, что один и тот же предмет может быть украшен по – разному, что декоративный узор подчеркивает форму. Например, три тарелки. Одна из них с каймой черного цвета, на кайме узор, составленный из больших и маленьких кружочков и листочков; узор выдержан в голубых, розовых, зеленых тонах. На второй тарелке по краям дается чередование веток разных цветов: оранжевого, бордового, зеленого, желтого, голубого и отдельные штрихи черного, чтобы выразительнее выглядел узор. Узор довольно простой и красивый. На третьей тарелке – мелкий узор одного цвета с полутонами голубого, светлого и темного. (Гжель). Вначале обращала внимание детей на весь предмет, его форму, на декоративность узора, сочетание красок. При рассматривании приучала детей видеть разницу между узорами и находить мелкие детали.

Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. Перед праздником 8 Марта предложила детям нарисовать “материя маме на платье”. Детям было дано задание сначала придумать один элемент узора, который бы они хотели иметь на “материале”, а затем, используя этот элемент, нарисовать ткань. Для этого дала детям квадрат бумаги, на котором они должны были нарисовать мотив. Такое задание дало возможность продумать каждую деталь, составить узор, учесть сочетание красок. Работы детей были интересны по замыслу, по сочетанию красок, но многие мотивы были заимствованы с узоров тканей. (Вначале урока рассмотрели ткани, обратили внимание на расположение узора, на сочетание его в цвете с фоном, отметили бесконечность узора в материале, ритмичное его повторение).

При рисовании осеннего пейзажа большое влияние на рисунки детей оказала картина И.И. Левитана “Золотая осень”. Особенно на расположение предметов в пространстве.

Подбор произведений искусства имеет очень важное значение в формировании у детей эстетических чувств и художественного вкуса. Отражение в рисунках детей современной жизни связано с отношением ребенка к изображаемому. Это дает возможность детям отразить в рисунках то, что наиболее сильно поразило их воображение, сознание, чувство. Отношение к изображаемому влияет и на поиски выразительных средств. (“Наша улица”, “По дороге в школу”, “Космодром”, “Машины на нашей улице”, “Стройка” и т.д.)

В рисовании на темы сказок требуется передача характера образа, конфликтных моментов, действия, поисков специфических изобразительных средств для выражения “сказочного” сюжета. Однако изменение замысла в процессе рисования, его неустойчивость характерны детям 6 – 7 лет. К сказке “Теремок” Оля хотела нарисовать медведя, который разрушает теремок. Сначала ею был нарисован домик, декоративно украшенный, красочный. Обращаясь ко мне, она говорит “У меня теремок получился красивый, и мне не хочется рисовать медведя, он ведь его раздавит. Можно я нарисую зайца?”

Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке.

Известно, что рисунки детей отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве рисунков детей яркие открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло – зеленом лугу и т.д. Для многих детских работ характерно яркое декоративное богатство. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ. Жизнерадостность достигается посредством резкого контраста цветовых пятен. В детских рисунках можно встретить образы в нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, теплых коричневых тонов. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.

Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках ребят. Цвет становится эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы – яги) ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными всклокоченными волосами, уродливым лицом они “одевают” ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивают в черный цвет. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.

Характерным для детей является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся улица: над автомобилями располагается троллейбусная линия, еще выше – дома; дорога тянется через весь лист, перпендикулярно ей изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов ребятами.

В детских рисунках часто встречается, что деталь оказывается исходным моментом замысла. Например: при иллюстрировании сказки А. Митяева “Шесть Иванов – шесть капитанов” композиционным центром является кораблик, на котором плывет один из капитанов. Воображение мальчика поразили дельфины, которые были изображены на иллюстрации в этой книге. На своем рисунке Витя тщательно рисует двух больших дельфинов, придавая хвостам изгиб (“чтобы они плавали”) и только к концу урока рисует маленький кораблик, расположенный в верхнем правом углу рисунка. В данном случае дельфины явились центральными фигурами рисунка, хотя они должны быть деталями в этой композиции.

Изображая ежика, несущего на своих иголках яблоки и груши, Асель нарисовала последние явно непропорционально по отношению к туловищу ежика. Когда ее спросила: “Почему у тебя нарисованы такие большие яблоки и груши?”, она ответила: “Я нарочно нарисовала их большими, чтобы их мог заметить Дед Мороз”. Дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты я обнаружила смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок. Так, Катя, давая образ волшебной лягушки, рисует ее голубой и говорит: “Лягушка сказочная, поэтому может быть голубой. У нее корона на голове. Она лапой держит стрелу”.

Дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла. В творческом рисунке они передают свое отношение к изображаемому. Творческий процесс предполагает у 6 леток образное видение мира, действительности. Действительность – основа творческого процесса. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от объекта, явления.

В 6 – 7 лет более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и формы явления, предмета. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи. Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются в сохранении индивидуальной манеры исполнения. По рисункам видно, что у детей возникает отношение к создаваемым образам, дается их разнообразная характеристика, показываются их переживания, выраженные изобразительными средствами.

Мы должны развивать у детей любовь к прекрасному, чтобы оно активно входило в жизнь и вызывало бы ответное стремление создавать прекрасное в окружающем. Мы должны также вооружить ученика теми умениями и навыками, которые помогли бы ему осуществлять это прекрасное на практике – в жизни, в быту, во всем поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: “Просвещение”, 1982г.

2. Художественное творчество и ребенок. Под редакцией Н.А. Ветлугиной, М.: “Педагогика”, 1987г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: “Просвещение”, 1991г.

4. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. М.: “Аркти”, 2008г.

5. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет. М.: “Учитель”, 2009г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год