Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие эмоциональной выразительности посредством театрализованной деятельности с использованием элементов нетрадиционного рисования
ИЗО детям
Автор: Румшевич Ольга Алексеевна   
12.02.2014 17:32

 Развитие эмоциональной выразительности посредством театрализованной деятельности с использованием элементов нетрадиционного рисования

 

МКУ «Отдел образования город Стерлитамак» Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №61» городского округа  город Стерлитамак Республики Башкортостан
Методическая разработка

Автор-составитель: О. А Румшевич, старший воспитатель 2013г.
Рецензент: Е.Р. Шнайдрук, заведующий МБДОУ « Детский сад № 61»
В методическую разработку вошли перспективный план работы воспитателя по развитию эмоциональной выразительности посредством театрализованной деятельности детей младшей группы, пояснительная записка, методические рекомендации, а также ряд полезной информации для педагогов и родителей.
Уважаемые педагоги, родители, специалисты дополнительного образования!

 

Скачать полный текст конспекта

Всем Вам известно, что с самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит театрализованной деятельности. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой, а также для яркости колорита положительных эмоций добавить несложные элементы в практическом выполнении работ нетрадиционной техники рисования.
Исходя из вышеизложенного, необходимо учесть, что в душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.(см. Приложение 4)
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Все мы знаем, что театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов, звуков, получение ярких красок положительных эмоций, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, изображением увиденного элементами рисования, движение под музыку. Поэтому, целью  данной методической разработки является развитие эмоциональной выразительности детей через театрализованную деятельность, используя элементы нетрадиционной техники рисования.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаются во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий воспитатель может включать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводится персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью. Так, на занятие по математике в гости приходит Незнайка, который не умеет считать; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Капитошка с удовольствием постигает вместе с детьми секреты пользы воды для растений.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей на воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают знакомые песни, сценки, игры. Яркие сюжеты, хороводы, хорошее оснащение развивающей среды по данному направлению способствуют возникновению самостоятельной театрализованной  игры.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная театрализованная деятельность может развиваться, если:
детям отводит время и место для свободной самостоятельной театрализованной деятельности;
создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;
воспитатели являются образцами творческого поведения.

Свободная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры – рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией, использование трафаретов для создания сказочного персонажа, используя средства нетрадиционного рисования.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой во второй младшей группе.
Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, кото¬рые наполняются предметным содержанием. Игры - занятия по театрализованной деятельности проводится один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия 15-20 минут. Первые игры проводит сам воспита¬тель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог стано¬вится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации. Дети в этом возрасте любят, когда им читают сказки, представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Сидя за обыгрыванием эпизода сказки взрослым, они способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помо¬гут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что  в театре есть сцена, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам. Вспомнить о том, что внимание детей в основ¬ном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не бо¬лее 15 минут, поэтому, следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.
Желаем Вам успеха!

 

Занятие1.Знакомство.
Цели:  вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждая их выражению своих чувств, к общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку.
Материал и оборудование: декорации осенней полянки (деревья, цветы, соломка); шапочка цветов для подвижной игры; театральная кукла Мышка; зерна в плошке; муляжи пирожков.
Ход занятия
Воспитатель приводит детей на середину комнаты – «осеннюю полянку»- и приглашает полюбоваться красками осени: вот желтые цветы, красные и зеленые листья, светлые стебли соломки. Звучит медленная музыка. Воспитатель надевает шапочки цветов на голову детям и предлагает «познакомиться» друг с другом в цветочном хороводе – разминке. Дети делают движения под пение взрослого.
Разминка
Осенью цветочки
Во поле растут,
(дети присели, подняли руки вверх, медленно поднимаются – «растут».)
Желтые и белые
Цветики цветут.
Ветерок качает
(дети качают поднятыми вверх руками)
Тонкий стебелек,
Головой кивает
(кивает головой.)
Нам с тобой цветок.
Воспитатель. Цветики, поздоровайтесь друг с другом!
Дети по очереди кивают головками и называют себя именем цветка («ромашка», «василек» и др.).затем игра повторяется, и дети говорят друг другу пожелания (желают здоровья, хорошей погоды, красивой осени).
В гости к ребятам приходит Мышка – норушка (театральная кукла) и показывает детям норку, в которой она живет. Проводится инсценировка.(см. Приложение 2).
Инсценировка «Мышка- норушка»
Воспитатель (показывает инсценировку).

Мышка – норушка в норке жила,
Песенки пела, пирожки пекла.
Мышка – норушка гостей звала,
Чаем угощала, приговаривала:
Гости дорогие, вот пирожок,
С творогом, с капустой, вот пирожок.
Кушайте, гости, еще пирожок,
С ягодой малинкой другой пирожок.
Воспитатель побуждает детей выступить в роли гостей. Дети, участвуя в драматизации, выходят по одному вперед, здороваются с мышкой – норушкой, берут пирожок, называют свое имя. Затем дети выполняют движения в зависимости от содержания текста.
Воспитатель (действует от имени куклы)
Приходите, гости, ко мне  во светлицу,
( дети стоят стайкой.)
Вас угощу я отборной пшеницей.
(мышка берет миску с зерном.)
Подставляйте пошире ладошки,
(подставляют ладошки.)
Еще вам добавлю зерна понемножку.
(мышка « сыплет» зерно.)
А это семечки вкусные, жареные.
( мышка раздает детям семечки.)
Грызите, но не сорите, пожалуйста.
(дети делают вид, будто грызут семечки).

Мышка – норушка прощается с детьми и советует бережно относиться к запасам, хранит их в теплом амбаре.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им осенняя полянка, кого они повстречали, куда их пригласили, что они делала и в гостях.
Занятие заканчивается первоначально звучащей музыкой, имитирующий спокойное состояние природы.

Занятие 2. Сказка  на столе.
Цели: способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле; учить выразительный интонации; дать пример элементарного кукловождения.
Материал и оборудование: куклы и декорации к сказке « Теремок».
Ход занятия
Воспитатель приводит детей к декорациям настольного театра «Теремок» и предлагает вспомнить сказку. Для этого он по очереди берет куклы, участвовавшие в прошлом представлении. Воспитатель задает детям вопросы: кто были герои сказки, что они делали, кто им отвечал, как двигались куклы на столе.
Воспитатель. Сначала кто увидал теремок? (мышка.) Как ее звали?(Мышка – норушка».) Как Мышка – норушка бежала? Как она стучала в дверь? Что она спрашивала? Как она узнала, что в теремке никого нет?
(берет куклу Мышку и двигает ее.) Вот так Мышка – норушка бежала, вот так стучала (имитирует стук) и спрашивала: кто в теремочке живет? (обращается к детям.) Лена, как мышка спрашивала? (ребенок повторяет слова Мышки – норушки.)
Постепенно воспитатель пересказывает вместе с детьми всю сказку.


Занятие 3. В гостях у сказки.
Цели:  дать представление об урожае зерна; познакомить со сказкой « Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок – любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо).
Материал и оборудование: ширма; куклы бибабо ( два мышонка, петушок) и декорации (задник «Поле и мельница»; домик); атрибуты (мешок с зерном, горошек с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки).

Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку. Он говорит о том, что осенью в поле созрел урожай. Воспитатель задает детям вопросы: что созрело в поле? Потом воспитатель напоминает про мышку, которая осенью делала запасы на зиму. У мышки были зерна. Люди тоже делают запасы зерна на зиму. Из зерна будут делать муку и печь хлеб. Воспитатель кратко рассказывает, кА мелют муку, как потом хранят ее, чтобы можно было всю зиму не только печь хлеб, но и жарит вкусные блины, делать пирожки, булочки (см. Приложение 3).

Занятие 4. В театре кукол.
Цели:знакомить с искусством театра; ать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончанию спектакля.
Материал и оборудование: ширма; куклы (семеро козлят, волк); декорации (задник «Лес и деревня», дом козы ,куст),атрибуты (корзина для козы).
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в театральной зал и обьясняет,что это такая комната, где показывают театр. Театр – это представление, в котором действует герои. Сегодня дети увидят кукольный театр. В нем играют куклы. Далее воспитатель объясняет правила поведения в театре.  Каждый, кто приходит в театр, становится зрителем. Зрителю, для того чтобы посмотреть спектакль, надо взять билет. По билетам всех детей проводят в зал.  
Каждый находит себе место. Во время спектакля нельзя мешать другим зрителям. В конце спектакля артистов приветствуют аплодисменты – зрители дружно хлопают в ладоши. Сегодня в кукольном театре состоится сказка «Волк и козлята». Об этом нам рассказывают красочная афиша. Здесь написано, что это очень интересная сказка. Афиша приглашает всех обязательно побывать на представлении.
Дети получают входные билеты, проходят в зал и садятся.
Кукольный спектакль «Козлятки и волк»
Роли и исполнители: Коза – мама, семеро козлят, волк (куклы бибабо), ведущий (воспитатель).
Звучит русская народная мелодия « Посею лебеду на берегу» в качестве вступления к спектаклю.
Ведущий. Жила – была коза с козлятами….

Занятие 5.  Знакомые сказки.
Цели: положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
Материал и оборудование: диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла бибабо Петушок.
Ход занятия
Воспитатель сажает детей за круглым столом, на котором лежит разрисованный диск с отмеченными секторами. На секторах приклеены картинки – коза и козлята, мышата и петушок, теремок, заяц и ворона. Воспитатель берет юлу с приклеенной на ней стрелочкой – указателем, говорит волшебные слова.
Воспитатель.
Крутись, юла, вертись, юла,
Нас к сказке приведи.
(Звучит музыка, крутится юла).
Воспитатель.  Юла остановилась, показывает нам дорогу к сказке…(дети смотрят на картинку) « Козлятки и волк».
Воспитатель надевает на себя шапочку мамы – козы, на детей- шапочки козлят и разыгрывает сцену из сказки в виде игры.

1.    Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М . ,1994г.
2.    Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М . , 1990г.
3.    Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.
4.    Минаева В. М. Развитие эмоциональной выразительности.
5.    Пенькова Л. А. Изучаю себя, изучаю других // Ребенок в детском саду. – 2004 г. №3
6.    Рылеева Е. В.Вместе веселее. – М. , 2004г.
7.    Щипицына Л. М.., Защиринская О. В.- Азбука общения – М.,2000г.
8.    Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – М.,2000г.
9.    Власова С. Театр начинается с детства, с тренировки //-Обруч, 1997г. №6
10.    Метенова Н. М. Доброе утро малыши – Ярославль, 2000г.
11.    Маханева М. Д. Театрализованные игры в детском саду. – М.,2004г.
12.    Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1990.-128с.
13.    Данилина Т. А.В мире детских эмоций.- М., 2004г.
14.    Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. –М.,1960г.
15.    Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков, Фомо; М. ООО «Издательство АСТ»; 2000-464 с.
16.    Жукова Р. А. Игра как средство социально – эмоционального развития детей 3-5 лет. Волгоград.- 2006г.
17.     Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий – Москва,2004г.
18.    Губанова Н. Ф.Театрализованная деятельность дошкольников:2-5 лет.- М.:ВАКО,2007-256с.
19.    Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников – М.,1995г.
20.    Ярославцева Н. Кукловедение для малышей. – М. : Чистые пруды,2005.-32с.
21.    Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты. – М.,2007.-144с.
22.    Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой.-М.,2004. -224с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год