Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческого потенциала дошкольников через различные виды художественной деятельности
ИЗО детям
Автор: Лариса Анатольевна Корнева   
15.04.2014 08:40

Развитие творческого потенциала дошкольников через различные виды художественной деятельностиОдной из основных задач организационно-педагогической работы нашего коллектива является повышение художественно-эстетического уровня развития детей. Педагоги ДОУ, выделяя художественно-эстетическое направление работы, ставят следующие задачи:
приобщение детей к мировой культуре вне зависимости от уровня индивидуальных способностей;
развитие познавательного интереса;
формирование художественно-эстетических вкусов и представлений в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.
Работая по интегрированной программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», я ставила перед собой следующие задачи:
формирование нравственно-эстетической отзывчивости;
формирование творческой активности дошкольников в области изобразительной деятельности;
формирование знаний, умений и навыков в художественной деятельности.
Таким образом, цели моей профессиональной деятельности полностью согласуется с целями деятельности дошкольного учреждения, в котором я работаю.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться: установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса.
Размышляя над всем этим, я часто задавала себе вопросы: что мы (педагоги) можем противопоставить засилью реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни, как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре?
Мы должны познакомить детей с родной культурой. Родной – значит русской. Начинать понимать иные культуры Земли можно, только если проникнешься пониманием культуры родной. Мы часто не понимаем сегодня, недооцениваем, что мы дети своей Земли. Самая страшная духовная пустота происходит от потери корней.
Поэтому в дополнение к основным своим темам работы я добавила тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре».
Основное в программе – игра. Ребенок и воспитатель входят в мир «русской избы» конца 19 – начала 20 века. В ходе занятий дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию или целый исторический период. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребенок и музейный педагог, и те, и другие могут задавать вопросы и отвечать на них. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку, даже совсем малышу. Предмет – главное наше учебное пособие, которое дети могут потрогать пощупать.
Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к предметному миру, к природе, собственному дому, книге, игрушке, что чрезвычайно важно в наши дни. Культура бережного отношения к творениям рук человеческих – есть реальное противодействие потребительству, вещизму, престижности.
Цели и задачи: содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе наследия Тамбовского края и, информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музеев Тамбовщины, обогащение представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства; формирование «образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения; воспитание культуры поведения в общественных местах.
Первым шагом по внедрению музейной педагогики стало создание образовательного пространства под названием «Русская изба». Музей воссоздает интерьер русской избы с макетом печи, «красным» углом, мужской и женской половинами.
Был разработан Устав Музея, в котором указывались общие положения, основные понятия, раскрывались функции музея и др. На основании Устава этнографического музея «Русская изба» был издан приказ об учреждении музея и назначении руководителя, а также избрании совета музея.
Был разработан план проведения занятий, развлечений, экскурсий и др. мероприятий.
В начале учебного года я провела анкетирование среди детей методом устного опроса (ответы заносились в протокол). По результатам этого опроса выяснилось, что 96 % детей никогда не посещали музеи, выставочные залы или картинные галереи; 67 % детей вообще не знают, что означает это слово и лишь 4 % малышей ответили, что были в Уваровском краеведческом и Тамбовском краеведческом музеях.
Второе анкетирование было проведено после летних каникул. Оказалось, что летом 16 % детей вместе с родителями посетили различные музеи, находящиеся на территории России. Конечно, 16 процентов – цифра не очень внушительная, но это «первая ласточка», первый маленький шажок в приобщении детей к музейной культуре.
Теоретические результаты.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и «Приобщение детей к музейной культуре» более, чем у их сверстников развито образное мышление, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойнее и раскрепощеннее. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей. Занятия по этой программе способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления – оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами.
Приятно отметить, что вся эта работа увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно доставляет взаимное удовлетворение.
Практические результаты.
В 2006 году три воспитанника МДОУ «Детский сад «Солнышко» победили по трем номинациям в городском конкурсе рисунков «Мир глазами детей», а один воспитанник получил грамоту «За особое мастерство».
В 2007 году во всероссийском конкурсе рисунков «Карлсон прилетел» в конкурсе по регионам Попов Андрей стал победителем, а Пилевич Лиза заняла третье место. Благодаря этим победам наше дошкольное учреждение заняло 536 место в независимом рейтинге дошкольных учреждений (всего в рейтинге участвовало 1375 ДОУ России). Информация размещена на сайте Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».
В феврале 2008 года в нашем городе проходил конкурс «Звездочки Уварово». Мои воспитанники Татаренко Настя и Желнова Маша защищали честь нашего учреждения в возрастной номинации 7-10 лет. Несмотря на серьезную разницу в возрасте (нашим участницам по 6 лет, мы смогли удивить своим творчеством опытных членов жюри. Татаренко Настя заняла почетное второе место, обыграв учащуюся четвертого класса Строгову Юлю. Желнова Маша получила грамоту «За участие в конкурсе».
Программа развития нашего ДОУ разработана на 2012-2014гг. Я входила в состав комиссии по её разработке. В моей компетенции было выработать блок задач художественно-эстетического направления. Для решения этих задач отметила необходимо создания соответствующих условий, продумать организацию воспитательно-образовательного процесса, найти новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями. Предложила создать в нашем дошкольном учреждении такие условия, где эстетическое и художественное воспитание являлось как бы фоном общеобразовательной работы, чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса.
Сделано в этом направлении уже немало.
В ДОУ работает изостудия «Красочное королевство», кружок по живописи «Озорные кисточки», созданы 4 мини-музея: этнографический музей «Русская изба», мини-музей декоративно-прикладного искусства «Из бабушкиного сундучка», музей боевой славы «Мы помним наших героев», мини-музей С. В. Рахманинова, картинная галерея.
Для занятий в каждом из этих музеев разработан перспективный план, привлекаются воспитатели и узкие специалисты.
В перспективе мы планируем открыть еще два мини-музея: «В стране сказок» и «Музей одежды».
В программу развития нашего МБДОУ по моим рекомендациям включили следующие задачи:
* Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса изобразительной деятельности.
* Формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи и историей, бытом и жизнью народа (методами музейной педагогики) .
* Формирование особых качеств мышления, творческого воображения.
* Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Ребенок, ради которого и создавались программы, по которым я работаю, получает несомненную пользу от их внедрения. У него появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.
Содержание музейно-образовательных программ постоянно апеллирует к самому главному качеству, заложенному в каждом ребенке, -способности к творчеству. Тем самым музейные занятия становятся средством развития воображения ребенка, его фантазии, навыков продуктивной деятельности (рисования, лепке, сочинения историй) и самостоятельного начала.
Наше МБДОУ «Детский сад «Солнышко», благодаря музейно-образовательной развивающей среде, поднимает в глазах общественности и родителей престиж образованности и воспитанности людей, престиж культурной личности.
Важно подчеркнуть, что работа эта не обрывается, большинство выпускников детского сада идет в лицей города Уварово имени А. И. Данилова, в котором также есть музейно-образовательный комплекс «Краеведческий музей г. Уварово».
В своей работе я использую программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского и программу «Радость творчества» О. А. Соломенниковой.
Для достижения поставленных мною задач я использовала следующие принципы обучения.
Принцип педагогической драматургии.

Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала.

Принцип постоянства связи с жизнью.

Принцип единства формы и содержания в процессе обучения.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Методические пути осуществления этих методов разнообразны, вот некоторые из них: метод привлечения личного, эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод поэтапных открытий; метод сравнения как путь активизации потребности в самостоятельном мышлении; метод коллективных и групповых работ; метод оформления работами интерьера детского сада.

Высоких результатов в своей работе я добилась благодаря внедрению современных педагогических технологий: музейная педагогика и проектная методика.

Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах деятельности, в том числе и на занятиях по изодеятельности. Для того чтобы грамотно организовать взаимодействие в процессе самостоятельной деятельности детей, я использую совместно-индивидуальную и совместно-последовательную модели сотрудничества. В первом случае на занятие к детям приходит игровой персонаж, который нуждается в помощи или просит показать детей свои умения. После принятия общей цели в паре и микрогруппе, каждый ребёнок индивидуально выполняет свою работу, которая на завершающем этапе становится частью общей итоговой работы. (Пример: девочку Машу послали в лес за грибами, а они еще не выросли, пока Маша заснула, давайте вылепим грибы из пластилина и поставим их под елочкой. Дети лепят грибы индивидуально, а в конце занятия все работы оформляются в единую композицию). Эта модель сотрудничества учит детей принимать общую цель деятельности, участвовать в планировании, действовать параллельно, совместно оценивая итоговый результат. Совместно-последовательная модель сотрудничества учит не только принимать общую цель, но и последовательно выполнять действия («производственный конвейер»). Данную модель сотрудничества я использую при обучении детей технике «Коллаж», когда одни дети рисуют и создают фон, другие выполняют изображения из бросового материала, третьи составляют композицию из готовых элементов.

Для того, чтобы правильно организовать сотрудничество с детьми, я использую личностно-ориентированный подход.

Считаю, что я в должной мере владею средствами элементарной диагностики воспитания и развития детей. Диагностика должна предшествовать любому педагогическому вмешательству, поэтому уже в начале года я провожу вводную диагностику, цель которой выявить исходный уровень, состояние детей для составления программы развития, составления плана работы. В середине учебного года я провожу промежуточную диагностику. Ее цель – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программы развития, составление дальнейшего плана работы. Я использую различные формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, рисуночные тесты, а также конкурсы и выставки рисунков. В конце года я провожу итоговую диагностику. Ее цель – выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Результаты диагностики технических умений и навыков в подготовительной группе

В диаграмме представлены результаты диагностики в начале, середине и конце учебного года (вводная, промежуточная, итоговая) .

Результаты диагностики используются мною также и для выявления одаренных детей, с целью создания усложненной программы и развития этих детей по индивидуальному плану.

Информация, полученная в результате психолого-педагогических исследований, используется мною для выявления уровня развития воспитанников в начале и в конце года (анализ продуктов деятельности, определения динамики развития и преобразования в течение времени, определения перспектив развития, разделения обследуемых детей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития, определения одаренности ребёнка, его задатков (рисуночные тесты, тест Торренса, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

Осуществляя индивидуально-дифференцированных подход (по результатам диагностики, я дифференцирую группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с одинаковым уровнем развития. Чтобы не тормозить детей с ярко выраженными способностями к рисованию, я даю им усложненное задание, в процессе занятия подсказываю, как можно усложнить, дополнить свой рисунок. Детям же, чьи успехи еще не так заметны, предлагаю упрощенный вариант изображения или менее сложную композицию, что помогает им не потерять веры в свои силы и интерес к изодеятельности.

Чтобы ребёнок развивался как носитель творческого начала, проявляя себя как подлинный субъект деятельности, я предоставляю ему свободный выбора формата и размера бумаги, изобразительных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, пастель, пластилин, глина и другое, техники исполнения и др.

На занятиях по изодеятельности психологическая атмосфера играет важную, если не главенствующую роль. Для достижения успеха воспитатель вместе с детьми проживает, переживает (сопереживает) эмоционально-образное состояние. Этому способствует эмоционально-художественная драматургия занятия, а также музыкальное сопровождение, художественное или поэтическое слово, восприятие шедевров живописи. Все это создает условия для творческой самореализации детей, а значит способствует созданию обстановки взаимного доверия и открытости. В конце занятия все детские рисунки вывешиваются на обозрение, независимо от качества исполнения. Анализ рисунков проходит также в доброжелательной атмосфере, без резких замечаний.

Работа с родителями ведется мною по следующим направлениям:

Информационные стенды.

Выступления на родительских собраниях.

Анкетирование родителей.

Вовлечение родителей в педагогические проекты по изодеятельности (два последних проекта «Археологическая экспедиция «Дошколёнок» и «Богатыри земли русской» вызвали большой отклик среди родителей и подружили нас) .

Развлечения по изодеятельности с привлечением родителей (в качестве зрителей и в качестве участников) .

Участие родителей в пополнении фондов мини-музеев нашего ДОУ.

Выставки, вернисажи детских рисунков.

Персональный сайт воспитателя, на котором я размещаю значимую для родителей информацию о жизни группы.

Родителям, чьи дети обладают несомненными способностями к рисованию, я предлагаю записать детей в кружок «Озорные кисточки», который я провожу во второй половине дня. В кружке изучаются основы живописи, разноплановой композиции, закрепляется умение работать с палитрой, смешивать краски, получая разнообразные оттенки и мн. др.

Главным средством повышения уровня профессионального мастерства по-прежнему являются курсы повышения квалификации. Курсы «Интернет-технология для учителя-предметника» стали для меня настоящим открытием. Я сразу же влюбилась в проектную методику и, по возвращении на работу внесла дополнение в план, разработав проект «Нужны ли нам художники-модельеры? »

Я являюсь руководителем творческой группы педагогов города, работающей над проблемой «Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре». Группа работает два года, собран богатый методический материал по этой теме, обобщен опыт работы.

Я принимала участие в работе городских методических объединений, выступала с докладами на тему «Оформление и творческое применение детских работ», «Создание мини-музеев на базе ДОУ», «Приобщение детей к музейной культуре», провела открытое занятие «Археологические раскопки».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год