Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.
ИЗО детям
Автор: Савзиханова Севиндж Аладиновна   
29.03.2015 10:12

Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.

Савзихонова Севиндж Аладиновна Воспитатель МБДОУ№140 г.Мурманск

Цвет -это одно из наиболее ярких выразительных средст доступных детям.

Цвет -это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.

Свойства цвета, его природа, влияние на человека многое другое сформировали основы наука -цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится понятным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.

На мой взгляд цветовосприятие -одно из важных педогогических проблем, требующих решение, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Скачать конспект

Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Известно, что основные новообразования в дошкольном возросте-произвольные психические процессы, внутрений план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возросте не может не сказаться на развитие ребёнка в целом.

Задача развития у детей чуства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей сосвойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.

Опираясь на работы педагогов Коморовой Т.С., Максимовой Ю.В., Пателеевой Л.В., Секачевой А.В. и др. выделила:

  • свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность;
  • рассмотрела две группы цветов – хроматические и ахроматические;
  • дала понятие гармонии (сочетание цветов, теплые и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениям и цветовым ассоциациям.

Опираясь на работы Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В. и др. выделила условия развития цветовосприятия у детей и выявила, что основными условиями являются:

  • Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей.
  • Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
  • Пользование дидактических игр и упражнений.
  • Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
  • Творческие задания.

Цель работы является научить детей видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

Определены следующие задачи:

  • закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра,
  • познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придать особое значение выбору цветовой гаммы,
  • научить детей свободному смешиванию и цветообразованию,
  • учить детей видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства,
  • знакомить детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.),
  • поощрять творческие находки стремления детей к самостоятельному решению образа.

В работе использовались следующие принципы:

  • принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала,
  • принцип наглядности с опорой на зрительные и слуховые, чувствительные анализаторы,
  • принцип доступности и активности,
  • принцип практичности: на практике использовать полученные знания,
  • системности,
  • индивидуальности.

Проведенная педагогическая диагностика на начало учебного года показала, что дети компенсирующей группы с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в определении цвета и называния его, плохо дифференцируют, обнаружилась тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий).

У детей компенсирующей группы с общим недоразвитием речи недостаточно хорошо, получается, выкладывать цветовой ряд (от самого светлого, до самого темного), т. е. низкий уровень цветового восприятия. Дети плохо подразделяют и находят теплые и холодные цвета.

В работе с детьми использую такие методы, как

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.

Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.

Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.

На своих занятиях использую ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.

2. Наглядный метод.

Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях широко использую репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И. Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И. Шишкин и т.д.

Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.

На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.

3. Словесные методы.

Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:

– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; использую в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)

4. Практические методы.

Применяю различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:

а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).

Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на занятиях и совместной деятельности использую этот метод, чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.

б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.

В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.

Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.

Большое внимание уделяю работе с родителями, провожу: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.

Проведенная работа показала необходимость использования методов и приемов обучения в системе подобранных игровых упражнений и занятий.

Разработанный перспективный план помогает систематизировать и обобщить работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятия формируют у детей художественный вкус, свое видение окружающего мира.

В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для специалистов и родителей по развитию цветовосприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144с.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 2001. – 272с.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.
  5. Исследование деятельности детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь, 2006. – 245с.
  6. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. – 112с.
  7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1988. – 102с.
  8. Костерин Н.П. Учебное рисование. М. Просвещение, 1980. – 272с.
  9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа 1995. – 112с.
  10. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном обучении. М.: Академия, 2001. – 248с.
  11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П. Сакулиной И Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985. – 235с.
  12. Мухина B.C. Возрастная психология – М.: Академия, 1997. – 450с.
  13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.
  14. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984. – 96с.
  15. Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности «Сказки и краски». // Дошкольное воспитание. – 2003. — №3
  16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. – 214с.
  17. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 103с.
  18. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 223с.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994. – 235с.
  20. Флерова Ж.М. Логопедия. М.: Феникс, 2006. – 319с.
  21. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. – 96с.
  22. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 189с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год