Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
ИЗО детям
Автор: Воронова К.И. Перепелкина С.С.   
13.08.2025 16:39

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Воронова К.И.
  • Перепелкина С.С.

Аннотация: Эта статья посвящена нетрадиционным техникам рисования как средству развития творческих способностей дошкольников. Раскрывается содержание основных понятий в рамках текущего исследования, значимость нетрадиционных техник рисования.

На сегодняшний день уделяется особое внимание творческой составляющей ребенка. Многие исследователи говорят о том, что творческий человек имеет креативное мышление, иной склад ума, может легко усваивать теоретические знания. В связи с этим возникает необходимость поиска методов и технологий, которые способствовали бы развитию данного качества.

 

Обращаясь к нормативно – правовым документам можно выделить, что в Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 48 отражено, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности. Это подчеркивает актуальность данного процесса и необходимость поиска наиболее эффективных методов для активизации творческой деятельности ребенка [5].

Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности, например в рамках рисования. Особенную значимость приобретают нетрадиционные техники рисования. Данный вид деятельности способствует повышению уровня развития мышления, воображения, а также связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни.

Учеными в области педагогической науки (Н. А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выготский, Е.П. Торренса, а также С.В. Погодина), отмечается значение развития творческих способностей.

Остановимся подробнее на интерпретации основных понятий в области текущего исследования. Так, Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя [1].

Творчество подразумевает под собой деятельность, которая имеет свои специфические особенности, что-то новое, что отличается свой уникальностью, оригинальностью и является значимым в жизни. Каждый человек в свою очередь является творцом – субъектом данного процесса. В процессе творческой деятельности происходит развитие творческих способностей, что является важным в развитии человека.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. в своем исследовании определяет, что творческие способности представляют собой способности, которые дают возможность создать человеку что-то совершенно новое, что будет иметь свою индивидуальность.

В свою очередь доктор психологических наук Крутецкий В. А. проводит связь творческих способностей с созданием нового. И для данного процесса необходимо применять новые способы выполнения творческой деятельности[3].

Раскроем понятие «нетрадиционные техники рисования». Данная форма деятельности представляет собой комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, художественного замысла с помощью различных материалов.

Основными формами нетрадиционного рисования с дошкольниками могу являться: эбру (рисование на воде), кляксография, оттиск, ниткография, набрызг, граттаж (гравюра), раздувание краски, рисование мыльными пузырями. В рамках стандартной программы изобразительного искусства в детском саду применяются обычные формы рисования. В то же время включение нетрадиционных техник может позволить раскрыть важные составляющие ребенка, увлечь его, применять индивидуальный подход, учитывать интересы каждого дошкольника.

Для дошкольников данное средство играет значимую роль. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях, и в свободное от занятий время. Так можно решить ряд задач в области воспитательной и образовательной деятельности с дошкольниками.

На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование необычными материалами и оригинальными техниками.

Многие исследователи – педагоги в области данного исследования подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения оказывает положительное влияние: оно не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес к творческой деятельности.

Необходимо выделить ряд аспектов, которые важно соблюдать в рамках включения нетрадиционных техник рисования в области развития творческих способностей дошкольников. А именно:

  • учитывать индивидуальные особенности ребенка
  • применять техники в соответствии с возрастными особенностями дошкольников
  • учитывать желания и интересы ребенка
  • применять дифференцированный подход
  • поощрять самостоятельность суждений, активность, учитывать личностные качества детей.
  • применять для нетрадиционных техник рисования бытовые материалы, имеющиеся в каждом доме: кусочки ткани, коктейльные трубочки, фольгу, соль, различные крупы, зубные щетки, ватные палочки и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования позволяют эффективно сформировать творческие способности дошкольника, привлечь ребенка к изодеятельности, раскрыть его навыки в различных областях.

Список использованных источников:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 368 с.
  2. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
  3. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. И доп. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с.
  5. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: pravobraz. ru›federalnyjdoshkolnogo-obrazovaniya/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год