Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста |
ИЗО детям | |
Автор: Воронова К.И. Перепелкина С.С. | |
13.08.2025 16:39 | |
Аннотация: Эта статья посвящена нетрадиционным техникам рисования как средству развития творческих способностей дошкольников. Раскрывается содержание основных понятий в рамках текущего исследования, значимость нетрадиционных техник рисования. На сегодняшний день уделяется особое внимание творческой составляющей ребенка. Многие исследователи говорят о том, что творческий человек имеет креативное мышление, иной склад ума, может легко усваивать теоретические знания. В связи с этим возникает необходимость поиска методов и технологий, которые способствовали бы развитию данного качества.
Обращаясь к нормативно – правовым документам можно выделить, что в Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 48 отражено, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности. Это подчеркивает актуальность данного процесса и необходимость поиска наиболее эффективных методов для активизации творческой деятельности ребенка [5]. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности, например в рамках рисования. Особенную значимость приобретают нетрадиционные техники рисования. Данный вид деятельности способствует повышению уровня развития мышления, воображения, а также связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни. Учеными в области педагогической науки (Н. А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выготский, Е.П. Торренса, а также С.В. Погодина), отмечается значение развития творческих способностей. Остановимся подробнее на интерпретации основных понятий в области текущего исследования. Так, Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя [1]. Творчество подразумевает под собой деятельность, которая имеет свои специфические особенности, что-то новое, что отличается свой уникальностью, оригинальностью и является значимым в жизни. Каждый человек в свою очередь является творцом – субъектом данного процесса. В процессе творческой деятельности происходит развитие творческих способностей, что является важным в развитии человека. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. в своем исследовании определяет, что творческие способности представляют собой способности, которые дают возможность создать человеку что-то совершенно новое, что будет иметь свою индивидуальность. В свою очередь доктор психологических наук Крутецкий В. А. проводит связь творческих способностей с созданием нового. И для данного процесса необходимо применять новые способы выполнения творческой деятельности[3]. Раскроем понятие «нетрадиционные техники рисования». Данная форма деятельности представляет собой комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, художественного замысла с помощью различных материалов. Основными формами нетрадиционного рисования с дошкольниками могу являться: эбру (рисование на воде), кляксография, оттиск, ниткография, набрызг, граттаж (гравюра), раздувание краски, рисование мыльными пузырями. В рамках стандартной программы изобразительного искусства в детском саду применяются обычные формы рисования. В то же время включение нетрадиционных техник может позволить раскрыть важные составляющие ребенка, увлечь его, применять индивидуальный подход, учитывать интересы каждого дошкольника. Для дошкольников данное средство играет значимую роль. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях, и в свободное от занятий время. Так можно решить ряд задач в области воспитательной и образовательной деятельности с дошкольниками. На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование необычными материалами и оригинальными техниками. Многие исследователи – педагоги в области данного исследования подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения оказывает положительное влияние: оно не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес к творческой деятельности. Необходимо выделить ряд аспектов, которые важно соблюдать в рамках включения нетрадиционных техник рисования в области развития творческих способностей дошкольников. А именно:
Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования позволяют эффективно сформировать творческие способности дошкольника, привлечь ребенка к изодеятельности, раскрыть его навыки в различных областях. Список использованных источников:
|