Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционная технология художественной работы как эффективное выражение творческого потенциала дошкольников
ИЗО детям
Автор: Ахметзянова Альбина Асхатовна   
17.12.2025 10:11

Нетрадиционная технология художественной работы как эффективное выражение творческого потенциала дошкольниковНетрадиционная технология художественной работы как эффективное выражение творческого потенциала дошкольников

Ахметзянова Альбина Асхатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №312» Вахитовского района г.Казани

Статья посвящена практике применения нетрадиционной техники рисования при организации образовательной деятельности дошкольников. Использование современной технологии художественной работы способствует активному развитию не только творческих способностей, но и общему личностному развитию детей. Предлагаемые материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Цель данной работы: познакомить с практикой применения нетрадиционной техники рисования в дошкольном образовательном учреждении.

 

Задачи: показать, в чем же заключается эффективность данной технологии и насколько эта работа актуальна в современной среде.

Творческая составляющая в дошкольном периоде – это один из ключевых моментов познания мира. Современные реалии открывают педагогам новые способы в работе с детьми. Здесь важно учитывать комплексное сочетание как инноваций, так и традиций. Важно понимать, что современный этап педагогической теории – это раскрытие творческого потенциала ребенка. Дошкольное детство – это начало решения данной задачи. Художественная деятельность, организованная в стенах дошкольного учреждения, позволяет раскрыть творческий потенциал воспитанников.

В современном мире для раскрытия творческого потенциала ребенка все чаще используются нетрадиционные художественные техники. Многие из них активно применяются в дошкольных образовательных учреждениях, а некоторые только начинают внедряться и изучаться. Применение нетрадиционной техники рисования – это и яркие эмоции, и духовное развитие, и познание нового. Нетрадиционная техника рисования вызывает эмоциональный отклик и у малышей, и у детей подготовительной к школе группы.

Если обратиться к трудам современного ученого А.В. Никитиной, то можно понять, что нетрадиционные методы рисования позволяют развивать творческие способности детей. Дошкольники используют не только кисти для рисования, но и те предметы, которые, казалось бы, несовместимы с творчеством (ватные палочки, половинки фруктов, нитки, трубочки, листья и т.д.). В своих работах А.В. Никитина объясняет, что личность, которая стремится к творческой составляющей, характеризуют не только оригинальность, но и инициатива и саморегуляция.

Первое знакомство с нетрадиционной художественной техникой начинается с раннего дошкольного возраста. Ребенок находится в постоянном поиске новых приемов изображения окружающей действительности и именно в этот период педагог смело может включать в художественный процесс нетрадиционную технику рисования.

Рисование – это не только творческий процесс, это еще и ключ к хорошему настроению. Мы пониманием, что ребенок не всегда хочет брать в руки кисти. В такие моменты на помощь приходит нетрадиционная техника рисования. Кисти смело заменяются на другие предметы, рисунки становятся уникальными, а сам процесс вызывает восторг и желание продолжить творить. Что может предложить педагог дошкольникам? Здесь нет ограничений. Все зависит от воображения. В качестве предметов могут выступать шерстяные нитки, коктельные трубочки, восковые свечи, бумага разных фактур и т.д.

Когда начинается знакомство с нетрадиционной техникой рисования? Первое знакомство целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста. Малыши любят рисовать пальчиками и ладошками. В среднем и старшем дошкольном возрасте выбор нетрадиционной техники рисование предполагает использование более расширенного списка (ниткография, набрызг, оттиск и т.д.).

Остановимся на более современных и полюбившихся дошкольниками нетрадиционных техниках рисования. Многие из них продемонстрировали в своих научных работах такие известные ученые, как Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова.

Пальцеграфия. Техника, которая получила популярностьименно среди педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста. В чем заключается особенность данной техники? Дети в данном случае оставляют отпечаток на альбомном листе, используя свою ладошку. Но и это еще не все. Данная техника предполагает дорисовывание полученного результата. Поэтому отпечаток в данном случае смело может превратиться в утенка, дерево или другой предмет. Все зависит от воображения. Данный процесс стимулирует детей на работу с гуашью или акварельными красками.

Кляксография. Данный вид рисования подразумевает развитие не только воображения, но и фантазии и в то же время усидчивости. В качестве предмета, используемого вместо кисти, выступают коктельные трубочки. Дети рисуют и в процессе рисования происходит улучшение здоровья (нормализация дыхательной системы).

Набрызг. Техника сложная, но результат удивляет и впечатляет. Здесь в ход идут не только зубные щетки, кисти, но и стеки. В помощь можно применять и трафареты различных размеров. Набрызг позволяет развивать фантазию и воображение.

Оттиск. В качестве предметов нетрадиционной техники рисования в данном случае выступают половинки фруктов, овощей, кусочки поролона и губок. Одним из плюсов данной нетрадиционной техники рисования является ее использование в работе с детьми разной возрастной группы. В основе «Оттиска» лежит печатка и краски.

Техника тычка. Техника простая, но полюбившаяся многими детьми, педагогами, и родителями. Ее часто используют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В качестве основы рисунка выступает заранее подготовленный шаблон. Задача ребенка – заполнить рисунок при помощи тычка, оставляя при этом промежутки.

Ниткография. Для этой техники часто используются обычные или шерстяные нитки. Окрашенная нить погружается в краску, затем выкладывают ее на альбомным лист, прижимают вторую половинку альбомного листа. Ниткография позволяет рисовать разные предметы, начиная от животных до деревьев.

В современном мире существуют и другие виды нетрадиционных техник рисования. Многие из них раскрыты в трудах современных педагогов-исследователей, а что-то возможно придумать самим. Но самое главное нетрадиционная техника рисования способствует гармоничному сенсорному развитию, развитию речи, воображения и мелкой моторики и в то же время соответствует современным потребностям дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова //Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий. – 2010. – С. 73-81.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова // — М.: Мозаика-Синтез. – 2018. – С. 186.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова // — М.: — 2010. – С. 138.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина //. — Санкт-Петербург: Каро. — 2016 – С. 93.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год