| Нетрадиционная технология художественной работы как эффективное выражение творческого потенциала дошкольников |
| ИЗО детям | |
| Автор: Ахметзянова Альбина Асхатовна | |
| 17.12.2025 10:11 | |
|
Ахметзянова Альбина Асхатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №312» Вахитовского района г.Казани Статья посвящена практике применения нетрадиционной техники рисования при организации образовательной деятельности дошкольников. Использование современной технологии художественной работы способствует активному развитию не только творческих способностей, но и общему личностному развитию детей. Предлагаемые материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Цель данной работы: познакомить с практикой применения нетрадиционной техники рисования в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи: показать, в чем же заключается эффективность данной технологии и насколько эта работа актуальна в современной среде. Творческая составляющая в дошкольном периоде – это один из ключевых моментов познания мира. Современные реалии открывают педагогам новые способы в работе с детьми. Здесь важно учитывать комплексное сочетание как инноваций, так и традиций. Важно понимать, что современный этап педагогической теории – это раскрытие творческого потенциала ребенка. Дошкольное детство – это начало решения данной задачи. Художественная деятельность, организованная в стенах дошкольного учреждения, позволяет раскрыть творческий потенциал воспитанников. В современном мире для раскрытия творческого потенциала ребенка все чаще используются нетрадиционные художественные техники. Многие из них активно применяются в дошкольных образовательных учреждениях, а некоторые только начинают внедряться и изучаться. Применение нетрадиционной техники рисования – это и яркие эмоции, и духовное развитие, и познание нового. Нетрадиционная техника рисования вызывает эмоциональный отклик и у малышей, и у детей подготовительной к школе группы. Если обратиться к трудам современного ученого А.В. Никитиной, то можно понять, что нетрадиционные методы рисования позволяют развивать творческие способности детей. Дошкольники используют не только кисти для рисования, но и те предметы, которые, казалось бы, несовместимы с творчеством (ватные палочки, половинки фруктов, нитки, трубочки, листья и т.д.). В своих работах А.В. Никитина объясняет, что личность, которая стремится к творческой составляющей, характеризуют не только оригинальность, но и инициатива и саморегуляция. Первое знакомство с нетрадиционной художественной техникой начинается с раннего дошкольного возраста. Ребенок находится в постоянном поиске новых приемов изображения окружающей действительности и именно в этот период педагог смело может включать в художественный процесс нетрадиционную технику рисования. Рисование – это не только творческий процесс, это еще и ключ к хорошему настроению. Мы пониманием, что ребенок не всегда хочет брать в руки кисти. В такие моменты на помощь приходит нетрадиционная техника рисования. Кисти смело заменяются на другие предметы, рисунки становятся уникальными, а сам процесс вызывает восторг и желание продолжить творить. Что может предложить педагог дошкольникам? Здесь нет ограничений. Все зависит от воображения. В качестве предметов могут выступать шерстяные нитки, коктельные трубочки, восковые свечи, бумага разных фактур и т.д. Когда начинается знакомство с нетрадиционной техникой рисования? Первое знакомство целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста. Малыши любят рисовать пальчиками и ладошками. В среднем и старшем дошкольном возрасте выбор нетрадиционной техники рисование предполагает использование более расширенного списка (ниткография, набрызг, оттиск и т.д.). Остановимся на более современных и полюбившихся дошкольниками нетрадиционных техниках рисования. Многие из них продемонстрировали в своих научных работах такие известные ученые, как Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова. Пальцеграфия. Техника, которая получила популярностьименно среди педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста. В чем заключается особенность данной техники? Дети в данном случае оставляют отпечаток на альбомном листе, используя свою ладошку. Но и это еще не все. Данная техника предполагает дорисовывание полученного результата. Поэтому отпечаток в данном случае смело может превратиться в утенка, дерево или другой предмет. Все зависит от воображения. Данный процесс стимулирует детей на работу с гуашью или акварельными красками. Кляксография. Данный вид рисования подразумевает развитие не только воображения, но и фантазии и в то же время усидчивости. В качестве предмета, используемого вместо кисти, выступают коктельные трубочки. Дети рисуют и в процессе рисования происходит улучшение здоровья (нормализация дыхательной системы). Набрызг. Техника сложная, но результат удивляет и впечатляет. Здесь в ход идут не только зубные щетки, кисти, но и стеки. В помощь можно применять и трафареты различных размеров. Набрызг позволяет развивать фантазию и воображение. Оттиск. В качестве предметов нетрадиционной техники рисования в данном случае выступают половинки фруктов, овощей, кусочки поролона и губок. Одним из плюсов данной нетрадиционной техники рисования является ее использование в работе с детьми разной возрастной группы. В основе «Оттиска» лежит печатка и краски. Техника тычка. Техника простая, но полюбившаяся многими детьми, педагогами, и родителями. Ее часто используют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В качестве основы рисунка выступает заранее подготовленный шаблон. Задача ребенка – заполнить рисунок при помощи тычка, оставляя при этом промежутки. Ниткография. Для этой техники часто используются обычные или шерстяные нитки. Окрашенная нить погружается в краску, затем выкладывают ее на альбомным лист, прижимают вторую половинку альбомного листа. Ниткография позволяет рисовать разные предметы, начиная от животных до деревьев. В современном мире существуют и другие виды нетрадиционных техник рисования. Многие из них раскрыты в трудах современных педагогов-исследователей, а что-то возможно придумать самим. Но самое главное нетрадиционная техника рисования способствует гармоничному сенсорному развитию, развитию речи, воображения и мелкой моторики и в то же время соответствует современным потребностям дошкольников. Список используемой литературы:
|



Нетрадиционная технология художественной работы как эффективное выражение творческого потенциала дошкольников








