КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО НОД ПО РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕГРУППЕ «НА КАТКЕ» |
ИЗО детям | |||
Автор: Ракина Наталья Александровна | |||
23.09.2025 21:18 | |||
Воспитатель: Ракина Н.А Цель: продолжать учить детей изображать фигуру человека в движении. Задачи:
Материалы Бумага формата А-4, цветные и простые карандаши, резинки стирательные восковые мелки, картинки с изображением фигуристов, схемы движения человека. Рис. 1. Образец рисунка «На катке. Рисунки на льду» Рис. 2. Схематичные изображения человека в движении Предварительная работа Беседы о фигурном катании с рассматриванием портретов знаменитых фигуристов и фотографий, запечатлевших их на льду. Ход занятия Вводная часть В: Ребята, посмотрите к вам сегодня на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Сегодня утром, придя в детский сад, я обнаружила посылку, прочитала она адресована нам. Предлагаю открыть и узнать, что в ней. Присаживайтесь на стульчики, которые стоят полукругом, напротив доска переносная (Открываю крышку, достаю письмо, читаю: Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы «Улыбка», пишет вам Незнайка. Я знаю, что вы уже совсем большие и собираетесь идти в школу, поэтому вы должны знать, зачем нужны ботинки с железками на подошве и как их носить??? Помогите мне, пожалуйста разобраться с ними! В: Ребята, вы догадались о чем идет речь? Конечно это коньки. (Достаем коньки) Звучит «Вальс» Р. Глиэра, под его звуки педагог читает детям стихотворение «На катке»: НА КАТКЕ Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится, Надень коньки свои, дружок, Попробуй прокатиться. Пускай тебя щипнет мороз – Смотри, не испугайся. Пусть заморозит он до слез – Ему не поддавайся! Не отступай, скользи вперед, Лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает От тех, кто не боится! (В. Донникова) В:- Ребята, а вы любите кататься на коньках? (Реакция детей.) - Кто сможет рассказать, что такое коньки? Каток? И для чего нужен этот зимний вид спорта? Катаясь на коньках можно выполнять различные фигуры, кто может показать какие? (Схема) Ребята, вы всё правильно рассказали и показали, но как же мы сообщим Незнайке об этом, чтоб ему было понятно? (Нарисовать, как мы катаемся на катке на коньках!) Потом мы отправим все наши рисунки, и он всё поймет. В: Скажите мне пожалуйста, что нужно знать для того чтобы нарисовать фигуру человека? (нужно знать части тела) В: Я забыла, назовите их, пожалуйста! (ответы детей: голова, туловище, шея, 2 руки, 2 ноги) Сейчас мы с вами вспомним, как схематично изображаем человека, рисуем его скелет. С чего начнем рисовать? (с головы, она у нас овальной формы, к низу уже) Показываю сама, рисуя на доске. Потом рисуем прямую линию вниз от середины овала, туловище. Затем рисуем линию плеч и линию таза. Немного отступаем вниз, это шея, и проводим горизонтально прямую линию чуть шире нашего овала, головы. Опускаемся вниз и проводим параллельно линию таза, она короче, чем линия плеч. Что нужно знать, рисуя руки и ноги? Они более подвижны: руки в локтях, ноги в коленях, поэтому мы можем нарисовать их двумя отрезками, в любом движении. Ноги у нас одинаковой длинны с туловищем, а руки должны до середины бедра, если они опущены вниз. Руки заканчиваются ладошками, а ноги небольшими овалами, которые превратятся в коньки. Как вы считаете, изображение будет законченным? (ответы детей: нет, надо дорисовать одежду, а на голове уши, волосы, на лице: глаза, ресницы, брови, нос, рот) Пригласить желающего ребенка для показа. Вспомнили, сейчас нам нужно определить, какое движение будет выполнять ваш человек. Для этого вы пройдите к столу и при помощи счетных палочек составить нужные фигуры движения. Основная В: Молодцы. Присаживайтесь за столы, ноги поставим прямо возле стульчиков, спинка прямая. Разогреем свои пальчики: Нарисуем как мы катаемся на катке, выполняя разные фигуры катания. Начинаем рисовать схему -скелет простым карандашом, рисунок должен быть во весь лист. Можно приступать. Дети рисуют (на фоне музыка) Воспитатель подсказывает, обращает внимание детей на схемы. Лед можно нарисовать восковым карандашом боковой частью. Заключительная В: Свои работы можете поместить на доску. Какие разнообразные получились у вас фигуры, я думаю Незнайке понравятся наши рисунки и он обязательно захочет научится кататься на коньках! На этом наше занятие закончено, попрощайтесь с гостями. Педагог загадывает загадку: Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! (Коньки и лед) - Какие виды спорта на коньках вы знаете? (Ответы детей.) Педагог обращает внимание детей на образец рисунка с изображением детей на катке (см. рис. 1), указывает на разнообразные фигуры в катании детей и предлагает попробовать себя в роли спортсмена-фигуриста. - Кто умеет кататься на коньках и может показать, как надо кататься и выполнять разные фигуры? Вызывается один ребенок, который демонстрирует движения катания на коньках. Дети повторяют эти движения. Осуществляется имитация движений катания на коньках по показу вызванного ребенка или педагога и творческая работа с выразительным движением, воспроизводящая фигурное катание на коньках. II. Основная часть Педагог обращает внимание детей на схематичные изображения человека в движении (см. рис. 2) и на то, как меняется положение туловища, рук, ног, головы в разных движениях. Предлагает, используя схемы, составить разные фигуры катания из счетных палочек. Дети за столами, опираясь на схематичные изображения человека в движении составляют изображения двух-трех фигуристов, проверяют работу, пытаясь повторить движение и исправляют неудачные изображения. Комментарий. Это упражнение дает возможность ребенку научиться схематично изображать человека в движении, точно передавать расположение частей тела (рук, ног, туловища) и ощутить это движение на себе. - Давайте изобразим юных фигуристов на катке, изобразим, как они тренируются. Осуществляется показ, сопровождающийся комментарием. - В центре листа располагаем одного-двух фигуристов в разных положениях. Рисунок выполняем карандашом, рисуем из полосок — схематично, так чтобы получился человек из палочек или проволочный человечек. Дети по желанию выбирают варианты и изображают одного-двух фигуристов, опираясь на составленные ими изображения из палочек и схематические изображения на рисунке. - Теперь наших человечков оденем в красивые костюмы. Методические рекомендации. Дети выполняют работу по речевой инструкции и по показу педагога, с опорой на образец. Затем педагог осуществляет показ рисования льда боковой поверхностью мелка, растирая его пальцем. Дети выполняют самостоятельно работу по рисованию льда. Педагог обращает их внимание на то, что во время катания от коньков на льду остаются следы, как и от катания на санках или лыжах на снегу остаются полосы. Спрашивает, сколько следов на льду оставляет фигурист. Дети отвечают: - Если фигурист едет на одной ноге, а другой отталкивается, на льду остается одна полоса, а если едет на двух коньках — то полосы две, два следа расположены рядом, т.е. параллельно. Детям предлагается фломастером изобразить следы коньков, которые образуют красивые узоры. Комментарий. На занятии не только развиваются двигательные способности руки, пальцев, зрительномоторные координации, тренируются воображение и память, но и формируются представления о параллельности, синхронности, симметрии на плоскости — понятиях, с которыми дети встречаются в жизни и на понятийном, научном уровне познакомятся в школе. Физкультурная пауза. Детям предлагается игра — имитация движений фигуриста со зрительной ориентацией на водящего. Педагог читает отрывки из стихотворения: Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится. Надень коньки свои, дружок, Попробуй прокатиться. Педагог показывает движения, которые дети должны повторить. Тот ребенок, у которого получаются самые выразительные движения, становится водящим и показывает другую группу движений. Комментарий. Выполнение имитации движений по показу развивает у детей наблюдательность, способность точно воспроизводить показанные движения, активизирует работу зрительного анализатора, развивает быстроту реакции, ловкость, внимание. Стихотворное сопровождение придает игре особую привлекательность в глазах детей. III. Заключительная часть 1. Склеивание работ в одну или несколько больших композиций «На катке» (см. рис. 3). Методические рекомендации. После объединения работ в общую композицию дети могут продлить следы от коньков юных фигуристов, изображенных ими, до края «катка» (общей композиции ()ка объединения работ в общую композицию дети могут продлить следы от коньков юных фигуристов, изображенных ими, до края "а сн). Это задание можно выполнить и после занятия. Составление рассказа о том, какие фигуры выполняют фигуристы, изображение этих фигур в статике и движении.
|