«Нетрадиционные подходы к решению задач по изобразительной деятельности в рамках реализации ФОП ДО» |
ИЗО детям | |
Автор: Кочнева Людмила Валерьевна | |
11.03.2025 15:20 | |
Я – Кочнева Л.В. работаю в детском саду № 30. И представляю опыт работы в использование нетрадиционных подходов к решению задач по изобразительной деятельности в рамках реализации ФОП ДО. Хотелось бы начать с определения: Что такое занятие? В программе четко сформулировано, это официальное определение и вы видите его на экране. Хочу обратите ваше внимание, Занятие – это дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; т.е. это занимательная деятельность! А что такое рисование? Рисование с использованием нетрадиционных художественных техник? Это и есть занимательная деятельность. Ведь дошкольники любят использовать различные материалы для рисования, различные инструменты (к примеру, кисти разной толщины), бумагу разной фактуры, разных форматов.
Какие же задачи у нас по рисованию в соответствии с ФОП
Предлагаю подробнее рассмотреть эту задачу- умения рисовать простые предметы, предметы разной формы и состоящие из комбинаций форм. На этом слайде я предлагаю вам варианты продуктивных работ рисунков, которые были созданы на занятиях. Рисунок к занятию «Цыпленок и одуванчики» «Снеговичок» «Зайчик серенький, стал беленьким» Здесь пример того, как формируется умение рисовать предметы состоящие из комбинаций форм. Т.е. цыпленок создается из кружочка (снеговичок из 3, а зайчик из кружочков и овалов). А нетрадиционная техника идет как дополнение, чтобы ребенок попробовал ватной палочкой (крупой) заполнить этот кружок/овал, таким образом закрашивая его. Остается дорисовать глазки, клювик, носик. Т.Е. здесь идет сочетание решения задач ФОП и плюс интеграция нетрадиционной техники тычок ватной палочкой либо рисование крупой. Хочу ориентировать вас, что каждая нетрадиционная техника имеет специфическое проявление на бумаге. Используя каждый прием, мы должны понимать, а зачем мы его используем, ради какого эффекта мы ее выбираем и тогда уже демонстрируем ее детям. В данном случае используя тычок ватной палочкой / рисование крупой, мы для того чтобы показать детям фактуру цыпленка/ снеговика или зайчика. Мы могли бы конечно закрасить их просто кисточкой сделав гладкую заливку, но не стали. И в результате наши герои получились такими пушистыми –воздушными, и этого мы добились с использованием применений нетрадиционных техник. Следующая задача – это умение создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображая разные в качестве иллюстрации. На данном слайде представлены работы «Осенний парк». Когда ребенок одно и тоже изображение в данном случае дерево, он его повторяет и таким образом рисунок дерево превращается рисунок парк. Т.Е. уже получается не сложная композиция которая была создана путем повторения одного и того же предмета и в данном случае добавлена задача умение располагать изображение по всему листу. Нетрадиционные техники и художественные приемы, они способствуют тому, чтобы ребенок заполнил всю композицию листа. Многие из вас знают — что это проблемное место. Дошкольники как правило нарисуют что то в середине листа и считают, что рисунок закончен. Важно уметь чувствовать композицию, заполнять ее различными декоративными элементами, которые будут дополнять сюжет. В данном случае листва выполнена тычком ватной палочки (отпечаток ладошки), трава зубной щеткой, птички в небе – все это наш автор добавил, чтобы заполнить всю композицию своей творческой работы. И еще раз наглядно мы видим, что нетрадиционные техники направлены на решение ФОП. Следующая задача, которую рассмотрим – это создание коллективных композиций и коллективное творчество. Для начала дети могут коллективно оформить фон для творческой работы. Им дается ватман и дошкольники его могут заполнить. Либо это будут губки, которые они окунают в жидкую разведенную гуашь, либо могут быть цветные мелки, которыми дети штихуют, либо штампики, которыми печатают по всей поверхности листа, т.е. множество вариантов для заполнения фона и это делают дети на 1 части/либо 1 занятии. Продолжением является непосредственно создание содержания коллективной работы. В данном случае это работа «Летний луг» и «Морские жители». Дошкольник каждый сам выбирает в кого или во что превратится его ладошка. При создании дети могут рисовать непосредственно на заготовленном фоне, или другой вариант на отдельных листах и самостоятельно или с помощью педагога вырезать готовую фигуру и приклеить на коллективную композицию. В итоге получается такие коллективные работы, можно сказать проекты. Это только небольшая часть нетрадиционных техник, которые можно использовать на занятиях для решения задач ФОП. Существует много техник нетрадиционного рисования такие как:
При использование нетрадиционных подходов к рисованию, все рисунки детей отличаются и нет ни одного похожего. Каждый дошкольник может себя выразить в рисунке, не копируя образец педагога. Т.е. мы решаем задачи ФОП, а нетрадиционные техники идут, как возможность для того чтобы ребенок проявил свое творчество и сделал свой рисунок уникальным.
|