Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
ИЗО детям
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна   
02.08.2021 15:04

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»

Кузнецова Ольга Васильевна, воспитатель, г. Череповец

Цель. Обогащать опыт восприятия детьми живописных произведений.

Задачи.

Обучающие:

  • Упражнять в умении устанавливать взаимосвязь между изображенным на картине и имеющимися знаниями о природе, в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ним.
  • Систематизировать знания детей о сезонных изменениях.

Скачать конспект

Развивающие:

  • Развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь детей
  • Способствовать развитию у детей образного мышления, воображения, художественного восприятия.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Методы и приемы: рассматривание, пояснение, сравнение, вхождение в картину, метод акцентирования деталей, метод музыкального сопровождения и оживления детских эмоций, игровые приемы.

Материалы и оборудование: репродукции картин И. Остроухов «Золотая осень», И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Март», А. Рылов «Полевая рябинка»; материалы для игры «Составь палитру картины» (кружочки теплых и холодных оттенков), демонстрационный материал – гроздь рябины, соцветие пижмы, аудио запись произведений П. Чайковского из альбома «Времена года», Ф. Шопен «Осень», книга про времена года, листочки, снежинки, сердечки.

Ход Занятия

- Ребята, ко мне в руки попала вот эта интересная книга про времена года и вот что я в ней прочитала:

Далеко-далеко высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут поживают Круглый год и его четыре дочери: осень, зима, весна, лето. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди погулять.

- А можно ли встретиться во всеми временами года одновременно (ответы детей)

- Хотите попасть к ним в гости? (да)

- Тогда отправляемся в путешествие по временам года, скорее занимайте места, закрывайте глазки – мы отправляемся.

(звучит музыка, появляется репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень»)

- Ребята, открываете глаза, вот это чудеса! В какое время года мы с вами попали? (Осень)

- Правильно, на этой картине художник Илья Семенович Остроухов изобразил осень.

Рассматривание картины

- Давайте, возьмем подзорную трубу и рассмотрим, что же изображено на -картине? (деревья, листья, птицы, природа).

- Художник в своей картине рассказал нам о красоте небольшого кусочка леса.

- Что за деревья изображены на переднем плане? (клен, береза) Как вы догадались? (ответы детей)

- Посмотрите, какие краски использовал художник, чтобы изобразить листву на этих деревьях? (ответы детей)

- Согласна, среди желтых листьев клена и березы есть и другие листья. Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, и оранжевых листьев.

- Обратите внимание на дерево слева, чуть в глубине картины. Каким его изобразил Остроухов? (ответы детей)

- Среди других деревьев на картине оно отличается своей могучестью, словно лесной сторож, следящий за порядком в лесу. Ствол его корявый, темный. Но с приходом осени и это могучее дерево нарядилось в золотой наряд. С крон деревьев начала осыпаться листва. Как называется это явление природы? (листопад)

- Давайте его изобразим. Возьмите листочки деревьев и выходите на середину группы.

Игровое упражнение «Листопад»

Листья падают, летят.

Настоящий листопад. (Машем руками перед собой и по сторонам)

Листья на ветру окружаться (Кружимся на месте)

Листья на траву ложатся (приседаем и встаем)

Ветер с листьями играет-

Поднимает, опускает. поднимаем и опускаем руки)

- Вернемся к нашей картине. Какой основной цвет использовал художник? (желтый)

- А какой это цвет – теплый или холодный? (Теплый)

- Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, темных стволов. Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать? (осень красивое время года)

- Красавица осень не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения.

Слушание отрывков из музыкальных произведений

- Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины (ответы детей)

- Правильно, второе музыкальное произведение больше подходит к картине.

- Предлагаю вам заглянуть в глубину картины, в самый центр, что вы видите? (Там изображены сороки).

- А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (кругом тихо, птицы никого не боятся.)

- Какое настроение передает художник в своей картине? (Грустное, печальное).

- Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом)

- А мы прощаемся с осенью и продолжаем наше путешествие (звучит музыка, на столе репродукция картины И. Шишкина «Зима», закрытая снежинками)

- Ребята в какое время года мы попали? (Зима)

- Какие приметы зимы вы знаете? Какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая)

Игровое упражнение «Сдуй снежинки»

- Предлагаю вам сдуть снежинки и увидеть, какой пейзаж под ними скрывался.

- Что изображено на этой картине? (зимний лес)

«Вход в картину»

- Давайте пофантазируем, представьте, что вы оказались в этом зимнем лесу. Что можно почувствовать, ощутить, услышать, «войдя в эту картину»? Прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей)

- Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадёт вдруг с ветки клок снега – и опять тишина.

- Понюхайте воздух. Чем же он пахнет? (свежестью, морозом)

- Предлагаю вам внимательно рассмотреть лес. Какой он? (большой, дремучий, сказочный, снежный)

- Что за деревья растут в этом лесу? (ели)

- Правильно, это огромные ели, ветви у них расположены высоко.

- А есть ли маленькие елочки? (Да, их не видно, они засыпаны снегом).

- Ребята, много ли снега в лесу? (много)

- А какой он? (белый, сероватый)

- На картине много деревьев, поэтому снег слегка светло-коричневый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где есть полянка и луч света пробился через ветви деревьев, снег желтоватый.

- Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Зимой лес спит, не будем его больше тревожить и продолжим наше путешествие (звучит музыка, появляется репродукция картины

И. Левитана «Март»)

Рассматривание картины

- В какое время года мы с вами перенеслись? (мы попали в весну)

- Какая весна нас встречает: ранняя или поздняя? Ранняя весна.

- По каким признакам вы догадались, что это ранняя весна? (Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой, ветки деревьев еще голые, набухают почки, появились первые проталинки)

- Какая погода изображена на картине? Солнечный день.

- Почему вы думаете, что день солнечный, ведь на картине не изображено солнце? (Художник нарисовал яркое голубое небо, видны тени)

- Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его.

Игровое упражнение «Палитра цветов»

- Какие краски использовал художник, когда писал картину? Найдите эти цвета в палитре (Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый)

- Для изображения чего Левитан использовал белую и серую краски? (для снега)

- Что написано голубым, тёмно- синим цветом? (Небо)

- Коричневым? (Дорога к дому, дом, лошадь)

- Какие чувства вызвала у вас эта картина? (Чувство радости)

- Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна.

Игровое упражнение «Машина времени»

- Закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь? (На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц)

- Что бы вы стали делать, если бы попали в картину? (Ответы детей)

А я предлагаю вам подвигаться.

Динамическая пауза «Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание)

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным

разведением рук вверх, в стороны)

Справа — первые цветочки появились на лужочке.

(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)

Слева — быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)

Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)

В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

(Легкие подпрыгивания и ходьба на месте)

Вот так с веселым и радостным настроением продолжается наше путешествие (звучит музыка, появляется репродукция картины А. Рылова «Полевая рябинка»)

Рассматривание картины

- Ребята, какое время года изобразил художник? (Лето)

- Правильно, на своей картине художник Аркадий Рылов изобразил разгар лета. По каким признакам вы догадались, что это лето? (трава зеленая, высокая, цветы)

-Давайте внимательно разглядим эту картину. Что художник изобразил на переднем плане? желтые цветы)

-Правильно, и цветы эти называются – пижма. В народе эту травку называют полевой рябинкой.

- Как вы думаете, почему пижму называют полевой рябинкой? (ответы детей).

- Пижму называют полевой потому, что чаще всего ее можно встретить на полях, в вот схожесть с рябинкой действительно есть. Если внимательно всмотреться в листья пижмы, можно увидеть, что они почти такие же, как и у рябины.

Сравнение грозди рябины и соцветия пижмы (показ грозди рябина, соцветие пижмы)

- Посмотрите на гроздь рябины и соцветие пижмы. Похожи ли жёлтые цветы пижмы на картине на эти гроздья? (ответы детей)

- Конечно, похожи. Цветы пижмы круглой формы и очень плотно расположены друг к другу на стебле. Если перевернуть соцветие, то оно явно схоже с гроздью рябины.

- Что кроме цветов изобразил художник? (трава, река, березки, облака)

-Давайте рассмотрим их по отдельности (закрывается часть картины остается только рассматриваемый объект)

-Что вы можете сказать про траву. Какая она? густая высокая, сочная, зеленая)

- Немного поодаль от цветов и травы видна речка небольшая речка с водой глубокого синего цвета, в ней отражается небо. Каким художник изобразил небо? (небо синего цвета по нему проплывают белые, пушистые облака)

- Слева на картине несколько в глубине художник изобразил деревья. Как они называются? (березки)

- Березка – один из символов России. Как же художник передал образ этих деревьев. Какими он изобразил их на картине? (березы на картине молодые, тоненькие)

- Посмотрите на ветки берез, они немного изогнулись под напором дующего ветерка.

- Ребята, а какой летний день изобразил художник — солнечный или пасмурный? (ответы детей)

Игровое упражнение «Закрой ладошкой»

- Перед вами репродукция этой картины. Закройте ладошкой цветы. Можно ли теперь назвать летний день на картине солнечным и ясным? (день довольно пасмурный)

- Есть ли на небе солнышко? (солнышко скрылось за облаками).

- Уберите ладошки. Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня? (это впечатление создаётся благодаря ярко-жёлтым цветам, которые наполняют картину)

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину? (ответы детей)

- Данный пейзаж наполняет душу радостным чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладиться тишиной и яркими красками лета.

Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше путешествие (на доске все четыре репродукции картин)

- Благодаря картинам И. Остроухова, И. Шишкина, И. Левитана и А. Рылова нам удалось побывать во всех четырех временах года. Все они разные, у каждого свои краски и свое настроение. Изображая картины в разное время года, художники всегда стремились показать красоту и неповторимость природы.

Рефлексия

- Мне хотелось бы узнать, какая из этих картин понравилась вам больше всего и почему?

- Возьмите сердечко и прикрепите его к той картине, которая понравилась больше всего.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год