Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческой активности у детей 5-6 лет средствами изобразительного искусства
ИЗО детям
Автор: Варварова Галина Сергеевна Гащенко Юлия Петровна Калина Карина Фёдоровна   
28.06.2024 09:07

Развитие творческой активности у детей 5-6 лет средствами изобразительного искусстваРазвитие творческой активности у детей 5-6 лет средствами изобразительного искусства

Одним из условий развития творческой активности, по мнению исследователей, является интерес, любознательность, увлеченность, стремление к успеху, желание отстоять свои творческие позиции.

Искусство всегда было, является и останется показателем образованности и развитости общества, а также мерилом его духовной культуры. С искусством мы сталкиваемся с самого детства. Оно окружает нас повсюду: это архитектурные строения, различные предметы быта, украшения, реклама и др. Одно из них — изобразительное искусство, основы которого человек начинает получать с дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Причем не только непосредственно на уроках изобразительного искусства, но и при изучении других учебных дисциплин. По любой школьной программе изобразительного искусства дети изучают изобразительную грамоту, дизайн, декоративно-прикладное искусство, где

наряду с практическими уроками обязательно есть беседы по изобразительному искусству. Это значит, что основы различных искусств, их историю возникновения должен знать любой человек.

Основным средством выражения себя уже на ранних стадиях жизни является рисование. Занятия рисованием развивают ребенка в целом, приобщают ее к самому главному — процесса творчества. Только в рисовании дети с самого начала свободные от ограничений (знание нотной грамоты в музыке, умение выразить свое мнение в литературе), и поэтому рисования по всем видам художественного творчества им ближе. Предельно ограничены в художественных средствах, чтобы развить свое мнение, дети, опираясь на свой творческий инстинкт, находят удивительные решения, самостоятельно открывают изобразительные законы. Мобилизуя умственную деятельность, рисование ускоряет процессы развития пространственного мышления, образного видения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, ощущение гармонии.

По мнению исследователей, условиями развития творческой активности, является: интерес, любознательность, увлеченность, стремление к успеху, желание отстоять свои творческие позиции и др.

Творческая активность ребенка отражается в его деятельности, поступках и словах, с помощью которых он выражает свою точку зрения. При этом воспитатель должен поощрять и хвалить его за это самовыражение. Активно поощряя самовыражение и воображение в процессе обучения изобразительному искусству, он сможет создать для детей более приятную и непринужденную обстановку. Дети, в свою очередь, могут наслаждаться атмосферой, где можно свободно и самостоятельно мыслить, и фантазировать, всесторонне развивая свои способности, в том числе и творческие.

В процессе традиционного обучения детей акцент делается на теоретические знания, не достаточного уделяя вниманию такому аспекту в детских работах, как проявление творчества, тем самым ограничивая

представления ребенка, сильно тормозя развитие у него творческих способностей, творческой активности. На таких занятиях ум ребенка мало вовлечен в происходящий процесс, он отвлекается на какую-то другую работу, часто не связанную с уроками изобразительного искусства.

Как уже было отмечено, изобразительное искусство само по себе является важным компонентом качественного образования. Правильно сделанный акцент в обучении изобразительному искусству позволит не только улучшить у детей эстетические навыки и будет способствовать их творческой активности, творчеству. Для этого необходимо, чтобы учебный процесс ориентировался не на копирование и повторение учебного материала, а не создание оригинальных работ.

Работа воспитателя по вовлечению ребенка в создание творческого рисунка, через ненавязчивое предложение одного из вариантов изображения, требует от него знания не только традиционных, но и инновационных технологий обучения.

Необходимо, по мнению исследователей и своего практического опыта, уделять особое внимание развитию творческой активности ребенка, развитию его творческих способностей и творческих идей, за счет включения мышления, воображения и интереса ребенка к практической деятельности по изобразительному искусству.

В процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста воспитатели, используя современные технологии (мультимедийные интерактивные технологии), могут оказать определенное обструктивное воздействие на развитие индивидуальности детей и их творческого потенциала, на создание творческой атмосферы.

Например, во время творческого процесса воспитатель может отсканировать любой лепесток. С этого момента лепесток цветка становится источником воображения цветка, к которому этот лепесток принадлежит. Дети рисуют цветок с такими разноцветными лепестками. Использование компьютерных программ позволяет продемонстрировать детям функциюкисти или карандаша в создании рисунка.

Добавляя больше деталей, воспитанники могут фантазировать, например, добавить глаза, нос, или луну и ручеек, чтобы изображение стало более интересным, а дети более заинтересованы в творческом процессе, активно участвуя в создании картин. Такой образовательный процесс позволит почувствовать радость и счастье от создания собственной творческой работы.

Важно для процесса обучения детей, чтобы воспитатель владел знаниями об особенностях черт характера ребенка, о физических и умственных особенностях детей этого возраста, что позволит ему подобрать соответствующие виды учебных занятий, определить мероприятия, упражнения по развитию наблюдательности, воображения, соответствующие психическому и физическому развитию ребенка.

Использование в работе воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста творческой активности посредством изобразительной деятельности метода ассоциаций и аналогий, позволит активизировать данный процесс. Примером использования ассоциативной подготовки воспитанников может служить показ детям плавание гусей и уток в воде, которое напоминает плавание кораблей в море, летающие в небе птицы — различные виды воздушного перемещения.

С развитием дивергентного мышления можно связать работу детей (по предложению воспитателя) по изображению круглых предметов в течении ограниченного времени. Можно усложнить задачу, через сочетание развития элементов дивергентного с индуктивным мышлением. Для этого ребенку предлагается создать комбинацию из нарисованных ранее объектов, которые могут быть произвольными, дублирующими или избирательными.

Правильное применение методов обучения не только в рисовании, но и в других направлениях изобразительного искусства может способствовать положительному результату в развитии творческой активности детей.

Особое место в развитии творческой активности детей играетразвивающая предметно-пространственная среда. Её обогащение стендами, на которых размещены новые предметы деятельности (степлеры, цветная бумага, ножницы, клей и т. д), а также различные материалы, которые могут быть использованы для творчества детей в живописи на камне, ладошками, декоративных украшениях, букетах, из ватных спонжей и палочек и др. (яичная скорлупа, зубочистки, листья, камни, щетки, ватные шарики, спонжи, даже собственная ладошка и т.п.).

Правильная и качественная оценка работ детей может помочь воспитателю не только в анализе и определении общего уровня подготовленности ребенка, но и позволит правильно оценить уровень развития его творческих способностей и активности. С этой целью воспитатели могут использовать разнообразные методы оценки творческого труда ребенка, являющиеся эффективной обратной связью между воспитателем и дошкольником. Активное использование, например, поощрения, позволит закрепить заинтересованность детей в изобразительном искусстве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год