Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования»
ИЗО детям
Автор: Мурыгина Зинаида Павловна   
31.12.2021 19:41

«Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования»«Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования»

Разработала воспитатель МБДОУ детский сад «Колокольчик» высшей квалификационной категории: Мурыгина З.П.

«Расскажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Конфуций

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Давно известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

 

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».

Начав использование нетрадиционных техник рисования — я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру.

В поисках новых подходов и обновления содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста мной была проанализирована научно-методическая литература, организована работа по обмену опытом в рамках деятельности профессионального сообщества педагогов дошкольных учреждений нашего района.

Художественно-эстетическое развитие детей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

С целью решения задач, поставленных общеобразовательной программой детского сада в разделе «Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» была активизирована работа по созданию условий для развития детей, позволяющих максимально реализовать возможности каждого ребенка, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Проблемой развития детского творчества занимались многие ученые: Л.С. Выготский, Б.М. Теплова, Л.А. Венгер, в работах которых раскрываются этапы развития творчества. Благодаря исследованиям Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, были определены основные критерии развития творческого процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что применение нетрадиционных способов рисования активизирует у детей познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу изображения, способствует эффективному развитию творчества.

В связи с этим целью моей работы стало: Развитие художественно-творческих способностей детей, при использовании различных нетрадиционных техник рисования.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Способствовать освоению детьми и активному применению нетрадиционных способов и приёмов рисования с использованием разнообразных материалов.
  • Развивать умение детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать с красками.
  • Формировать активность и самостоятельность у детей в выборе материалов и способов изображения, поощрять индивидуальные творческие замыслы детей.
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию интереса к художественному творчеству.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в реализации системы занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной с взрослым деятельности будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

На базе нашего детского сада в рамках муниципальной инновационной площадки уже третий год успешно функционирует Детско-Родительский клуб выходного дня. Работа клуба строится на основе разработки и реализации детско – взрослых образовательных проектов, среди которых ведущее место занимает проект «В мире волшебных красок»

Работа по реализации проекта была условно разделена на 3 этапа:

На информационно аналитическом этапе был проведен мониторинг развития творческих способностей детей по методике О.Л. Ивановой, результаты которого показали, что у детей недостаточно сформированы: творческая инициатива, оригинальность замысла и ценностное отношение к продуктам собственной творческой деятельности.

В своей работе мы использовали разнообразные методы: словесные (стихи, беседы, рассказы.); наглядные (иллюстрации, презентации, видеофильмы); практические (упражнения, игры).

Основные принципы нашей работы:

  • Наглядность, манипулятивность.
  • Соответствие заданий возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.
  • Использование графических и изобразительных инструментов с учетом возрастных особенностей детей.
  • Индивидуальный подход.
  • Развитие творческого мышления и самостоятельности.

Непременным условием эффективности нашей работы было тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Достаточно много внимания в ходе работы нами уделялось подбору разнообразных материалов. Вместе с детьми и родителями мы собирали природный и бросовый материал для использования его в рисовании, экспериментировали с новым материалом, делали маленькие открытия. При организации предметно — развивающей среды учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В центре художественно – эстетического развития имеются много вещей и предметов, которые дают каждому ребенку простор для творчества и самовыражения. Он сам выбирает, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

На практическом этапе осуществлялась работа по организации совместной творческой деятельности детей и взрослых. Особенное внимание уделялось не только индивидуальному, но и коллективному творчеству. Организация совместных занятий, творческих мастерских, тематических выставок, конкурсов, сюжетных занятий позволяло повышать авторитет родителей в глазах ребенка; сплотить детей и близких родственников на основе совместной деятельности.

Также много внимания уделяли открытым просмотрам и мастер-классам, которые были организованы силами педагогов ДОУ, а также специалистами районной детской художественной школы

Занятия по нетрадиционной технике изображения проводятся 1 раз в неделю, 4 занятий – в месяц. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Форма предоставления услуги – подгрупповая. Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Полученные впечатления, новые знания и навыки вдохновляли детей применять нетрадиционные способы изображения в практической деятельности. Дети продолжали совершенствовать освоенные ранее навыки и знакомились с новыми, более сложными.

Мы использовали самые разнообразные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками,

рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тычкование и др.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами дети стали более самостоятельны в планировании последовательности своей работы и выборе техники воплощения своего замысла. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали до начала совместных занятий в клубе. Они охотно стали делиться своим опытом в творческой деятельности.

На заключительном этапе были проведены педагогические наблюдения, диагностика, сделаны выводы, обобщения, определены перспективы.

Проведенный мониторинг показал значительное улучшение показателей, у детей повысилась способность в процессе формирования замысла придумывать варианты сюжета будущего изображения. Оригинальность замысла стала проявляться в высказываниях по поводу предстоящей художественной деятельности. Дети стали создавать оригинальные рисунки, не повторяющиеся у других детей, использовать разные способы и технические приемы материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Выросли значения по показателю «Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности дошкольника». Дети стали проявлять больший интерес к работам других детей, сравнивать их со своими, отмечать технические успехи и неудачи сверстников

Благодаря систематической деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников; дети стали проявлять больше самостоятельности, инициативы, творчества; планировать последовательность своей работы и выбирать техники ее воплощения; могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа; дети с желанием участвуют в выставках и конкурсах.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками на занятиях, установилась атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к творчеству детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Новизной и отличительной особенностью данного опыта является то, что они имеют инновационный характер. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, что позволяет более активно развивать творчество ребенка при активном участии членов его семьи.

С целью трансляции практических достижений профессиональной деятельности наряду с участием в работе творческой группы детского сада и РМО, мы активно используем современные технологии сети Интернет, представляем материалы из опыта работы на конкурсах. Наша готовность к общению позволяет нам охотно делиться своими педагогическими находками и новыми идеями в тоже время совершенствовать свой профессиональный уровень.

В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».

В ходе работы по данному направлению нами была использована следующая литература и интернет-ресурсы:

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1954.
  4. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования, [текст] /Т. С. Комарова – Москва; Педагогическое общество России, 2005г. – 158с.
  5. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
  6. Ветлугина Н.А. (ред.). Художественное творчество и ребенок Монография. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. — М. — 1999. — 344 с.
  8. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II [текст] /Г. Н. Давыдова – Москва; Издательство Скрипторий 2003., 2007. — часть I -88с, часть II -78с.
  9. .Иванова О.Л. «Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка» М-Речь, 2009 -96с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год