Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Украшение передника мордовским орнаментом»
ИЗО детям
Автор: Шуляева Светлана Викторовна   
28.03.2019 14:09

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Украшение передника мордовским орнаментом»Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Украшение передника мордовским орнаментом»

Цель: формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа;
  • формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления;
  • знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы,
  • обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии;
  • воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммунистическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  1. Силуэты передников
  2. Гуашь, альбомы, предметы прикладного искусства.
  3. Презентация на тему: «Мордовская одежда»

Методы и приемы:

Словесные:

  • беседа;
  • рассказ;
  • объяснения;
  • вопросы.

Наглядные:

  • рассматривание демонстрационного материала (фото, рисунки);
  • рассматривание схем и приемов рисования мордовского орнамента.

Практические:

  • рисование детьми орнамента на шаблоне

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание альбома с мордовским орнаментом, разучивание подвижных мордовских игр, прослушивание народной мордовской музыки, экскурсия в мини-музей д/с, заучивание стихов.

ХОД:

Воспитатель: (приветствует детей и объявляет тему НОД)

Мой край родной, мордовская земля

Люблю твои широкие поля,

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой, и обрядов простоту.

В: О каком крае говорится в этом стихотворении?

-В какой республике мы живем?

-В каком городе мы живем? (Ответы детей: Родной край, Мордовия, Саранск)

В.: У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву. И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).

В: Где, и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент?

Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).

В.:

Мордовские девчата

Усталости не знают,

На посиделках они

Прядут и вышивают.

В.: Посмотрите сюда! Это женская рубаха, на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А это — передник, на мордовском языке он называется «руця». А это головной убор, его называют по-мордовски «панго».

В.: Какие элементы мордовского орнамента вы видите на костюме? (ответы детей). Какие цвета использовали мастерицы для вышивки мордовского узора? (ответы детей)

В.: Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.

В.: Я принесла вам альбом. Здесь можно посмотреть какие красивые мордовские костюмы шьют на фабрике. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.

В.: Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.

В.: В начале, художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.

И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.

В.: Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).

В.: Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать мордовские узоры на переднике.

В: Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения). А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).

По окончанию занятия, детям предлагается пройти посмотреть все работы. Сделать анализ.

Вопросы:

  • Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие

- Какие цвета используются при выполнении мордовских орнаментов

В.: Ребята, а вы оказывается художники, все ваши изделия словно ожили.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

В: Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год