Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
ИЗО детям
Автор: Степанова Оксана Владимировна   
28.02.2019 10:43

Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусствоОсобенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство

Степанова Оксана Владимировна воспитатель МАДОУ№ 49 г.Великий Новгород

Развитие эстетического восприятия в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется не только в процессе обучения, но и в самостоятельной, свободной деятельности. Работа над эстетическим восприятием проходит во время на протяжении всего образовательного процесса. Различные занятия в силу их специфики обладают большими возможностями для развития эстетического восприятия. Важно, чтобы каждая образовательная деятельность могла быть максимально использована для решения задач эстетического восприятия.

С помощью изобразительного искусства можно: корригировать недостатки развития у детей с ОВЗ, научить их элементарному рисованию, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие.

 

Получить главный результат можно с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие эстетического восприятия, аналитико-синтетической деятельности, воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, и их положения в пространстве.

Большое значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом, показ репродукций картин, разбор иллюстраций в книгах и журналах, а также проведение бесед по доступным для детей с ОВЗ произведениям изобразительного искусства.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся наблюдать за происходящим на картине, благодаря этому, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Во время изучения объекта, педагог формирует умение выделять главное на картине, устанавливать взаимосвязь между общими и частными чертами изображения.

Развитие эстетического восприятия происходит на следующих видах занятий: рисование пейзажа, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве. У детей формируются умения:

  • находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходства и различия с реальными предметами
  • сравнивать предметы и обобщать их
  • правильно воспринимать форму, цвет предмета его расположение в пространстве
  • понять красоту изделий и целесообразность их в быту
  • подбирать гармоничные сочетания цвета для изображения предметов
  • анализировать и рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
  • понимать красоту в окружающей действительности
  • рассматривать предмет, выделить его главные признаки, форму, цвет, величину
  • соотносить выделенные части в соотношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета или его строения
  • работать с красками и кистью
  • рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества, устанавливать её содержание, сходство с реальностью
  • высказывать своё отношение к изображённому предмету

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее станет главная мысль произведения, благодаря этому сильнее окажутся их переживания и чувства.

Значительное место в эстетическом восприятии занимают демонстрации различных узоров, орнаментов, которые используются в декоративном рисовании. Это помогает детям понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.

Большое значение имеет совместная практическая деятельность. У детей формируется умение передавать цвет, ритм, симметрию, композицию, это усиливает процесс восприятия прекрасного, способствует накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного.

Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, подобранных объектов как натуральных и искусственных муляжей, игрушек, а также художественно выполненных образцов, способствуют, тому, что даже дети с ОВЗ спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию эстетического восприятия. Благодаря, регулярным занятиям дети с ОВЗ, могут определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие.

И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытству маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.

Литература:

  1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
  3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.
  4. Лыкова И. А. «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год