Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
ИЗО детям
Автор: Степанова Оксана Владимировна   
28.02.2019 10:43

Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусствоОсобенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство

Степанова Оксана Владимировна воспитатель МАДОУ№ 49 г.Великий Новгород

Развитие эстетического восприятия в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется не только в процессе обучения, но и в самостоятельной, свободной деятельности. Работа над эстетическим восприятием проходит во время на протяжении всего образовательного процесса. Различные занятия в силу их специфики обладают большими возможностями для развития эстетического восприятия. Важно, чтобы каждая образовательная деятельность могла быть максимально использована для решения задач эстетического восприятия.

С помощью изобразительного искусства можно: корригировать недостатки развития у детей с ОВЗ, научить их элементарному рисованию, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие.

 

Получить главный результат можно с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие эстетического восприятия, аналитико-синтетической деятельности, воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, и их положения в пространстве.

Большое значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом, показ репродукций картин, разбор иллюстраций в книгах и журналах, а также проведение бесед по доступным для детей с ОВЗ произведениям изобразительного искусства.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся наблюдать за происходящим на картине, благодаря этому, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Во время изучения объекта, педагог формирует умение выделять главное на картине, устанавливать взаимосвязь между общими и частными чертами изображения.

Развитие эстетического восприятия происходит на следующих видах занятий: рисование пейзажа, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве. У детей формируются умения:

  • находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходства и различия с реальными предметами
  • сравнивать предметы и обобщать их
  • правильно воспринимать форму, цвет предмета его расположение в пространстве
  • понять красоту изделий и целесообразность их в быту
  • подбирать гармоничные сочетания цвета для изображения предметов
  • анализировать и рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
  • понимать красоту в окружающей действительности
  • рассматривать предмет, выделить его главные признаки, форму, цвет, величину
  • соотносить выделенные части в соотношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета или его строения
  • работать с красками и кистью
  • рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества, устанавливать её содержание, сходство с реальностью
  • высказывать своё отношение к изображённому предмету

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее станет главная мысль произведения, благодаря этому сильнее окажутся их переживания и чувства.

Значительное место в эстетическом восприятии занимают демонстрации различных узоров, орнаментов, которые используются в декоративном рисовании. Это помогает детям понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.

Большое значение имеет совместная практическая деятельность. У детей формируется умение передавать цвет, ритм, симметрию, композицию, это усиливает процесс восприятия прекрасного, способствует накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного.

Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, подобранных объектов как натуральных и искусственных муляжей, игрушек, а также художественно выполненных образцов, способствуют, тому, что даже дети с ОВЗ спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию эстетического восприятия. Благодаря, регулярным занятиям дети с ОВЗ, могут определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие.

И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытству маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.

Литература:

  1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
  3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.
  4. Лыкова И. А. «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год