| 
  Евсюкова Нина Александровна Музыкальный руководитель 1К Инструктор по физической культуре МБДОУ "Детский сад № 18" г. Нефтеюганск, Тюменская область 
Действующие лица: Птица-тень (взрослый) Барышня (взрослый) 
Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей и творческой самореализации, для интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности изобразительной. Задачи:  1. Продолжать учить детей придумывать узоры для различных дымковских игрушек. 2. Закрепить умения рисовать элементы росписи с помощью печатки- тычка и кисти. 3. Приобщать к активному участию в различных видах (в пении, танце, игре на музыкальных инструментах) и формах (развлечение) музыкальной деятельности, используя фольклорные произведения. 4. Развивать чувство гордости за свою Родину-Россию, народных умельцев. 5. Воспитывать самостоятельность и творчество. Предварительная работа: рисование дымковской игрушки «Барышня»; чтение потешек, пословиц; лепка дымковских фигурок; рассматривание узоров дымковской росписи; разучивание народных песен, хороводов. 
Ход занятия: ( Дети под музыку входят в зал и занимают места на стульях).  (Гаснет свет. Звучит фонограмма полета птицы, игра теней. На ширме появляется сундучок). Музыкальный руководитель. Ой, что это? (подходит к ширме и берет сундучок). Сундучок!.. Интересно, от кого он? (ставит на стол). Ребята, подойдите ко мне. Давайте посмотрим, что в нем. Посмотрите, какие интересные фигурки. Но почему они не раскрашены? (Возможны ответы детей). (Дети садятся на стулья) 
Музыкальный  руководитель. Очень давно я слышала одну историю о том, как Дымковская Барышня ждала гостей. Она так готовилась к встрече с ними: нарядилась - надела сарафан, кофту, кокошник, напекла пирогов, поставила самовар. А когда она стала печь пироги, ей помогали ее друзья. Барышня так спешила к встрече с гостями, что засыпала своих друзей мукой. И стали они все совершенно, белые. Посмотрите, ребята, мне кажется, что это они и есть. Ребята, как вам кажется мы сможем помочь Барышне? Это нам по силам? А как мы сможем ей помочь? Ну, что ж, попробуем.    (Гаснет свет. Звучит фонограмма. Игра теней). 
Птица - тень: Сундучок мой, сундучок,    ^ ~ Позолоченный бочок,  Расписная крышка,  Медная задвижка.  Кто сундучок открывает –  Тот путешествие совершает!  Ребята, я птица - удачи!  Помогите Барышне в ее беде! Музыкальный руководитель. Ребята, давайте отправимся в село, которое носит чудное название «Дымково», где живет Барышня. Но надо сказать такие слова: «1, 2, 3 - повернись, в селе Дымково, окажись!» ( Дети встают со стульев и повторяют слова). Музыкальный  руководиетль. Вот мы с вами и оказались в селе  «Дымково».  (Дети садятся). 
Музыкальный руководитель. Как здесь красиво. А вы знаете, почему у этого села такое чудное название? Вот послушайте. («Песня о Дымке» муз. Дунаевского). 
Музыкальный руководитель. С высокого берега реки Вятки видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман, все село - будто в дымке. Вот и назвали его «Дымково». (Звучит музыка. Появляется Дымковская Барышня). 
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, а вот и сама Барышня. Барышня. Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада встрече с вами. Добро пожаловать! Для каждого найдется в моем доме и местечко, и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку! Музыкальный руководитель. Мы решили, что у вас беда и пришли помочь.    ^^^^ Барышня. Спасибо, друзья! Я так спешила, так спешила, что засыпала всех своих друзей мукой. Музыкальный руководитель. Не волнуйтесь, наши дети помогут вам украсить ваших друзей и они снова будут красивыми. Барышня. Ребята, давайте вспомним какие цвета, используют мастера при росписи дымковских игрушек? Ответ детей: (Красный, желтый, зеленый, оранжевый). Барышня. А из каких элементов состоит дымковский узор? Ответ детей: (Круг, кольцо, волнистые линии, прямые линии, точки - горошины, клетки). Барышня. Правильно, круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Сама игрушка должна оставаться белой, чтобы казаться красочной, яркой. Ребята, давайте вспомним, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом, и повторяются в определенной последовательности. Подойдите к волшебному сундучку, возьмите по игрушке и садитесь за столы. Подумайте, каким бы характерным узором вы бы расписали игрушку. А вы, ребята, подойдите к своему воспитателю (называет имя, отчество) и помогите ей. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Дети работают: часть детей расписывает фигурки с изображением животных, сделанных вместе с родителями, другая часть детей - расписывает фигурки для карусели вместе с воспитателем). Воспитатель. Дымково чем славится? Игрушкою своей! И радует, и нравится В ней все до мелочей. Прозрачные и яркие, веселые цвета. В ней что-то есть от радуги- Какая красота! Когда наблюдаешь за работой мастеров, кажется что все очень просто. Вот отщипнул кусочек глины, вылепил фигурку, поставил сушиться сначала на лавке, а потом в печке. А из печки выходят фигурки крепкие, закаленные. Побелил их мелом, разведенном на молоке и можно расписывать. И появляются из - под кисточки узоры: кружочки, полоски, клеточки, точки - все на своем месте и все горят ярко - ярко. Краски малиновые, красные, зеленые - пестро и весело, как в хороводе. И получились фигурки глазу на удивленье, всем на радость. Барышня. Карусель, карусель  Пред тобой мелькает быстро  Ряд игрушек расписной! Какие прекрасные у нас мастера, спасибо вам за моих друзей, они снова стали красивые, яркие. Мне хочется, чтобы вы рассказали о них.  (Дети представляют свои работы).  Ребенок: Как у нашего кота шубка очень хороша.  Как у котика усы удивительной красы.  Глаза смелые, зубки белые.  Ребенок:Кони глиняные мчатся  На подставках что есть сил,  И за хвост не удержаться, Если гриву упустил!  Ребенок: Как у нас -то козел,  Что за умный был:  Сам по воду ходил,  Сам кашу варил... Воспитатель. А мы с вами знаем хоровод, который называется «В огороде бел козел» (Надевает шаль на плечи себе и шапочку козлика ребенку).  В хоровод, в хоровод! Веселись честной народ! ( Хоровод «В огороде бел козел» р.н.мелодия). 
Ребенок: Курочка - красавица у меня жила.  Ах, какая умница курочка была! Шила мне кафтан, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот Сказочку расскажет, песенку споет.  Ребенок: Баю- бай, баю - бай!  Ты, собаченька, не лай Белолапа, не скули, Нашу Таню не буди!  Ребенок: Петушок, петушок золотой гребешок  Ты подай голосок через темный лесок.   Через лес, через реку   Прокричи: « Ку-ка-ре-ку!»  Ребенок: Барашек - свисток,   Левый рог - завиток,   Правый рог - завиток,   На груди цветок.  Барышня. Коли здесь народ не весел,   Низко голову повесил,   Знаю я, нужна игра:   Распотешиться пора! ( Игра « Водоноски»). -    2 ведерка, 2 ложки, 2 емкости с водой; -    2 команды по 5-6 человек; Цель: Чья команда быстрее перенесет воду из емкости в ведра.  Воспитатель: Хороша игрушка расписная Вся поет, бесхитростно светла.  И видна в ней радость молодая,  Ставшего искусством ремесла.  Р-к: Не потому ль игрушкой этой,  Народ так свято дорожил.  Что он свое стремленье к свету  В фигурки яркие вложил...  Воспитатель. Так и трудились мастера по вечерам. А какие пословицы, ребята, о труде знаете вы? 1.    Дело мастера боится. 2.    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3.    Терпение и труд - все перетрут. 4.    Труд человека кормит, а лень портит. 5.    Кто первый в труде, тому слава везде. Музыкальный руководитель. Не только трудились мастера по вечерам, но умели и веселиться: пели, играли, плясали. Есть еще и такая пословица: «Кончил дело - гуляй смело!»  Девочка: Музыка, где заиграла,  Там частушка зазвучала  Русская народная,  Веселая, задорная. Девочка: Ой, девчата веселей  Своих ножек не жалей!   Наши ножки хороши   Мы попляшем от души! Девочка: Ах, пятка- носок  Выковыривай песок,   Уж я так попляшу   Всю площадку распашу! (Кадриль). Девочка: Мы плясали, мы плясали,   Мы плясали - топали,   Все, кто видел, улыбались –   И в ладоши хлопали! Музыкальный руководитель. Становитесь, дети, в ряд,   Выбирайте все подряд:   Дудки, ложки, погремушки,   Бубны, все здесь побрякушки!   И родители вставайте,   Нашим детям подыграйте.   Все играйте веселей,   Чтоб порадовать гостей! (Оркестр р.н.м. « Ехал казак за Дунай»). 
Барышня. Вот так и проводят время в нашем селе Дымково. Придет новая зима, и снова в Дымкове примутся мастера за дело. И так много- много лет подряд. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские дымковской игрушки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар- птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки- одна с Емелей, а другая с Козой и козлятками, и все это - настоящее чудо. Ребенок: Велика Россия наша,   И талантлив наш народ.   Об искусниках- умельцах   На весь мир молва идет! (Песня « Русский сувенир» муз. Михайлова). 
Музыкальный руководитель. Вот настал момент прощанья,   Будет кратка наша речь.   Говорим мы:  Дети. До свиданья! Барышня. До свиданья! Спасибо вам, ребята, что смогли мне помочь, раскрасить, развеселить меня и моих друзей. До счастливых новых встреч!  (Уходит).    . * Музыкальный руководитель. Ребята, загостились мы в Дымково, но нам пора домой. Давайте скажем слова: «1,2,3 - повернись, в саду «Журавлик» окажись!» Дети (повторят слова). Воспитатель. Вот мы и в детском саду. А теперь, ребята, давайте пройдем в группу. 
			 |