Игры для формирования доверительных отношений в группе детей 4-7 лет. «Привет, глазки!» |
Развлекательные занятия | |||
Автор: Акчурина Зульфия Алиевна | |||
30.07.2025 21:29 | |||
Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом дети учатся устанавливать контакт с другими. Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка. Инструкция детям: Сядьте в круг на стулья (или на пол). Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза… серые глаза… зеленые глаза… голубые глаза. Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»? Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому-нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга: пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами… (Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.) «Заколдованный круг» В этом упражнении дети могут потренировать свой пространственный интеллект. Дети чувствуют себя увереннее, когда знают, что в комнате есть все необходимые им вещи. Чтобы ввести дополнительный элемент напряжения в игру, прежде чем в конце предложения назвать соответствующий объект, вы можете сделать небольшую паузу. Этот эффект можно усилить, если произнести предложение в нормальном темпе и лишь слово после паузы — быстро и выразительно. Чтобы поддержать напряжение, придумывайте все более и более интересные движения. Инструкция детям: Я хочу узнать, смогут ли ваши глаза найти в комнате вещь, которую я назову. Когда я скажу, к примеру: «Покажите мне, пожалуйста, где дверь», я хочу, чтобы вы развернуться всем телом в направлении двери. Вы поняли, что нужно делать? (Дайте детям время подумать, чтобы у них возникло чувство, что они могут выполнить это непростое задание.) Покажите мне, пожалуйста, где находится коробка с кубиками… Покажите мне, пожалуйста, где хранятся цветные карандаши… (В дальнейшем называйте детям типичные для этой комнаты и значимые для ребят объекты.) Теперь мы сделаем немножко по-другому. Когда я спрашиваю у вас, например, «Где находится в нашей комнате корзина для бумаги?», вы должны очень быстро добежать до нее. Где в комнате детские книжки? Где в нашей комнате мячи? (Перечислите и другие знакомые детям объекты.) А теперь возьмите каждый по игрушке и положите их на пол как можно дальше друг от друга. (Помогите детям в этом.) А сейчас вы должны указать мне, где находится игрушка, особым образом. Когда я спрашиваю: «Где находится красный автомобиль?», вы должны добежать до него и все вместе создать вокруг него заколдованный круг. Тогда я буду знать, что вы все нашли красный автомобиль. Где медведь Марка? Где качающаяся лошадь? (Назовите еще несколько игрушек, которые дети положили на пол.) «Магнит» Эта игра также подчеркивает принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей. Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки. Инструкция детям: Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.. Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!» Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя. «Шарик-подарок» На символическом уровне игра позволяет детям почувствовать, как важно что-то получать в подарок и дарить самим. Материалы: веселая, но не быстрая музыка, воздушный шар. Инструкция детям: Сядьте на пол в круг потеснее. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик – это чудесный подарок, который вы дарите лучшему другу. Если вы даете шарик тому, кто рядом с вами, он вас благодарит за то, что вы ему дарите что-то очень красивое. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажете? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть. И ребенок, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо» … А может быть, некоторые дети захотят передать подарок с закрытыми глазами. «Тихий омут» Игра подчеркивает чувство принадлежности к группе, дает возможность использовать чувствительность детских рук и ощутить тонкие нюансы прикосновений. Эта игра лучше всего подходит для малых групп от пяти до девяти детей. Если группа большая, разделите ее на подгруппы. Пусть первая подгруппа играет в первый день, а остальные – в другой. Материалы: плавная инструментальная музыка и повязка на глаза. Инструкция детям: Встаньте все вместе в круг и возьмитесь за руки. Самый любопытный из вас пусть станет в серединку и получит от меня повязку на глаза. Остальные дети держатся за руки и под музыку идут по кругу. Немножко подождав, тот, кто в центре, кричит: «Тихий омут!» Наш круг останавливается, и ребенок с повязкой медленно идет вперед, пока не коснется кого-нибудь. Очень осторожно он ощупывает руками голову этого ребенка и пытается определить, кто это. (Если ребенку трудно отгадать, кто перед ним, вы можете подсказать ему. Когда ребенок догадается, он становится в круг, а другой выходит в середину и надевает повязку на глаза.) Когда касаетесь головы другого ребенка, пожалуйста, действуйте очень осторожно. Если вы будете двигать своими пальчиками очень медленно и мягко, то ваши руки станут волшебными: с их помощью вы сможете видеть! (Будьте очень внимательны и руководите детьми, когда необходимо. Проследите, чтобы дети касались только головы, а не одежды, и чтобы другие вели себя спокойно в этот момент. Для детей постарше вы можете усложнить задачу, попросив ребенка с повязкой заранее сказать, кого он хочет найти.) «Радио» Дети сидят в кругу. Взрослый садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий. «Внимательные ушки» В игре каждый может почувствовать себя успешным, позволить себе ошибиться. При этом дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать. Кроме того, в игре тренируется способность удерживать равновесие. Материалы: если в помещении на полу ковровое покрытие, вам потребуется старое шерстяное одеяло, или же нарисуйте мелом (с помощью молярного скотча) в середине комнаты четырёхугольник, размер которого примерно соответствует размеру одеяла. Инструкция детям: Встаньте, пожалуйста, вокруг шерстяного одеяла и четко следуйте моим указаниям. Когда я скажу: «Каждый запрыгивает на одеяло», вы все должны на него запрыгнуть. Когда вы услышите: «Каждый спрыгивает с одеяла», вы все спрыгиваете с него. Если я не произношу слово «каждый», вы ничего не делаете. Подавайте команды по-разному — медленно и быстро, громко и тихо, с ключевым словом «каждый» и пропуская его, чтобы дети могли ошибиться. Попросите детей следить за тем, чтобы, прыгая, они не делали никому больно.) «Я вижу, что» В процессе этой игры дети много двигаются, демонстрируя свою фантазию. Кроме того, ритуальные элементы игры усиливают чувство принадлежности к группе и создают особую атмосферу. Вы можете использовать эту игру как разминку, постепенно ускоряя темп и предлагая детям все новые и новые ситуации. Если же вы хотите, чтобы после игры «Я вижу, что…» дети снова пришли в спокойное состояние, предлагайте им в завершение все более спокойные ситуации. «Я вижу детей, которые медленно ходят по комнате», «Я вижу детей, которые спокойно возвращаются на свое первоначальное место». Инструкция детям: Правила нашей новой игры таковы… Я говорю: «Я вижу, что…» В этот момент вы начинаете меня тихонько спрашивать: «Что же ты видишь?» Тогда я вам отвечаю, например: «Я вижу детей, которые кричат и прыгают вокруг меня». Тогда вы делаете то, что я сказала, до тех пор, пока я снова не произнесу: «Я вижу, что…» Вы должны остановиться на месте и снова спросить меня: «Что ты видишь?» Я называю что-нибудь новое, а вы должны будете это сделать. Я вижу, что… Я вижу детей, которые прыгают вокруг меня. Я вижу, что… Я вижу мячики, они прыгают и стучат о пол. Я вижу, что… Я вижу старого человека, который несет бревно. Я вижу, что… Я вижу много детей, и все они мне улыбаются. Я вижу, что… Я вижу детей, скачущих на симпатичных пони. Я вижу, что… Я вижу порхающих вокруг меня разноцветных бабочек. Я вижу, что… Я вижу детей, которые поют, но что — невозможно расслышать. Я вижу, что… Я вижу лягушек, которые перепрыгивают с одного листа кувшинки на другой. Я вижу, что… Я вижу детей, которые вышагивают на карнавальном шествии и разбрасывают при это конфетти. Я вижу, что… Я вижу детей, играющих на разных музыкальных инструментах. Я вижу, что… Я вижу крадущихся по лесу детей-индейцев.
|