Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Общение с детьми трехлетнего возраста
Психология
Автор: Айгуль Нуриева   
28.05.2014 15:23

Общение с детьми трехлетнего возрастаУ большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. Есть дети, у которых период молчания и заменяющих слова выразительных, в основном, указательных жестов, сменяется этапом активного использования речи.
Словарный запас трехлетнего ребенка в 3-4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте.
На четвертом году жизни у малыша значительно улучшается подвижность мышц языка, губ и нижней челюсти, но произношение звуков речи все еще далеко от нормы. Ребенок пока делает короткий слабый выдох (1,5 – 2 секунды), говорит недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно используются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат трехлетнего малыша еще тоже недостаточно сильный. Ребенок не всегда умеет правильно им пользоваться, не умеет говорить шепотом, когда вдруг этого требует обстановка. Важно помнить, что в этом возрасте у малыша еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он часто отвлекается.
Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем  чистая и внятная.
В этот период происходит интенсивное пополнение словарного запаса. Увеличивается число называемых не только предметов быта, но и тех вещей, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется. В своих высказываниях он употребляет почти все части речи; начинает овладевать элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает некоторые окончания в словах, согласовывает прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется ситуативной речью). При общении со взрослыми малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова, однословные предложения.
Особенности произношения звуков речи.
Трехлетний малыш должен правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, согласные звуки м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. Возможно, ребенок будет заменять звук х на звук к (хомяк – «комяк», хочу – «качу») и т.д.  или смягчать согласные звуки т, д (тапки – «тяпки», танк – «тянк»,  дай – «дяй» и т.д.), заменять к на т (кот – «тот», котик – «тотик»), д – на нь (сюда – «сюня»). Постепенно малыш начнет усваивать мягкие согласные звуки сь, зь. Более сложные звуки пока отсутствуют и заменяются другими простыми звуками. Например, вместо звука ц ребенок произносит звук ть или сь. Малыш может использовать в самостоятельной речи так называемые йотированные звуки – й, я, ю, е, ё. звуки свистящие с, з, шипящие ш, ж появляются, как правило,  позже трех лет.
Помните, если задаться целью и создать своеобразный речевой режим, то со временем у малыша разовьется слуховой контроль и внимание. Отнеситесь к своему собственному произношению более требовательно. Если неторопливо и часто произносить некоторые сложные для ребенка слова, то можно помочь ему улучшить произношение.
Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение ребенка. Пронаблюдав за игрой малыша, вы увидите, что он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом периоде удобно пользоваться склонностью ребенка к подражанию. Речевое подражание способствует развитию активной речи. Ведь повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков и слов, укрепляет мышцы губ и языка.
С переходом ребенка из раннего возраста в младший дошкольный возраст, его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Иначе говоря, каждый ребенок привыкает по-своему, по-разному реагирует на новую ситуацию. Однако следует отметить некоторые закономерности и общие трудности.
В процессе ознакомления с новой окружающей средой ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. Поэтому в этот трудный для ребенка период адаптации взрослый должен «ввести» его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.
Первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим «перенесением» положительного отношения к более широкому кругу людей, новой среде создает положительное отношение к детскому саду, способствует более легкой адаптации ребенка. Для этого в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало.
Как известно, на четвертом году жизни вовсю осваивается сюжетная игра, в которой выдумка и инициатива сочетается с подражанием старшим детям и взрослым. Игрушки нужны в принципе те же, но степень сложности увеличивается: конструктор требуется «похитрее», машины и куклы – с расширенным набором игрушечных аксессуаров. Время приобщаться к первым книжкам.
Понаблюдайте за тем,  как играет малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать, в кузове грузовика перевозит кубики на стройку. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». Просто нужно подобрать для этой игры все необходимое (можно сшить «врачебный» халат, приобрести чемоданчик с принадлежностями юного Айболита). Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год