Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
Психология
Автор: Елена Курдюкова   
26.05.2014 01:10

	Сказкотерапия как метод психологической работы с детьмиВ последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.
Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без сказки. Их можно смело брать за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических занятий. Знакомясь со сказками, с программами, мы видим, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между нашим внутренним миром и душами воспитанников.
Этот метод библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками, младшими и старшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).
Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, - тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия
Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и младшего школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.
В мире фантазий и волшебства ребёнок чувствует себя «как рыба в воде», но из него он с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят реальной жизни, просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сёстрами. «Мальчик -с- пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Как в младшем, так и в более старшем школьном возрасте сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
В последующей работе при создании продуктов деятельности (важный закрепляющий фактор, а также расслабляющий и успокаивающий ребёнка, снимающий напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы, приём) в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:
-выражение ребёнком своих чувств, переживаний во внешней форме;
-стремление понять и разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;
-удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
-познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Сказкотерапия, как и другие виды арттерапевтической помощи, предоставляет детям возможность для самовыражения, самопознания и позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Сказки и притчи выглядят простыми и легко объяснимыми, но, вместе с тем, в них заключена огромная сила воздействия. Только нужно помнить о том, что у каждого СВОЙ ТЕМП. И нередко быстрых результатов ожидать нельзя. Но, с другой стороны, бывают и чудеса…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год