Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Психология
Автор: Максимова Ирина Викторовна   
23.01.2014 14:37

Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаМаксимова И.В.
Педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879 города Москвы
В статье описывается диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическая работа с детьми, родителями, педагогами, в рамках дет­ского сада по предупреждению и профилактики насилия над детьми дошколь­ного возраста в семье.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно не­благополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными на­питками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроен­ным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.
Домашнее насилие - осознанное поведение человека, с помощью кото­рого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В буду­щем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. На­пример, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье. По данным научных иссле­дований специалистов насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильствен­ные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи - безопасное существование лю­бого ее члена. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.
Психологическое и физическое насилие тесно связано между собой. На­сильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций раз­личных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму.
Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вы­звать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью лич­ности, в особенности, детей.
Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога (Алексеевой Л.С., 2000) в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие наси­лие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоци­руют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Пе­риод первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, ко­гда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмо­циональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адап­тивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.
Целью диагностического направления в ДОУ является выявление особенностей семейного воспитания в тех семьях, в которых совершается любого рода насилие, нарушаются права детей дошкольного возраста.
В начале учебного года, по отзывам воспитателей, из всех детей выделя­ются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации. Такие как: труд­ности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуве­ренность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми, воровство и т.п. Далее, психологом, применяется метод наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке. Формируется группа «риска» детей, с которыми проводится психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности и эмоционального состояния ребенка. Тесты «Диагностика межличностных отношений в группе»; рисуночные тесты
для детей: «Нарисуй свою семью»; «Несуществующее животное»; «Нарисуй
семью несуществующего животного»; анкетирование детей и родителей и т.д.
Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое раз­витие ребенка огромно.
Для профилактики семейного насилия в детском саду проводится профилактическая, коррекционная, информационная, развивающая работа с ро­дителями и педагогами по следующим направлениям:
1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.
2. Информационная помощь родителям и педагогам.
А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация де­тей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ре­бенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презен­таций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как ме­тод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».
Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи прово­дятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания по­мощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отно­шение в семье, разрешение конфликтов.
В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям:
«Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»;
«Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопони­мание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».
3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и пе­дагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение
разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.
4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специа­ли­стами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами за­клю­чается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (груп­повая, подгрупповая, индивидуаль­ная) на снятие тревожности, страхов, агрес­сии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрали­зованная деятельность.
Перечень игр с детьми:
"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997); "Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997).
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в при­емлемой форме.
"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лю­това Е.К., 1999), цель: обучить детей эффективным способам общения.
"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Литература
1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год