Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Психология
Автор: Максимова Ирина Викторовна   
23.01.2014 14:37

Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаМаксимова И.В.
Педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879 города Москвы
В статье описывается диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическая работа с детьми, родителями, педагогами, в рамках дет­ского сада по предупреждению и профилактики насилия над детьми дошколь­ного возраста в семье.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно не­благополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными на­питками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроен­ным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.
Домашнее насилие - осознанное поведение человека, с помощью кото­рого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В буду­щем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. На­пример, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье. По данным научных иссле­дований специалистов насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильствен­ные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи - безопасное существование лю­бого ее члена. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.
Психологическое и физическое насилие тесно связано между собой. На­сильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций раз­личных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму.
Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вы­звать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью лич­ности, в особенности, детей.
Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога (Алексеевой Л.С., 2000) в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие наси­лие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоци­руют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Пе­риод первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, ко­гда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмо­циональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адап­тивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.
Целью диагностического направления в ДОУ является выявление особенностей семейного воспитания в тех семьях, в которых совершается любого рода насилие, нарушаются права детей дошкольного возраста.
В начале учебного года, по отзывам воспитателей, из всех детей выделя­ются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации. Такие как: труд­ности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуве­ренность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми, воровство и т.п. Далее, психологом, применяется метод наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке. Формируется группа «риска» детей, с которыми проводится психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности и эмоционального состояния ребенка. Тесты «Диагностика межличностных отношений в группе»; рисуночные тесты
для детей: «Нарисуй свою семью»; «Несуществующее животное»; «Нарисуй
семью несуществующего животного»; анкетирование детей и родителей и т.д.
Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое раз­витие ребенка огромно.
Для профилактики семейного насилия в детском саду проводится профилактическая, коррекционная, информационная, развивающая работа с ро­дителями и педагогами по следующим направлениям:
1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.
2. Информационная помощь родителям и педагогам.
А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация де­тей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ре­бенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презен­таций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как ме­тод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».
Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи прово­дятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания по­мощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отно­шение в семье, разрешение конфликтов.
В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям:
«Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»;
«Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопони­мание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».
3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и пе­дагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение
разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.
4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специа­ли­стами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами за­клю­чается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (груп­повая, подгрупповая, индивидуаль­ная) на снятие тревожности, страхов, агрес­сии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрали­зованная деятельность.
Перечень игр с детьми:
"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997); "Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997).
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в при­емлемой форме.
"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лю­това Е.К., 1999), цель: обучить детей эффективным способам общения.
"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Литература
1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год