Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Пономаренко Кристина Юрьевна   
23.03.2015 13:38

Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возрастаВзаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста

Пономаренко К.Ю., 4 курс, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»

Дошкольный возраст как важнейший этап развития ребенка, период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, что определяет предрасположенность к развитию нервно-психической патологии, о чем пишет один из известнейших исследователей А.И. Захаров. Одним из самых распространенных видов нервных расстройств у детей являются неврозы. Как психогенные заболевания неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, и отражают многие аспекты жизни ребенка, прежде всего проблемы понимания и общения, поиска оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Скачать конспект

Такая сензитивность возраста нервной патологии «сопровождается» малой приспособленностью дошкольных образовательных учреждений для оригинальных, нестандартных детей, тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей.

С этой точки зрения можно утверждать приоритет исследований взаимосвязи креативности и невротизации детей дошкольного возраста и, одновременно с тем, недостаток сведений относительно заявленной взаимосвязи, за исключением некоторого числа работ, авторы которых ссылаются на труд итальянского невропатолога XIX века Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство».

Проблема дефицита сведений касается и отдельно взятых аспектов обозначенной проблемы. Несмотря на многообразие в психологической науке теоретических и экспериментальных направлений в исследовании креативности (Торренс Э.П., 1963; Бирюков С. Д. 2000; Богоявленская, 1983; 2002) и длительную историю изучения феномена, единое представление о креативности отсутствует, как и единый подход к ее диагностике.

Нерешенным является вопрос и о сущности и природе детского невроза, существование которого как собственно невроза рядом ученых отрицается вовсе в силу теоретических представлений о личности (В. Н. Мясищев, 1960).

Данные противоречия определили цель и задачи предпринятого исследования. Для анализа факта взаимосвязи детской невротизации и креативности были использованы такие методы исследования, как: Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей А.И. Захарова и субтест «Дорисовывание фигур» теста кративности Торренса. Испытуемыми выступили 14 воспитанников МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 6 «»: 10 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет. Состав группы постоянен, основное большинство детей посещают эту группу со старшего дошкольного возраста.

В соответствии с планом исследования на первом этапе была проведена психодиагностика невротизации детей. Результаты показывают, что у 10 детей невысокая степень напряжения, у 3 детей средняя степень, и лишь у одного высокая степень напряжения.

Рисунок1. Диаграмма признаков психического напряжения и невротических тенденций.

Однако, как нам представляется, такие данные должны анализироваться с большой долей критичности: в соответствии с описанием методики оценку наличия – отсутствия невротических проявлений осуществляли родители. В их ответах избежать социальной желательности к сожалению не получилось, некоторые авторы создают шкалу лжи, но в нашем опросники ее нет. Социальная желательность ни как просто тенденция отвечать на вопросы социально положительно, а как личностную характеристику, которая определяет поведение человека в социуме. Это объясняется тем, что оценка других людей подвержена большему влиянию пристрастий, стереотипов, отношений. Родители не являются пассивными объектами восприятия других людей, а стараются «подать себя», а в нашем случае «своих детей» в наиболее привлекательном виде, т. е. скрыть одни черты и, наоборот, обратить внимание на другие свои особенности.

Изучение креативности проводилось с учетом основных параметров, выделенных Э. Торренсом: беглости, гибкости, оригинальность. Беглость определялась подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10, гибкость – числом различных категорий ответов, оригинальность – согласно частоте встречаемости одинаковых ответов.

Сложность обработки результатов заключалась в том, что полученные данные сугубо субъективны и рассмотрены с точки зрения исследователя.

Проведя эту диагностику можно сказать, что высшего балла оригинальности ни у кого из детей не обнаружено, следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах, но в нашем случае получилось опровержение гипотезы в отдельных случаях, чем меньше креативность детей, тем выше уровень невротизации, и наоборот.

Рисунок 2.Диаграмма показателей креативности.

Примечательными с этой точки зрения оказались ответы части детей. Мальчик, кавказской национальности, имеющий отставание в психическом развитии, изображал всего две категории рисунков: «это мужчина» и «это буква». Другая девочка, долго размышляя, что же ей нарисовать, по истечению времени, затруднялась дать название рисунку.

Наиболее же частыми, распространенными ответами были: «облако» на стимул №1 и «гроза и молния», «молния» на стимул № 5.

Имея количественные показатели одного и другого психолого-педагогических явлений, мы с помощью методов математической статистики – критерия rs Спирмена – предприняли попытку установления корреляции между степенью невротизации ребенка и уровнем креативности по каждому из параметров.

В результате подсчетов были получены следующие эмпирические значения критерия:

Таблица 1.Эмпирические значения критерия

Параметр креативности Эмпирическое значение критерия

беглость 0,46

гибкость — 0,19

оригинальность 0,77

В соответствии с критическими значениями для данной выборки можно делать вывод о наличии статистически достоверной прямопропорциональной зависимости между степенью невротизации и оригинальностью (p = 0.01), то есть, чем более невротичен ребенок, тем он и более оригинален. Данные результаты представляются интересными, в особенности при условии, что никакой корреляционной зависимости между степенью невротизации и беглостью, гибкостью не выявлено.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Основываясь же на данных исследования, можно говорить о неоднозначности задач в воспитании дошкольника: одновременно развитие воображения и креативности ребенка, наиболее ценным параметром которой является оригинальность, и в то же время содействие нервно-психическому благополучию, снижение невротизации.

Литература

  1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей СПб.: Дельта 1996 с. 480
  3. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство Ч. Ломброзо. Симферополь: Реноме, 1998. 400 с.
  4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. Психологический журнал. 1994 № 6. 38-50с.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997. 240с.
  6. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления. М.: Парус, 2006. 352с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год