Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи |
Психология | |||
Автор: Писарева Татьяна Станиславовна | |||
07.04.2015 09:16 | |||
Учитель-логопед ГБОУ Школы № 2090 СП 5 г. Москвы Писарева Татьяна Станиславовна Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Эмоцию дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности. Играя управляющую роль поведением и деятельностью человека, эмоции выполняют разнообразные функции: защитную, мобилизирующую, переключающую, компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую, которые часто совмещаются друг с другом.
Эмоции защищают нас от опасности, предостерегают от нее. Они способствуют мобилизации сил организма. Под влияние позитивного эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. И, наоборот, под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. Также благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состоянии друг друга и лучше перестраиваться на совместную деятельность и общение. Большое значение в развитии эмоциональной сферы здорового ребенка и ребенка с общим недоразвитием речи играет предупреждение негативных переживаний, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к развитию эмоционального неблагополучия, к формированию отрицательных черт характера. Появившись под влиянием определенных причин отрицательные эмоции дезорганизуют психическую деятельность и их общение со сверстниками, что оказывает влияние на весь ход последующего развития ребенка. Такие эмоции могут способствовать образованию негативной жизненной позиции и в конечном итоге вызвать задержки в общем психическом развитии ребенка. Эмоциональные особенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе темпераментом, динамикой отношений. В результате этих воздействий возникают относительно устойчивые формы поведения составляющие, по данным Л.И. Божович (1968 г), основу формирования характера ребенка. Так, свойственные ребенку, положительные эмоциональные реакции (удовольствия, радости, восхищения, симпатии, сострадания и т.п.) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, жизнерадостность, доброжелательность, великодушие, благородство и др. Если же закрепляются отрицательные переживания – раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх и т.п., то при определенных условиях это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.д.
Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство. Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи во многом может затруднять процесс усвоения знаний, умений и навыков. Такие данные указывают на необходимость своевременного выявления уровня эмоциональной сферы детей с ОНР с целью контроля, а при необходимости адекватного применения мер коррекционного и развивающего характера. Мы предлагаем использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях следующие виды заданий и упражнений, направленные на развитие эмоциональной сферы:
Нужно отметить, что наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия, но и вызывают их. Окружающий мир природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно — творческой деятельности детей и художественного восприятия. Этические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое и жизни, искусстве, литературе.
|