Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы детского сада №182 города Новокузнецка»
Психология
Автор: Чурикова Мария Валерьевна Биктимирова Татьяна Владимировна   
30.10.2025 07:38

«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы детского сада №182 города Новокузнецка»«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы детского сада №182 города Новокузнецка»

  • Биктимирова Татьяна Владимировна учитель – дефектолог
  • Чурикова Мария Валерьевна Педагог – психолог

МБ ДОУ «Детский сад № 182» город Новокузнецк

Наш детский сад №182 города Новокузнецка с января 1996 года был перепрофилирован в детский сад компенсирующего вида. Направление деятельности ДОУ: дошкольное образование лиц с ОВЗ. (ограниченные возможности здоровья) Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, по направлению ТПМПК. (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) Это разнородная группа, с неврологическим и ортопедическим характером двигательных расстройств, которая включает различные нарушения: Детский сад посещают дети с (ДЦП, дисплазия тазобедренного сустава, плоско-вальгусная деформация стопы, нарушения осанки, спина бифида и др.)

Скачать конспект

Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности оздоровления, воспитания, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение включает следующие направления.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ является индивидуальное сопровождение ребенка и создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития на всех возрастных ступенях его развития.

Мы хотим представить опыт работы нашего учреждения по реализации психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, от начала поступления ребёнка в ДОУ, показав все важные этапы психолого‑педагогического сопровождения.

В МБДОУ имеется психолого-педагогическая служба сопровождения, которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса.

Формой взаимодействия специалистов в МБДОУ «Детский сад 182» является психолого-педагогический консилиум (его состав утверждается приказом ДОУ) в составе педагога-психолога, учителей-логопедов и учителя-дефектолога. Психолого – педагогический консилиум (ППк) определяет механизм взаимодействия специалистов и потенциал семьи в решении проблем ребенка.

В алгоритм оказания помощи семьям входит, в первую очередь, диагностика и обследование ребенка, педагогическими работниками нашего учреждения. Она проводится 3 раза в год: в начале года (стартовая) в середине года (промежуточная) и в конце года (финальная) в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой. Результаты психолого-педагогической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития обучающихся, а также позволяют определить содержание образовательной работы с ребенком с учетом выявленных образовательных трудностей.

После проведения диагностики каждым специалистом, определяются основные приоритетные направления коррекционной работы, обеспечение специальными условиями и методами реализации, по определению индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), как системы действий всех участников образовательных отношений: специалистов, родителей в процессе включения ребенка в образовательный процесс.

ДОУ помимо дошкольного образования осуществляет, также первичную медико-санитарную помощь детям с ОВЗ. На базе нашего учреждения функционирует медицинский блок, который включает в себя: кабинет физиолечения, кабинет массажа, лечебный кабинет по оказанию консультативной и лечебно-вспомогательной помощи детям. Также с детьми работают квалифицированные врачи — специалисты: невролог; ортопед; офтальмолог, педиатр.

Медицинский персонал в (короткий) обозначенный срок проводит свой мед. осмотр детей. Врач делает назначение процедур. После проведения диагностики педагогическими работниками и обследования мед. персоналом родители на этом этапе становятся главными и активными участниками в решении проблем ребенка. Родители (законные представители) подписывают коллегиальное заключение на проведение коррекционно — развивающей работы с его ребенком.

В дальнейшем мы занимаемся реализацией индивидуального образовательного маршрута ребенка с обязательным вовлечением в процесс родителей.

Наша работа должна проводиться в тесном контакте с родителями. Суть такой работы в ДОУ с родителями заключается в установлении партнёрских отношений с семьями воспитанников, объединении усилий, направленных на развитие и воспитание детей.

Необходимо включать родителей в систему сопровождения через доступные форматы работы с ними. На сегодня, актуальными формами взаимодействия становятся средства виртуального общения.

Так одной из эффективных форм работы с родителями являются мессенджеры. (сферум, мах) Главное преимущество в использовании мессенджеров — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео и иметь обратную связь..

Тесное взаимодействие детского сада и семьи помогает лучше узнать ребёнка и направить общие усилия на его коррекцию и развитие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год