| «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы детского сада №182 города Новокузнецка» |
| Психология | |
| Автор: Чурикова Мария Валерьевна Биктимирова Татьяна Владимировна | |
| 30.10.2025 07:38 | |
|
МБ ДОУ «Детский сад № 182» город Новокузнецк Наш детский сад №182 города Новокузнецка с января 1996 года был перепрофилирован в детский сад компенсирующего вида. Направление деятельности ДОУ: дошкольное образование лиц с ОВЗ. (ограниченные возможности здоровья) Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, по направлению ТПМПК. (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) Это разнородная группа, с неврологическим и ортопедическим характером двигательных расстройств, которая включает различные нарушения: Детский сад посещают дети с (ДЦП, дисплазия тазобедренного сустава, плоско-вальгусная деформация стопы, нарушения осанки, спина бифида и др.) Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности оздоровления, воспитания, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение включает следующие направления. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ является индивидуальное сопровождение ребенка и создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития на всех возрастных ступенях его развития. Мы хотим представить опыт работы нашего учреждения по реализации психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, от начала поступления ребёнка в ДОУ, показав все важные этапы психолого‑педагогического сопровождения. В МБДОУ имеется психолого-педагогическая служба сопровождения, которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Формой взаимодействия специалистов в МБДОУ «Детский сад 182» является психолого-педагогический консилиум (его состав утверждается приказом ДОУ) в составе педагога-психолога, учителей-логопедов и учителя-дефектолога. Психолого – педагогический консилиум (ППк) определяет механизм взаимодействия специалистов и потенциал семьи в решении проблем ребенка. В алгоритм оказания помощи семьям входит, в первую очередь, диагностика и обследование ребенка, педагогическими работниками нашего учреждения. Она проводится 3 раза в год: в начале года (стартовая) в середине года (промежуточная) и в конце года (финальная) в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой. Результаты психолого-педагогической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития обучающихся, а также позволяют определить содержание образовательной работы с ребенком с учетом выявленных образовательных трудностей. После проведения диагностики каждым специалистом, определяются основные приоритетные направления коррекционной работы, обеспечение специальными условиями и методами реализации, по определению индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), как системы действий всех участников образовательных отношений: специалистов, родителей в процессе включения ребенка в образовательный процесс. ДОУ помимо дошкольного образования осуществляет, также первичную медико-санитарную помощь детям с ОВЗ. На базе нашего учреждения функционирует медицинский блок, который включает в себя: кабинет физиолечения, кабинет массажа, лечебный кабинет по оказанию консультативной и лечебно-вспомогательной помощи детям. Также с детьми работают квалифицированные врачи — специалисты: невролог; ортопед; офтальмолог, педиатр. Медицинский персонал в (короткий) обозначенный срок проводит свой мед. осмотр детей. Врач делает назначение процедур. После проведения диагностики педагогическими работниками и обследования мед. персоналом родители на этом этапе становятся главными и активными участниками в решении проблем ребенка. Родители (законные представители) подписывают коллегиальное заключение на проведение коррекционно — развивающей работы с его ребенком. В дальнейшем мы занимаемся реализацией индивидуального образовательного маршрута ребенка с обязательным вовлечением в процесс родителей. Наша работа должна проводиться в тесном контакте с родителями. Суть такой работы в ДОУ с родителями заключается в установлении партнёрских отношений с семьями воспитанников, объединении усилий, направленных на развитие и воспитание детей. Необходимо включать родителей в систему сопровождения через доступные форматы работы с ними. На сегодня, актуальными формами взаимодействия становятся средства виртуального общения. Так одной из эффективных форм работы с родителями являются мессенджеры. (сферум, мах) Главное преимущество в использовании мессенджеров — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео и иметь обратную связь.. Тесное взаимодействие детского сада и семьи помогает лучше узнать ребёнка и направить общие усилия на его коррекцию и развитие.
|



«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы детского сада №182 города Новокузнецка»








