«Комплекс мер, способствующих формированию личностных ресурсов педагогов для профилактики развития эмоционального выгорания (развитие навыков саморегуляции и эмоционального состояния)» |
Психология | |||
Автор: Баляну Дарья Владимировна | |||
27.08.2025 19:50 | |||
Педагогическая встреча по профилактики профессионального выгорания. План-конспект: Цель: познакомить воспитателей с методами и приемами профилактики профессионального выгорания. Задачи:
Содержание: Часть 1. Погружение, создание атмосферы 1. 1. Приветствие. Упражнение «ХЭЛЛО, БОНЖУР»
Цель: упражнение направленно на установление межличностного контакта, создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения в группе. Психолог: «Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами снова поприветствуем друг друга, но необычным и интересным для нас с вами способом! Участники встречи спокойно передвигаясь по залу в разных направлениях должны поприветствовать друг друга на иностранном языке. Перед тем как произнести приветствие, вам нужно установить контакт глазами с соседом и улыбнуться ему. Участников прошу подойти ко мне и вытянуть по одной карточке, на обороте которой написано приветствие на иностранном языке. Ещё попрошу вас самим придумать жест с помощью которого тоже нужно поздороваться.» (Примеры приветствия: США, Великобритания — «Good morning», «Hi»; Италия — «Воn giorno»; Испания — «Buenos dias»; Франция — «Bonjour»; Грузинский — «Gamarjoba») 1. 2. «Птица счастья» Цель: определить эмоциональное состояние педагогов. Психолог: «Волшебные слова поднимают настроение. Сейчас мы узнаем с каким настроением Вы к нам пожаловали.» Из специальной заготовки птицы воспитателям предлагается вытянуть пёрышко любого цвета и оставить себе на память. Интерпретация:
1. 3. «Шумовой круг» Цель: осознание своих эмоций и чувств в проблемной ситуации общения. Психолог: «Уважаемые коллеги сейчас вам нужно разделиться на две группы. Каждой группе выдаётся стихотворение, задача каждой группы после моей команды начать всем вместе громко читать данные стихотворения одновременно. Вашей задачей является то, что помимо своего чтения, вы должны постараться услышать стихотворение, которое читает другая группа. Каждая команда встаёт в круг и по команде психолога начинает читать стихотворения. После того как все закончили читать, психолог: -Молодцы! Остановились! И задаёт вопрос к каждой команде: «Что за стихотворение читала другая группа? Присаживайтесь пожалуйста на свои места. Психолог задаёт общие вопросы: - Какие эмоции вы переживали во время работы над этим заданием? - Было ли для вас затруднительно одновременно читать стихотворение и слушать другую команду? Психолог: — Совершенно нормально, что это упражнение вызывает у вас тревогу и страх неудачи. Подобные чувства часто возникают и на работе. Если их постоянно игнорировать и держать в себе, это может привести к эмоциональному выгоранию. Часть 2. Практическая часть – поиск ресурса 2. 1. Диагностика. Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Капони, Т.Новак). Психолог: — Уважаемые коллеги я вижу, что здесь собрались люди, искренне преданные своему делу. Надеюсь, что профессиональное выгорание вам не грозит. Чтобы оценить ваше текущее состояние я предложу вам ответить на несколько вопросов. Пожалуйста отвечайте только "Да" или "Нет". Ваши ответы конфиденциальны и останутся с вами поэтому прошу вас быть максимально честными. После этого каждый подсчитает количество положительных ответов, и я представлю вам интерпретацию полученных результатов. Зачитывается интерпретация. Психолог: — Сегодня мы познакомим вас с несколькими способами профилактики профессионального выгорания и снятия эмоционального перенапряжения. Эмоциональная устойчивость педагогов зависит во многом от нашего взаимопонимания. Сейчас мы с вами играя потренируемся лучше понимать друг друга. 2. 2. Игровое – упражнение «Пантомима» Психолог: — Предлагаем вам разделиться на две команды по принципу длины волос. Прошу капитанов команд, вытащить задание из «Шкатулочки». Внимание! А сейчас мы будем «снимать короткометражный фильм». Участники молча изображают действия. Задача команд отгадать какое известное стихотворение или песню изобразили соперники. Участники команд молча изображают действия. (Можно подобрать любое короткое всем известное стихотворение или маленькую часть песни). Участники встречи переходят в другую локацию. Психолог: — Мы с вами познакомились, поиграли, раскрепостились и сейчас мы переходим ко второй практической части, и я прошу Вас пройти в спортивный зал для релаксации. 2. 3. Упражнение "Успокаивающее дыхание" Цель: формирование навыков самоконтроля в эмоциональной сфере. Психолог: — «Предлагаем вам освоить эффективную дыхательную технику для борьбы со стрессом в рабочей обстановке. Вы сможете опробовать её прямо сейчас, и это займет всего несколько минут. Освоив правильное дыхание, вы откроете для себя путь к гармонии, спокойствию, внутреннему равновесию, улучшению сна и, как результат, к более долгой и здоровой жизни.» Инструкция: «Примите удобное положение. Положите руки на живот и на грудь. Вдохните глубоко и медленно за 4 секунды: сначала живот, затем грудная клетка. Полное наполнение воздухом происходит на счет "три-четыре". Задержите дыхание на 2 секунды. Выдохните плавно и долго, в течение 8 секунд, ощущая, как сдувается сначала живот, а затем грудная клетка. Давайте повторим упражнение еще 2 раза.» (1 минута). 2. 4. Медитация антистресс (аудио запись) Психолог: — «Наверняка многие из вас знают, что такое медитация. Недавние научные данные подтверждают, что регулярная практика медитации положительно влияет на наше самочувствие и даже на работу мозга, улучшая наши мыслительные способности. Медитация помогает справиться с тревогой, стать более устойчивым к стрессовым событиям и снять внутреннее напряжение. Мы приглашаем вас попробовать одну из техник. Важно понимать, что медитация требует практики и первые попытки могут не принести ожидаемого результата. Занимайте пожалуйста удобные места, либо стулья, либо маты, соблюдайте пожалуйста тишину, во время сеанса не должно быть разговоров и лишних движений.» Включается аудиозапись медитации. После прослушивания психолог спрашивает: — «Как ваше самочувствие?» Психолог: — «Теперь уважаемые коллеги! Предлагаем вам ознакомиться со следующими локациями и выбрать ту которая вам подходит:
Локации размещены в музыкальном зале. 2. 5. Цветотерапия Цветотерапия относится к популярным направлениям психотерапии. Практикующие психологи и даже целые клиники сегодня все чаще прибегают к этому методу лечения при самых разнообразных паталогических состояниях. Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX в Знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В средние века знаменитый Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом. Научное обоснование использование цвета получило в середине XIX в., благодаря опытам французского астронома Фларимона. Он исследовал влияние цвета на растения. В России тоже был ученый, который внес свой вклад в теорию цветотерапии. Это известный психоневролог В.М. Бехтерев. Он установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, а синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длинна волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работает» на определенной электромагнитной частоте, изменение этой частоты приводит к изменениям в функционировании органа. Применение цветотерапии в домашних условиях:
Но цвет не только лечит, он может и навредить, если его применять неправильно. Противопоказанием к применению следующих цветов являются:
2. 6. Фитотерапия Фитотерапия – это подход к лечению, основанный на использовании растительных препаратов. Эти препараты содержат концентрированные комплексы активных веществ, полученных из растений. Настой ромашки известен своими успокаивающим действием, способствуя засыпанию, облегчая головные боли и мигрени, а также снимая дневное напряжение и способствуя релаксации. Мелисса обладает успокаивающим эффектом, не вызывая при этом сонливости. Рекомендуется принимать настой 2-4 раза в день по стакану. Это способствует как снятию нервного напряжения, так и общему укреплению организма. Душица – помогает справляться с повышенной раздражительностью, особенно у женщин в период предменструального синдрома. Мятный чай обладает расслабляющим и тонизирующим эффектом, способствуя улучшению эмоционального состояния и снятию усталости. Иван-чай помогает справиться с нервным напряжением, укрепляет защитные силы организма и облегчает головные боли. Особенно полезен он может быть для людей, склонных к эмоциональной восприимчивости и переживаниям. 2. 7. Аромотерапия Хотя ароматерапия в целом считается безопасной, существуют определенные состояния и ощущение организма при которых её применение не рекомендуется. Перед началом сеансов ароматерапии настоятельно советуем проконсультироваться с врачом. К основным противопоказаниям относятся:
Эфирные масла чаще всего используются в следующих целях: для принятия ванн и посещения бань, проведения массажей, ингаляций, обогащение косметических средств, а также для ароматерапии с использованием специальных ламп и камней, и в аромакулонах. Приводится таблица с действующими эффектами на организм каждого эфирного масла. Часть 3. Заключение Психолог: — «Уважаемые педагоги! Мы переходим с вами к заключительной части нашей встречи рефлексии и просим Вас выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и написать ваши впечатления и возможно рекомендации от пройденного мероприятия! Спасибо!
|