Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Ранняя помощь и поддержка семьи особого ребенка
Психология
Автор: Ожерельева Наталья Юрьевна   
02.09.2025 16:18

Ранняя помощь и поддержка семьи особого ребенкаРанняя помощь и поддержка семьи особого ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

педагог – психолог Ожерельева Наталья Юрьевна Аннотация

Статья посвящена важности ранней помощи и поддержки семей особых детей.

Цель исследования — изучение влияния ранней диагностики и комплексной коррекционной работы на успешную адаптацию ребёнка с особенностями развития.

Методом работы является диагностико — коррекционное сопровождение семей и внедрение индивидуальных маршрутов развития ребёнка.

 

Ключевые слова: дети с особыми потребностями, ранняя помощь, коррекционная педагогика, семья, родительская поддержка, индивидуализация, эмоциональное благополучие, профессиональное сопровождение.

Детские сады сегодня — это пространство, где малыш проводит значительную часть своего времени, учится общаться, познавать мир и приобретать навыки, необходимые для жизни в обществе. Дети с особыми образовательными потребностями (дети с диагнозами, заболеваниями, отставаниями в развитии) нуждаются в дополнительном внимании и поддержке. Именно поэтому важнейшую роль играет работа педагога-психолога (ДОУ), направленная на обеспечение ранней помощи и поддержку семей таких детей.

Сегодня особую ценность приобретают идеи Льва Семёновича Выготского о раннем возрасте как фундаментальной основе будущей жизни. Ребенок с самого раннего детства усваивает огромное количество информации, формируются основы личности, закладывается будущее благополучие. Поэтому вовремя оказанная помощь способна предупредить негативные последствия и повысить качество жизни детей с особыми потребностями.

Что такое ранняя помощь? Ранняя помощь — это совокупность профилактических, лечебных, педагогических и психологических действий, направленных на удовлетворение особых потребностей ребенка с ограничениями здоровья и поддержку его семьи. Принципы ранней помощи предполагают индивидуальный подход, интегративный подход и партнерство с семьей.

Кто нуждается в ранней помощи? Дети с различными видами ограничений здоровья (физическими, умственными, эмоциональными), страдающие хроническими заболеваниями, имеющие отклонения в развитии (задержка психического развития, нарушения речи, расстройства аутистического спектра и т.д.).

Своевременная диагностика и начало коррекционной работы играют огромную роль в дальнейшем развитии ребенка. Согласно современным научным представлениям, мозг младенца развивается наиболее интенсивно в первые годы жизни, и вмешательство в этот период может дать колоссальные результаты. Особенно актуально это для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психоречевого развития и иными проблемами.

Главная цель ранней помощи — предотвратить вторичную инвалидизацию, развить компенсаторные механизмы и интегрировать ребенка в общество. Для этого используются разнообразные методы и приемы, основанные на междисциплинарном подходе. Специалисты разного профиля (психологи, неврологи, физиотерапевты, логопеды и социальные работники) работают сообща, стремясь поддержать развитие маленького пациента во всех сферах.

Задачи педагога-психолога ДОУ:

Педагог-психолог ДОУ осуществляет ряд важнейших функций:

  • выявление детей с признаками риска задержки развития;
  • диагностика развития ребенка и составление рекомендаций;
  • организация работы по коррекции и развитию способностей;
  • психологическое просвещение родителей и обучение их приемам взаимодействия с ребенком;
  • консультирование коллег и специалистов ДОУ по вопросам работы с детьми с особыми потребностями.

Формы и методы работы педагога-психолога:

Основными формами работы педагога-психолога являются:

  • индивидуальные и групповые занятия с детьми;
  • просветительские мероприятия для родителей (лекции, семинары, консультации);
  • обсуждение индивидуальных маршрутов развития ребенка;
  • сотрудничество с медицинскими работниками и специалистами смежных областей.

Одной из центральных задач педагога-психолога является налаживание конструктивных взаимоотношений с семьей. Часто родители таких детей переживают стрессовое состояние, испытывают чувства тревоги и бессилия. Задача педагога-психолога — устранить напряжение, построить доверительные отношения с родителями и убедить их в том, что существующие трудности преодолимы.

Благодаря своевременной и целенаправленной помощи удается предотвратить осложнения в развитии ребенка, повысить его социальную активность, уменьшить риск осложнений физического и психоэмоционального характера, укрепить семейные связи и улучшить общее самочувствие семьи.

Заключение

В заключение хочется отметить, что деятельность педагога-психолога ДОУ служит основой для обеспечения достойного будущего детей с особыми потребностями. Постоянное саморазвитие, активное участие в научных конференциях и мероприятиях способствуют профессиональному росту и повышению квалификации. Способность педагога-психолога видеть уникальность каждого ребенка, заботиться о благополучии его семьи и помогать раскрывать скрытый потенциал ребенка — главная ценность и миссия нашего благородного призвания

Список источников

  1. Белова Н.В. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учеб. -метод. пособие / Н.В. Белова. — Москва: Владос, 2020. — 240 с.;
  2. Бороздина Г.В. Особенности взаимодействия педагогов-психологов с семьями детей-инвалидов // Вопросы психологии. — 2021. — № 4. — С. 110-117;
  3. Галактионова Т.Г. Интеграция детей с инвалидностью в дошкольные образовательные учреждения: теория и практика / Т.Г. Галактионова. — Екатеринбург: УрФУ, 2020. — 180 с.;
  4. Иванова А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с нарушениями аутистического спектра: дис. … канд. психол. наук / А.Ю. Иванова. — Новосибирск, 2023. — 165 с.;
  5. Морозова Е.Н. Комплексный подход к сопровождению семей с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Образование». — 2021. — Т. 36. — № 1. — С. 68–76.;
  6. Петрова В.Г. Воспитание и развитие детей с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / В.Г. Петрова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 160 с.;
  7. Смирнова А.Л. Участие семьи в процессе реабилитации детей с двигательными нарушениями // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3. — С. 112–119.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год