Ранняя помощь и поддержка семьи особого ребенка |
Психология | |
Автор: Ожерельева Наталья Юрьевна | |
02.09.2025 16:18 | |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области» педагог – психолог Ожерельева Наталья Юрьевна Аннотация Статья посвящена важности ранней помощи и поддержки семей особых детей. Цель исследования — изучение влияния ранней диагностики и комплексной коррекционной работы на успешную адаптацию ребёнка с особенностями развития. Методом работы является диагностико — коррекционное сопровождение семей и внедрение индивидуальных маршрутов развития ребёнка.
Ключевые слова: дети с особыми потребностями, ранняя помощь, коррекционная педагогика, семья, родительская поддержка, индивидуализация, эмоциональное благополучие, профессиональное сопровождение. Детские сады сегодня — это пространство, где малыш проводит значительную часть своего времени, учится общаться, познавать мир и приобретать навыки, необходимые для жизни в обществе. Дети с особыми образовательными потребностями (дети с диагнозами, заболеваниями, отставаниями в развитии) нуждаются в дополнительном внимании и поддержке. Именно поэтому важнейшую роль играет работа педагога-психолога (ДОУ), направленная на обеспечение ранней помощи и поддержку семей таких детей. Сегодня особую ценность приобретают идеи Льва Семёновича Выготского о раннем возрасте как фундаментальной основе будущей жизни. Ребенок с самого раннего детства усваивает огромное количество информации, формируются основы личности, закладывается будущее благополучие. Поэтому вовремя оказанная помощь способна предупредить негативные последствия и повысить качество жизни детей с особыми потребностями. Что такое ранняя помощь? Ранняя помощь — это совокупность профилактических, лечебных, педагогических и психологических действий, направленных на удовлетворение особых потребностей ребенка с ограничениями здоровья и поддержку его семьи. Принципы ранней помощи предполагают индивидуальный подход, интегративный подход и партнерство с семьей. Кто нуждается в ранней помощи? Дети с различными видами ограничений здоровья (физическими, умственными, эмоциональными), страдающие хроническими заболеваниями, имеющие отклонения в развитии (задержка психического развития, нарушения речи, расстройства аутистического спектра и т.д.). Своевременная диагностика и начало коррекционной работы играют огромную роль в дальнейшем развитии ребенка. Согласно современным научным представлениям, мозг младенца развивается наиболее интенсивно в первые годы жизни, и вмешательство в этот период может дать колоссальные результаты. Особенно актуально это для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психоречевого развития и иными проблемами. Главная цель ранней помощи — предотвратить вторичную инвалидизацию, развить компенсаторные механизмы и интегрировать ребенка в общество. Для этого используются разнообразные методы и приемы, основанные на междисциплинарном подходе. Специалисты разного профиля (психологи, неврологи, физиотерапевты, логопеды и социальные работники) работают сообща, стремясь поддержать развитие маленького пациента во всех сферах. Задачи педагога-психолога ДОУ: Педагог-психолог ДОУ осуществляет ряд важнейших функций:
Формы и методы работы педагога-психолога: Основными формами работы педагога-психолога являются:
Одной из центральных задач педагога-психолога является налаживание конструктивных взаимоотношений с семьей. Часто родители таких детей переживают стрессовое состояние, испытывают чувства тревоги и бессилия. Задача педагога-психолога — устранить напряжение, построить доверительные отношения с родителями и убедить их в том, что существующие трудности преодолимы. Благодаря своевременной и целенаправленной помощи удается предотвратить осложнения в развитии ребенка, повысить его социальную активность, уменьшить риск осложнений физического и психоэмоционального характера, укрепить семейные связи и улучшить общее самочувствие семьи. Заключение В заключение хочется отметить, что деятельность педагога-психолога ДОУ служит основой для обеспечения достойного будущего детей с особыми потребностями. Постоянное саморазвитие, активное участие в научных конференциях и мероприятиях способствуют профессиональному росту и повышению квалификации. Способность педагога-психолога видеть уникальность каждого ребенка, заботиться о благополучии его семьи и помогать раскрывать скрытый потенциал ребенка — главная ценность и миссия нашего благородного призвания Список источников
|