Тренинг для родителей «Открывая двери в детство» |
Психология | |||
Автор: Камардина Вероника Александровна | |||
09.05.2025 17:45 | |||
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений. Задачи:
Материалы: лента, мяч, корзинка, рисунок солнца, памятка, фломастеры, листы А4, столы. Ход тренинга 1. «Оргмомент, психонастрой». Психолог: Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Благодарю, что пришли на эту встречу, которая называется «Открывая двери в детство» Наверное никто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей». Для этого мы поучаствуем с вами в упражнениях, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка. Я надеюсь, что вы будете еще лучше понимать своего ребенка, более трепетно относиться к переживаниям своего ребенка и еще больше понимать интересы ребенка.
Для начала, я хотела бы чтобы мы с вами познакомились немного ближе. Для этого я попрошу Вас рассказать о вашем имени или фамилии, что-нибудь интересное. Например, вы знаете, что ваше имя значит, или в честь кого или почему вас так назвали. 1. Упражнение «Значение имени» Психолог: Чтобы познакомиться еще чуть-чуть поближе, я предлагаю сейчас всем встать. И я буду говорить утверждение, а вы если понимаете, что оно относиться к вам, то делаете шаг вперед и меняетесь местами с человеком, который тоже вышел. 2. Упражнение «У кого…»
Психолог: Мы опять можем обнаружить, что в чём-то мы отличаемся, но сколько общего есть у нас с вами. Приступим к следующему упражнению. Я буду кидать вам мяч, и задавать вопрос, вы должны быстро не задумываясь на него ответить. 3. Упражнение с мячом «Продолжи фразу»
Психолог: Вы действительно обожаете и хорошо знаете своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек. Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе. 4. Упражнение «Линия жизни» Сейчас мы с вами проведём следующее упражнение, его можно назвать «Линия жизни». Вы помните, что одним из важных качеств, которые помогут ребёнку в жизни является уверенность. Я обозначу ленточкой некоторую линию, так называемую линию жизни, по которой пойдёт наш ребёнок. Кто-то из вас сейчас побудет ребёнком и попробует пройти по этой линии. Для этого у меня есть фразы в корзинке, которые родители часто используют при общении со своими детьми или фразы, которые могут формулировать сами дети. вы будете их зачитывать и мы с вами вместе будем решать, поможет эта фраза пройти ребёнку вперёд, и он сделает шаг вперёд, или эта фраза затормозит его, или он сделает шаг назад. Итак, начинаем.
Психолог: Уважаемые родители, а теперь я предлагаю подумать, какие фразы могут посеять в ребёнке сомнение, что я какой-то не такой, со мной что-то не так? Про что они могут быть? Что несут в себе, какой посыл? Итак, что может посеять сомнения и неуверенность в ребёнке:
Например, сравнение с остальными детьми, показывает ребёнку, что ему надо ориентироваться не на себя, свои желания и стремления, а соотносить, то, что он делает с каким-то внешним образцом. Или частые пристыживания, также могут сделать ребёнка робким и неуверенным, он будет чувствовать, что с ним что-то не так. Частые негативные оценки, отсутствие видения того, что положительного, нового, важного для своего опыта, сделал ребёнок, делает его сомневающимся, тревожным, трусливым, сильно эмоционально переживающим и часто болеющим. Когда мы многое решаем за ребёнка и даже не даём ему проговаривать про свои желания и намерения, также не способствует развитию его уверенности, смелости, решительности и социальной активности. Вспомните, как часто в нашем детстве звучали фразы, которые заставляли нас делать шаг назад. По неопытности и неумению наши родители говорили фразы, которые сеяли в нас сомнения про нас же самих. Психолог: А теперь предлагаю переместиться за столы, и выполнить следующие упражнения там. 5. Упражнение «Рисование не рабочей рукой» Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае. Я предлагаю написать левой рукой, если вы правша, фразу «Я люблю своего ребёнка». Психолог: Какие у вас ощущения, когда вы выполняете новую непривычную задачу. Возникают некоторые затруднения и обычно усилий надо прилагать больше. А у наших детей таких задач очень много, например, когда осваивают что-то новое, учатся кататься на велосипеде, учатся выводить новую цифру, учатся работать по клеткам, складывают буквы в слова и т.д. А теперь нарисуйте левой рукой разные абстрактные линии, поищите очертание какого-нибудь предмета и раскрасьте его тоже левой рукой. Это тоже опыт освоения новой задачи, а ещё вы можете порисовать также с ребёнком дома. Он будет рисовать своей рабочей рукой, а вы не рабочей. Или, когда ребёнок учится писать цифры или буквы, пишите вместе с ним на своём листе, но левой рукой. Вы можете сказать: «Я тоже сегодня буду учиться писать буквы своей левой рукой, я ведь никогда не писала ей, и мы вместе будем стараться, чтобы у нас получалось правильно и аккуратно». Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, Психолог: У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться. 6. Упражнение «Солнце любви» Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. В завершении я хотела бы раздать Вам маленькие памятки советы, как общаться с ребенком (Приложение 1). Рефлексия Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие. Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких! До новых встреч! Приложение 1.
|