Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Родителем быть хорошо» |
Психология | |||
Автор: Кобзарь Марина Александровна Клекнер Любовь Валерьевна | |||
30.12.2024 15:45 | |||
Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Родителем быть хорошо»
Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-14 человек. Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры), шаблоны цветка. Время: 1-1, 5 часа. Место проведения: музыкальный зал. Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка). Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бейджики, чтобы все знали, как к вам обращаться. Тема сегодняшнего семинара-практикума: «Родителем быть хорошо». Целью семинара-практикума является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия. Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. Знакомство. Упражнение «Давайте познакомимся» Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы. Называем свое имя. Как Вас ласково называли в детстве родители и перебрасываем мячик кому хотим, следующий так же называет свое имя и так далее. Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания? Давайте продолжим наше знакомство, упражнение «Разминка» Предлагаем Вам выполнить действие, если Вам подходит условии:
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас? Основная часть Ведущий. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительстве. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек. Взаимодействие с родителями в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) становится все более актуальным в связи с изменениями в системе образования и внедрением новых стандартов. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями. Важно выстроить доверительные отношения с родителями, так как дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир глазами родителей. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования выделены главные цели взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации с семьями обучающихся дошкольного возраста:
Вся деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
С целью реализации основных задач, по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста в свою работу мы выстраиваем по направлениям: *диагностико — аналитическое направление реализуется через опросы, тестирования, анкетирования, «почтовый ящик» педагогической беседы с родителями; * просветительское и консультативное реализуется через групповые родительские собрания, семинары – практикумы, тренинги, консультации, родительские клубы и другие информационные проекты. Используем интернет-технологии сайт детского сада и верифицированные группы в социальных сетях ВКонтакте и Telegram [1]. В нашу профессиональную деятельность, как педагогов-психологов включены практические занятия в рамках родительских собраний, семинаров- практикумов с элементами тренинга с целью способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные эмоции, связанные с детьми; снять эмоциональное напряжение. Упражнение «Ассоциации» Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах. Инструкция: группа делится на 2 команды.
Обсуждение. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать». Предлагаем вашему вниманию посмотреть видеоролик (автор видеоролика Алиса Пашкова) «Счастье – это просто» [3]. Рефлексия.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви. Упражнение «Цветок любви» Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения. Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Каждый участник берет шаблон цветка, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лепестке необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свой «Цветок любви» и зачитывают то, что написали. Рефлексия: — Было трудно? - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? - Легко ли Вам было заполнять? Почему? Предлагаю вам взять этот цветок домой, пусть он согреет сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Упражнение «Сквозь кольцо» Цель: создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность. Описание упражнения: Участникам встать в круг, взяться за руки; одному из участников дается гимнастический обруч. Задача участников – под музыку, не размыкая рук, «просочиться» по одному через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось у того участника, с которого началось упражнение. Обсуждение: что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? Психологические новости В последние годы было несколько исследований, утверждающих, что все трудности родительства значительно перевешивают приятные моменты. «Вот! Я так и знал», — втайне подумали многие родители. Не торопитесь с выводами! Новейшее исследование показывает, что в среднем родители ежедневно чувствуют себя лучше и получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких-либо других занятий (Nelson et al., 2013) [2]. Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми. В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей. Взаимодействие родителей и педагогов детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Но у нас одна цель – сделать ребенка счастливым, здоровым, уверенно шагающим по жизни человеком. Рефлексия Наша встреча подходит к концу, давайте с Вами подумаем над фразой «Родителем быть хорошо…» Цель: создание положительного настроя, расширить представления родителей о родительстве. Каждый участник встречи постарается найти ответ. Какие чувства испытываете сейчас? Ваш путь по дороге «родительства» не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути! До новых встреч! Библиографический список 1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 №1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28. 12. 2022 № 71847). 2. http: //pss. sagepub. com/content/24/1/3 Электронный журнал Psyholodical Science, January 23, 2013 In Defense of Parenthood: Children Are Associated With More Joy Than Misery S. Katherine Nelson, Kostadin Kushlev, Tammy English, Elizabeth W. Dunn, с.3-10. 3. https: //vk. com/wall-198880905_1665
|