Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста» |
Психология | |||
Автор: Суркова Марина Валентиновна | |||
18.12.2024 13:48 | |||
Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста» Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативу. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых причин. Это отрицательная особенность поведения ребенка, и выражается в необоснованном противодействии к просьбам, советам, требованию взрослых. Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно может порождать детскую лживость, привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Такие проявления в дошкольном возрасте, из активных состояний переходят в хронические, и возникает начальная стадия педагогической запущенности. Детское упрямство — это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие. Взрослые сталкиваются с серьезными трудностями, как в общении, так и в воспитании. В результате возникают небольшие разногласия, которые можно было решить мирным путем, но они перерастают в конфликт, из-за которого страдают и родители и ребенок.
По мнению психологов, главной причиной проявления упрямства у детей в этот период, не желание делать и выполнять то о чем просят родители, чего хотят родители, чего они от него ждут, является родительская гиперопека. Некоторые дети, так нам кажется, будто созданы изводить своих родителей своим диким упрямством. Стоит задуматься, а всегда упрямство- это отрицательная черта ребенка? Некоторые дети своим упрямством показывают свое желание сделать что-то самостоятельно, отстоять свои мысли и убеждения, свои собственные идеи. Советы родителям во время приступа упрямства ребенка. Когда начинается приступ упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, который вызывает стресс. Дети что есть мочи, бросаются на пол, размахивают руками, брыкаются ногами и топают, кричат, пока у них не перехватит дыхание, а немного отдышавшись, снова начинают истерить и капризничать. - Не придавайте большого значения и не обращайте внимание на упрямство. - Не отходите далеко во время приступа от ребенка будьте рядом с малышом и дайте ему ощутить, понять, что понимаете, как он страдает, как ему плохо. - В ходе приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они не владеют собой, организм выходит из — под контроля зачастую увидев такое, родители сильно пугаются, впадают в панику, но все это не так страшно, как может показаться. Дыхание ребенка очень быстро восстанавливается, надо наложить на лоб мокрое или смоченное водой полотенце. - Поэтому если вы сказали «нет», придерживайтесь и в дальнейшем этого мнения. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что- то взамен. - Не сдавайтесь и не отчаивайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка случился в общественном месте. Стоит – взять его за руку и увести оттуда. - Родителям необходимо уметь давать указания детям авторитетно, соблюдаятвердость и серьезность тона, быть справедливыми, последовательными в своих требованиях, если порой родителям, даже если и не хватает терпения. 2 - Затем родителям необходимо запастись большим терпением – очень важно справляться с приступами агрессии, когда малыш начинает вас испытывать на «прочность». - Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, неустанно повторяйте своему ребенку, что у него много разных достоинств. - Никогда не унижайте, не оскорбляйте своего ребенка. - Хвалите своих детей не только в семейном кругу, но и в присутствии посторонних людей, ребенок будет чувствовать свою значимость, у него возникнет желание сделать что-то такое, что удивит и обрадует родителей. - Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. Уделяйте внимание своему ребёнку не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Вы мудрее его, помогите ребёнку справиться с самим собой, основываясь в своём поведении на трёх принципах: попытаться понять ребёнка, обозначить пределы допустимого, проявить сочувствие к нему. Капризы– это действия, которые лишены разумного основания и выступают как форма самозащиты ребенка. Проявление капризовв желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, в недовольстве, раздражительности, плаче в перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Советы Родителям: -Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом, из жалости или желании понравиться. -Надо хвалить за хороший поступок, за совершенное действие, за помощь, которую взрослый не просил.
-Позволяйте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. -Поручайте ему посильные дело, чтобы он понимал, если не справится, то подведет не только себя, но и взрослого, который в него поверил. -Родители часто не знают, что дети способны на большее, покажите ему, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось. Дети хотят быть хорошими и гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнение.
-Спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного. 3 Причины появления капризов:
4 9. Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня"). 10. Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного"). Капризы могут носить случайный, эпизодический характер (например при эмоциональном перенапряжении или физическом недомогании, как реакция раздражения на препятствие, запрет). Вместе с тем, капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно близкими взрослыми) как средство достижения своих желаний и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. 7 правил наказания:
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного, недостающую часть, которую он посчитает нужным и правильным для своего ребенка тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. 5
|