Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста»
Психология
Автор: Суркова Марина Валентиновна   
18.12.2024 13:48

Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Капризы и Упрямство детей дошкольного возраста»

Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативу. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых причин. Это отрицательная особенность поведения ребенка, и выражается в необоснованном противодействии к просьбам, советам, требованию взрослых.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно может порождать детскую лживость, привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Такие проявления в дошкольном возрасте, из активных состояний переходят в хронические, и возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Детское упрямство — это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие.

Взрослые сталкиваются с серьезными трудностями, как в общении, так и в воспитании. В результате возникают небольшие разногласия, которые можно было решить мирным путем, но они перерастают в конфликт, из-за которого страдают и родители и ребенок.

 

По мнению психологов, главной причиной проявления упрямства у детей в этот период, не желание делать и выполнять то о чем просят родители, чего хотят родители, чего они от него ждут, является родительская гиперопека.

Некоторые дети, так нам кажется, будто созданы изводить своих родителей своим диким упрямством. Стоит задуматься, а всегда упрямство- это отрицательная черта ребенка? Некоторые дети своим упрямством показывают свое желание сделать что-то самостоятельно, отстоять свои мысли и убеждения, свои собственные идеи.

Советы родителям во время приступа упрямства ребенка.

Когда начинается приступ упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, который вызывает стресс. Дети что есть мочи, бросаются на пол, размахивают руками, брыкаются ногами и топают, кричат, пока у них не перехватит дыхание, а немного отдышавшись, снова начинают истерить и капризничать.

- Не придавайте большого значения и не обращайте внимание на упрямство.

- Не отходите далеко во время приступа от ребенка будьте рядом с малышом и дайте ему ощутить, понять, что понимаете, как он страдает, как ему плохо.

- В ходе приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они не владеют собой, организм выходит из — под контроля зачастую увидев такое, родители сильно пугаются, впадают в панику, но все это не так страшно, как может показаться. Дыхание ребенка очень быстро восстанавливается, надо наложить на лоб мокрое или смоченное водой полотенце.

- Поэтому если вы сказали «нет», придерживайтесь и в дальнейшем этого мнения. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что- то взамен.

- Не сдавайтесь и не отчаивайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка случился в общественном месте. Стоит – взять его за руку и увести оттуда.

- Родителям необходимо уметь давать указания детям авторитетно, соблюдаятвердость и серьезность тона, быть справедливыми, последовательными в своих требованиях, если порой родителям, даже если и не хватает терпения.

2

- Затем родителям необходимо запастись большим терпением – очень важно справляться с приступами агрессии, когда малыш начинает вас испытывать на «прочность».

- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, неустанно повторяйте своему ребенку, что у него много разных достоинств.

- Никогда не унижайте, не оскорбляйте своего ребенка.

- Хвалите своих детей не только в семейном кругу, но и в присутствии посторонних людей, ребенок будет чувствовать свою значимость, у него возникнет желание сделать что-то такое, что удивит и обрадует родителей.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. Уделяйте внимание своему ребёнку не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший».

Вы мудрее его, помогите ребёнку справиться с самим собой, основываясь в своём поведении на трёх принципах: попытаться понять ребёнка, обозначить пределы допустимого, проявить сочувствие к нему.

Капризы– это действия, которые лишены разумного основания и выступают как форма самозащиты ребенка.

Проявление капризовв желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, в недовольстве, раздражительности, плаче в перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Советы Родителям:

-Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом, из жалости или желании понравиться.

-Надо хвалить за хороший поступок, за совершенное действие, за помощь, которую взрослый не просил.

  • Ребенок должен ощущать себя равноправным членом семьи, должен знать, что в нем нуждаются

-Позволяйте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе.

-Поручайте ему посильные дело, чтобы он понимал, если не справится, то подведет не только себя, но и взрослого, который в него поверил.

-Родители часто не знают, что дети способны на большее, покажите ему, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось. Дети хотят быть хорошими и гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнение.

  • Последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом – не должна следовать уступка

-Спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного.

3

Причины появления капризов:

  1. Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
  2. Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
  3. Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
  4. Признак или следствие физического недомогания. Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме. Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.
  5. Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
  6. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
  7. Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений. Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»
  8. Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.

4

9. Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня").

10. Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Капризы могут носить случайный, эпизодический характер (например при эмоциональном перенапряжении или физическом недомогании, как реакция раздражения на препятствие, запрет). Вместе с тем, капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно близкими взрослыми) как средство достижения своих желаний и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера.

7 правил наказания:

  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
  • За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  • Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  • Надо наказывать и вскоре прощать.
  • Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  • Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного, недостающую часть, которую он посчитает нужным и правильным для своего ребенка тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

5

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год