Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Эмоциональное развитие
Психология
Автор: Иваненко Ксения Васильевна   
08.12.2009 11:16

Эмоциональное развитие

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

Обычно дошкольники и очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Но есть и такие дети которые часто стоят в стороне, робеют, не решаются по-дойти к сверстникам, пугаются взрослых, недоверчивы и застенчивы. Ничуть не легче и с детьми которые все время дерутся, обижают, спорят, мешают играть.

 

Трудности во взаимоотношениях возникают не-редко, это нормально, но стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Необходимо наблюдать и беседовать со своими воспитанниками, расспрашивать их о том с кем они хотят или не хотят дружить, умеют ли они договариваться между собой, почему иногда не получается договориться, найти. Насторожить могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры.

Наша задач а, как педагогов, ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказок, историй. Ре6е-нок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей — это здорово!

Следующие игры научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников.

Некоторые упражнения воспитатели могут выполнять в индивидуальном порядке.

Клубочек

(для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубо-чек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например:, Что ты сейчас хочешь делать?,, а затем задает свой следующему иг-року. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похо-жа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняю-щемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, под-сказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть де-тей, испытывающих затруднения в общении — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Ветер дует на...

(для детей 5-10 лет))

Со словами ведущий начинает игру. Чтобы участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: — все светловолосые собираются в одну кучу.,,, и т.п.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Найди друга

(для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между взрослыми и детьми. Одной половине завязывают гла-за, дают возможность походить по помещению и предл-гают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Утка, утка... гусь

(для детей с 4 лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий -внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать:, а затем снова броситься к свободному месту.

Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли гуся. Слова приветствия произносятся громко и отчетливо, а движения реверанса должны выполняться не на бегу.

Сочиним историю

(для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю:, а сле-дующий участник продолжает и так далее по кругу. Ко-гда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмыс-ленным, и упражнение продолжается.

Дракон

(для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи.

Первый участник — голова, последний — хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той или другой роли.

Дотронься до...

(для детей с 5 лет))

Все играющие одеты по-разному. Ведущий вы-крикивает: Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участни-ков в одежде что-то синее и дотронуться до этого цве-та. Цвета периодически меняются, кто не успел — ве-дущий.

Замечание. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА СНЯТИЕ СТРАХОВ И

ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

У некоторых дошкольников проявляется страх. Одним дети не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, цепенеют при виде комарика. Кто-то боится злой Бабы-яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности на-ходятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности неуверенности в себе.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и дру-гие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.) не является однозначно опасным и для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и выстраивает поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Тепличные же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого ребенка.

На самом деле ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что взрослые не собираются перекладывать на его плечи заботу о безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Наша задача — не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в уголки детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, поиграйте с ним. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами нам не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

Мышь и мышеловка

(для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих — 5-6 чело-век. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка или сеть. Мышонок в — кругу. Его задача — всеми возможными способа-ми вылезти из мышеловки: отыскать дыру, уго-ворить кого-то, раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся си-туации.

Взрослый следит, чтобы ноги мышеловки не пинались, не делали больно мышонку.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не мо-жет выбраться, он регулирует ситуацию, например:.

Кораблик

(для детей с 5 лет))

Необходимо небольшое одеяло. Количество игра-ющих — минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 — 6 детей. Одеяло — это корабль, красивый парусник. Дети — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану зада-чу — быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду:,,, чтобы спасти корабль и матросов. Затем ма-тросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: качка усиливается. Капитану напоминают о его зада-че. Как только он громким голосом прокричит коман-ды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

Неваляшка

(для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников — 3 челове-ка, желательно один взрос-лый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг кдругу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глаза-ми. Ему дается команда: Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ре-бенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение. Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Гармоничный танец

(для детей с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза. Встают друг против друга, при-касаются легко ладонями. Звучит медленная музыка.

Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Предупреждение. Не допускайте смены ролей, то есть ве-домый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому вы-полнять упражнение сначала с открытыми глазами.

Необычное сражение

(для детей с 5 лет)

Количество участников — не менее 2-х человек.

В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее вы-сохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящей битве обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание. Объясните, что попадание мячом или шишкой -это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ

И ОСЛАБЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка -большое родительское огорчение, угроза благополу-чию детского коллектива,, и несча-стное существо: его никто не понимает, не хочет при-ласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгу-сток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, что-бы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведе-ние часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не вы-ведет взрослого из себя и не услышит крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм выхода психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроение окружающих. Поэтому не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть пере-дачи про катастрофы и фильмы, про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в в.

Необходимо понять, что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

  • . Минуты тишины и минуты

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в группе будут минуты тишины. Дети должен вести себя тихо, спокойно играть, ри-совать, конструировать. Но иногда у вас будет минуты, когда детям разрешается делать все: прыгать, кричать, и т. д.

Замечание. Минуты можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными.

Ругаемся овощами

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими сло-вами, а... овощами:,,, и т. д.

Замечание. Прежде чем поругать и назвать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Нет! Да!

(для детей с 5 лет)

Дети свободно бегают по помещению и громко--громко кричат:, Встречаясь, заглядыва-ют в глаза друг другу и еще громче кричат:,

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже:, заглядывая друг другу в глаза.

Курицы и петух

На скамейке — тесно сидят, крепко уцепившись ступнями., заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг. Нео-жиданно он толкает одну из. Та должна удер-жаться на, не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине упали, становится.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое по-ведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам:

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво-боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает че-рез телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных, напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци-ональных проблем.

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-6 го-дам выглядит сутулым,, малоподвижным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей ча-сто наблюдаются болезни внутренних органов, появ-ляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем более здоровым, сво-бодным и благополучным он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, снимающие в опре-деленной мере контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Далее приводятся некоторые упражнения, развивающие пластику, гиб-кость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка в различныx темпах. Совместные танцевальные занятия способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и ребенке творца! Кроме того, выполняя упражнения, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального напряжения.

Сочини свой танец

(для детей с 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (бы-строй или медленной) он выполняет несколько раз-личных танцевальных движений, остальные копиру-ют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

Подари движение

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка.

Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 секунд. Осталь-ные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее упражнение продолжается по кругу.

Танец пяти движений

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой в разных темпах, продолжительностью 1 минута каждый.

  1. — плавная музыка, текучие, округ-лые, мягкие, переходящие одно в другое движения (1 минута).
  2. — импульсивная музыка, бой барабанов, резкие, сильные, четкие, рубящие дви-жения (1 минута).
  3. — неструктурированная му-зыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, неза-конченные движения как у (1 ми-нута).
  4. -лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения (1 минута).
  5. — спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, сво-его тела (1 минута).

Замечание. После окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что лег-ко получалось, а что с трудом.

Свободный танец

(для детей с 5 лет)

Детям предлагается танцевать с закрытыми глаза-ми под музыку, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

Замечание. Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.

Джаз тела

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная му-зыка. Ведущий показывает порядок выполнения дви-жений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи то вме-сте, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее — движения рук в локтях, потом — в кис-тях. Следующие движения — бедрами, затем коленя-ми, далее — ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое от-работанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигать всеми частями тела одновременно.

Веселая зарядка

(С. Ю. Афонькин, для детей с 4 лет)

Ведущий рассказывает, а все остальные движени-ями иллюстрируют его слова.

<Чтобы машина заработала, надо завести мотор.

Спящий человек похож на выключенную машину

Каждый из вас — хозяин своего тела. Вы можете его "завести" и "выключить". Давайте по-пробуем. Вы — проснувшиеся котята — потяните лап-ки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сей-час вы — упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лап-ки. А вот вы — крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полета-ем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем под-прыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать та-кими же ловкими и сильными. А теперь мы — маят-ники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор само-лета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!

РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ

Окружающий ребенка мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание с трех лет становятся одним из любимых занятий малыша.. Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулированию с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Именно рисование дарит ощущение, первооткрывателя,, сотворившего неповторимое" радость, удовольствие и уверенность в себе. Дети радуются смешению и размытости, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет. Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит. Ведь цвет окружающих ребенка предметов является постоянным, а на бумаге цвет движется, меняется, возникает и пропадает. Именно поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному.

Чудо-рисунок

Предложите детям нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из... разных цве-тов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из... ово-щей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчи-ков, белочек, птичек. Вот это будут чудо-картины!

Рисуем на асфальте

Дайте мелки мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что им хочется.

Смешной рисунок

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Иг-рающие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к, дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу ит. д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

Коллективный рисунок

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую исто-рию или сказку.

Рисуем настроение

(для детей с 5 лет)

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите детей нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тре-вожные тона.

Радуга

Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая детей смешивать цвета, полезно, попросив их нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите им считалку: <Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый), — и вместе с ними рисуйте ра-дугу, смешивая краски.

Самоцветы

Упражнение дает возможность свободно экспери-мeнтиpoвaть с цветом. Мокрый лист бумаги — это сундук с драгоценными камнями. Каждый из них имеет свой неповторимый цвет. Детям предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

И СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксиво-сти. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напря-жения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ре-бенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок многое может сделать сам, взрослые способны понять и успокоить его.

Возьми себя в руки

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

Врасти в землю

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

,

Ты -лев!

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:

Солнечный зайчик

(для детей с 4 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

Сломанная кукла

(для детей с 5 лет)

Ребенку говорят:

Гора с плеч

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

По материалам книги Н.Л. Кряжевой

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год