Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Эмоциональное развитие
Психология
Автор: Иваненко Ксения Васильевна   
08.12.2009 11:16

Эмоциональное развитие

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

Обычно дошкольники и очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Но есть и такие дети которые часто стоят в стороне, робеют, не решаются по-дойти к сверстникам, пугаются взрослых, недоверчивы и застенчивы. Ничуть не легче и с детьми которые все время дерутся, обижают, спорят, мешают играть.

 

Трудности во взаимоотношениях возникают не-редко, это нормально, но стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Необходимо наблюдать и беседовать со своими воспитанниками, расспрашивать их о том с кем они хотят или не хотят дружить, умеют ли они договариваться между собой, почему иногда не получается договориться, найти. Насторожить могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры.

Наша задач а, как педагогов, ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказок, историй. Ре6е-нок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей — это здорово!

Следующие игры научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников.

Некоторые упражнения воспитатели могут выполнять в индивидуальном порядке.

Клубочек

(для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубо-чек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например:, Что ты сейчас хочешь делать?,, а затем задает свой следующему иг-року. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похо-жа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняю-щемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, под-сказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть де-тей, испытывающих затруднения в общении — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Ветер дует на...

(для детей 5-10 лет))

Со словами ведущий начинает игру. Чтобы участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: — все светловолосые собираются в одну кучу.,,, и т.п.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Найди друга

(для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между взрослыми и детьми. Одной половине завязывают гла-за, дают возможность походить по помещению и предл-гают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Утка, утка... гусь

(для детей с 4 лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий -внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать:, а затем снова броситься к свободному месту.

Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли гуся. Слова приветствия произносятся громко и отчетливо, а движения реверанса должны выполняться не на бегу.

Сочиним историю

(для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю:, а сле-дующий участник продолжает и так далее по кругу. Ко-гда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмыс-ленным, и упражнение продолжается.

Дракон

(для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи.

Первый участник — голова, последний — хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той или другой роли.

Дотронься до...

(для детей с 5 лет))

Все играющие одеты по-разному. Ведущий вы-крикивает: Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участни-ков в одежде что-то синее и дотронуться до этого цве-та. Цвета периодически меняются, кто не успел — ве-дущий.

Замечание. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА СНЯТИЕ СТРАХОВ И

ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

У некоторых дошкольников проявляется страх. Одним дети не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, цепенеют при виде комарика. Кто-то боится злой Бабы-яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности на-ходятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности неуверенности в себе.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и дру-гие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.) не является однозначно опасным и для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и выстраивает поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Тепличные же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого ребенка.

На самом деле ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что взрослые не собираются перекладывать на его плечи заботу о безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Наша задача — не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в уголки детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, поиграйте с ним. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами нам не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

Мышь и мышеловка

(для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих — 5-6 чело-век. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка или сеть. Мышонок в — кругу. Его задача — всеми возможными способа-ми вылезти из мышеловки: отыскать дыру, уго-ворить кого-то, раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся си-туации.

Взрослый следит, чтобы ноги мышеловки не пинались, не делали больно мышонку.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не мо-жет выбраться, он регулирует ситуацию, например:.

Кораблик

(для детей с 5 лет))

Необходимо небольшое одеяло. Количество игра-ющих — минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 — 6 детей. Одеяло — это корабль, красивый парусник. Дети — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану зада-чу — быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду:,,, чтобы спасти корабль и матросов. Затем ма-тросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: качка усиливается. Капитану напоминают о его зада-че. Как только он громким голосом прокричит коман-ды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

Неваляшка

(для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников — 3 челове-ка, желательно один взрос-лый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг кдругу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глаза-ми. Ему дается команда: Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ре-бенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение. Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Гармоничный танец

(для детей с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза. Встают друг против друга, при-касаются легко ладонями. Звучит медленная музыка.

Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Предупреждение. Не допускайте смены ролей, то есть ве-домый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому вы-полнять упражнение сначала с открытыми глазами.

Необычное сражение

(для детей с 5 лет)

Количество участников — не менее 2-х человек.

В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее вы-сохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящей битве обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание. Объясните, что попадание мячом или шишкой -это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ

И ОСЛАБЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка -большое родительское огорчение, угроза благополу-чию детского коллектива,, и несча-стное существо: его никто не понимает, не хочет при-ласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгу-сток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, что-бы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведе-ние часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не вы-ведет взрослого из себя и не услышит крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм выхода психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроение окружающих. Поэтому не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть пере-дачи про катастрофы и фильмы, про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в в.

Необходимо понять, что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

  • . Минуты тишины и минуты

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в группе будут минуты тишины. Дети должен вести себя тихо, спокойно играть, ри-совать, конструировать. Но иногда у вас будет минуты, когда детям разрешается делать все: прыгать, кричать, и т. д.

Замечание. Минуты можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными.

Ругаемся овощами

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими сло-вами, а... овощами:,,, и т. д.

Замечание. Прежде чем поругать и назвать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Нет! Да!

(для детей с 5 лет)

Дети свободно бегают по помещению и громко--громко кричат:, Встречаясь, заглядыва-ют в глаза друг другу и еще громче кричат:,

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже:, заглядывая друг другу в глаза.

Курицы и петух

На скамейке — тесно сидят, крепко уцепившись ступнями., заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг. Нео-жиданно он толкает одну из. Та должна удер-жаться на, не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине упали, становится.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое по-ведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам:

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво-боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает че-рез телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных, напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци-ональных проблем.

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-6 го-дам выглядит сутулым,, малоподвижным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей ча-сто наблюдаются болезни внутренних органов, появ-ляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем более здоровым, сво-бодным и благополучным он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, снимающие в опре-деленной мере контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Далее приводятся некоторые упражнения, развивающие пластику, гиб-кость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка в различныx темпах. Совместные танцевальные занятия способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и ребенке творца! Кроме того, выполняя упражнения, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального напряжения.

Сочини свой танец

(для детей с 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (бы-строй или медленной) он выполняет несколько раз-личных танцевальных движений, остальные копиру-ют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

Подари движение

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка.

Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 секунд. Осталь-ные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее упражнение продолжается по кругу.

Танец пяти движений

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой в разных темпах, продолжительностью 1 минута каждый.

  1. — плавная музыка, текучие, округ-лые, мягкие, переходящие одно в другое движения (1 минута).
  2. — импульсивная музыка, бой барабанов, резкие, сильные, четкие, рубящие дви-жения (1 минута).
  3. — неструктурированная му-зыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, неза-конченные движения как у (1 ми-нута).
  4. -лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения (1 минута).
  5. — спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, сво-его тела (1 минута).

Замечание. После окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что лег-ко получалось, а что с трудом.

Свободный танец

(для детей с 5 лет)

Детям предлагается танцевать с закрытыми глаза-ми под музыку, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

Замечание. Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.

Джаз тела

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная му-зыка. Ведущий показывает порядок выполнения дви-жений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи то вме-сте, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее — движения рук в локтях, потом — в кис-тях. Следующие движения — бедрами, затем коленя-ми, далее — ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое от-работанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигать всеми частями тела одновременно.

Веселая зарядка

(С. Ю. Афонькин, для детей с 4 лет)

Ведущий рассказывает, а все остальные движени-ями иллюстрируют его слова.

<Чтобы машина заработала, надо завести мотор.

Спящий человек похож на выключенную машину

Каждый из вас — хозяин своего тела. Вы можете его "завести" и "выключить". Давайте по-пробуем. Вы — проснувшиеся котята — потяните лап-ки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сей-час вы — упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лап-ки. А вот вы — крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полета-ем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем под-прыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать та-кими же ловкими и сильными. А теперь мы — маят-ники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор само-лета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!

РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ

Окружающий ребенка мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание с трех лет становятся одним из любимых занятий малыша.. Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулированию с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Именно рисование дарит ощущение, первооткрывателя,, сотворившего неповторимое" радость, удовольствие и уверенность в себе. Дети радуются смешению и размытости, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет. Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит. Ведь цвет окружающих ребенка предметов является постоянным, а на бумаге цвет движется, меняется, возникает и пропадает. Именно поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному.

Чудо-рисунок

Предложите детям нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из... разных цве-тов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из... ово-щей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчи-ков, белочек, птичек. Вот это будут чудо-картины!

Рисуем на асфальте

Дайте мелки мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что им хочется.

Смешной рисунок

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Иг-рающие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к, дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу ит. д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

Коллективный рисунок

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую исто-рию или сказку.

Рисуем настроение

(для детей с 5 лет)

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите детей нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тре-вожные тона.

Радуга

Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая детей смешивать цвета, полезно, попросив их нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите им считалку: <Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый), — и вместе с ними рисуйте ра-дугу, смешивая краски.

Самоцветы

Упражнение дает возможность свободно экспери-мeнтиpoвaть с цветом. Мокрый лист бумаги — это сундук с драгоценными камнями. Каждый из них имеет свой неповторимый цвет. Детям предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

И СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксиво-сти. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напря-жения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ре-бенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок многое может сделать сам, взрослые способны понять и успокоить его.

Возьми себя в руки

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

Врасти в землю

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

,

Ты -лев!

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:

Солнечный зайчик

(для детей с 4 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

Сломанная кукла

(для детей с 5 лет)

Ребенку говорят:

Гора с плеч

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят:.

По материалам книги Н.Л. Кряжевой

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год