Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта
Психология
Автор: Семенова Ирина Анатольевна   
08.06.2024 15:37

Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефектаОсобенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта

Семенова И.А.

В последние десятилетия происходит значительное увеличение числа детей с различными нарушениями развития. Принцип инклюзии в образовании требует от педагогов готовности работать с такими детьми.

Особую сложность составляет смешанный характер заболеваний, предусматривающий со стороны педагога применение определенных форм и методов работы. В этой связи перед специалистами появляются новые задачи, связанные с формированием эффективного взаимодействия и обучения таких детей. При этом исследований, которые позволяли бы выявить специфику взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта, на сегодняшний день, крайне мало.

 

Скачать конспект

На основании положенияЛ. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка (структура дефекта), теоретических положениях о специфике онтогенеза детей с нарушениями развития (В. И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.В, Лебединский и др.) была выдвинута гипотеза, согласно которой педагоги, работающие с детьми со сложной структурой дефекта, в большей степени склонны при взаимодействии использовать дисциплинарные и авторитарные формы воздействия на детей, чем педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Для проверки нашего утверждения было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявить особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта.

Базой исследования послужил Семейный центр, расположенный на территории Московской области. Для контрольной группы мы взяли педагогов групп детского сада г. Москва, работающих с детьми без особенностей в развитии.

Участниками исследования выступили 20 воспитателей: 12 педагогов работают с детьми со сложной структурой дефекта в возрасте от 0 до 7 лет; 8 воспитателей работают с детьми от 2 до 7 лет без особенностей развития. Все испытуемые педагоги имеют соответствующее образование (высшее педагогическое или средне-специальное).

Таблица 1. Численный состав педагогов согласно возрасту, стажу и уровню образования

В качестве основных методов изучения применялись анкетирование и опрос, которые проводились очно и онлайн с помощью google-формы. Использовались следующие методики:

  1. Авторская анкета «Формы воздействия педагогов на детей в образовательном процессе». Анкета была разработана на основе анализа существующих методов психологического влияния, которые были объединены в 2 группы по силе психологического влияния.
  2. Методика диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми (В. Г. Маралов). Диагностика позволяет определить насколько педагог склонен к авторитарному, строго регламентированному подходу в обучении и воспитании (дисциплинарная модель) или же его взаимодействие с детьми основано на уважении, поддержке и развитии (личностная модель).
  3. Диагностическая методика, разработанная на основе деятельностной модели личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя (А. И. Григорьева) и направленная на оценку сильной или слабой профессиональной позиций педагога.

Согласно нашему опросу по анкете «Формы воздействия педагогов на детей в образовательном процессе», частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей выглядит следующим образом:

Частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 2 и 3.

Согласно результатам методики диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми (В. Г. Маралов) данные можно представить следующим образом:

Частота встречаемости личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей взаимодействия педагога с детьми в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 5 и 6.

Согласно результатам диагностической методики (А. И. Григорьева) профессиональная позиция педагога с учетом возраста и стажа выглядит следующим образом:

Какие значимые различиямы обнаружили в особенностях профессиональной позиции (методика А.И. Григорьевой)

Для педагогов детского садаболее выражено:

  • личностно-ориентированная позиция
  • направленность на поддержку ребенка
  • поддержка положительной направленности семейного воспитания
  • проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

Педагоги в возрасте до 40 лет и стажем до 20 летболее выражено:

  • Эмпатия по отношению к ребенку
  • Направленность на профессиональное развитие
  • Активное взаимодействие с коллегами

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:

  • Либеральные формы воздействия на детей преобладают у всех педагогов не зависимо от особенностей развития детей и их социального статуса.
  • Предпочтение либеральных форм взаимодействия с детьми также не зависит от стажа и возраста педагога.
  • У педагогов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, воспитывающихся в условиях стационара более выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми, по сравнению с педагогами, работающими с детьми со сложной структурой дефекта и нормотипичными, но находящимися в семье.
  • Особенности развития детей обусловливают специфику реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми – в профессиональной позиции педагогов, работающих с нормотипичными детьми, более выражена направленность на поддержку ребенка в образовательном процессе, чем у педагогов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта.
  • Гипотеза подтвердилась частично.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год