Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта
Психология
Автор: Семенова Ирина Анатольевна   
08.06.2024 15:37

Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефектаОсобенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта

Семенова И.А.

В последние десятилетия происходит значительное увеличение числа детей с различными нарушениями развития. Принцип инклюзии в образовании требует от педагогов готовности работать с такими детьми.

Особую сложность составляет смешанный характер заболеваний, предусматривающий со стороны педагога применение определенных форм и методов работы. В этой связи перед специалистами появляются новые задачи, связанные с формированием эффективного взаимодействия и обучения таких детей. При этом исследований, которые позволяли бы выявить специфику взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта, на сегодняшний день, крайне мало.

 

Скачать конспект

На основании положенияЛ. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка (структура дефекта), теоретических положениях о специфике онтогенеза детей с нарушениями развития (В. И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.В, Лебединский и др.) была выдвинута гипотеза, согласно которой педагоги, работающие с детьми со сложной структурой дефекта, в большей степени склонны при взаимодействии использовать дисциплинарные и авторитарные формы воздействия на детей, чем педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Для проверки нашего утверждения было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявить особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта.

Базой исследования послужил Семейный центр, расположенный на территории Московской области. Для контрольной группы мы взяли педагогов групп детского сада г. Москва, работающих с детьми без особенностей в развитии.

Участниками исследования выступили 20 воспитателей: 12 педагогов работают с детьми со сложной структурой дефекта в возрасте от 0 до 7 лет; 8 воспитателей работают с детьми от 2 до 7 лет без особенностей развития. Все испытуемые педагоги имеют соответствующее образование (высшее педагогическое или средне-специальное).

Таблица 1. Численный состав педагогов согласно возрасту, стажу и уровню образования

В качестве основных методов изучения применялись анкетирование и опрос, которые проводились очно и онлайн с помощью google-формы. Использовались следующие методики:

  1. Авторская анкета «Формы воздействия педагогов на детей в образовательном процессе». Анкета была разработана на основе анализа существующих методов психологического влияния, которые были объединены в 2 группы по силе психологического влияния.
  2. Методика диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми (В. Г. Маралов). Диагностика позволяет определить насколько педагог склонен к авторитарному, строго регламентированному подходу в обучении и воспитании (дисциплинарная модель) или же его взаимодействие с детьми основано на уважении, поддержке и развитии (личностная модель).
  3. Диагностическая методика, разработанная на основе деятельностной модели личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя (А. И. Григорьева) и направленная на оценку сильной или слабой профессиональной позиций педагога.

Согласно нашему опросу по анкете «Формы воздействия педагогов на детей в образовательном процессе», частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей выглядит следующим образом:

Частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 2 и 3.

Согласно результатам методики диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми (В. Г. Маралов) данные можно представить следующим образом:

Частота встречаемости личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей взаимодействия педагога с детьми в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 5 и 6.

Согласно результатам диагностической методики (А. И. Григорьева) профессиональная позиция педагога с учетом возраста и стажа выглядит следующим образом:

Какие значимые различиямы обнаружили в особенностях профессиональной позиции (методика А.И. Григорьевой)

Для педагогов детского садаболее выражено:

  • личностно-ориентированная позиция
  • направленность на поддержку ребенка
  • поддержка положительной направленности семейного воспитания
  • проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

Педагоги в возрасте до 40 лет и стажем до 20 летболее выражено:

  • Эмпатия по отношению к ребенку
  • Направленность на профессиональное развитие
  • Активное взаимодействие с коллегами

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:

  • Либеральные формы воздействия на детей преобладают у всех педагогов не зависимо от особенностей развития детей и их социального статуса.
  • Предпочтение либеральных форм взаимодействия с детьми также не зависит от стажа и возраста педагога.
  • У педагогов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, воспитывающихся в условиях стационара более выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми, по сравнению с педагогами, работающими с детьми со сложной структурой дефекта и нормотипичными, но находящимися в семье.
  • Особенности развития детей обусловливают специфику реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми – в профессиональной позиции педагогов, работающих с нормотипичными детьми, более выражена направленность на поддержку ребенка в образовательном процессе, чем у педагогов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта.
  • Гипотеза подтвердилась частично.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год