Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рисуночные пробы в диагностике и коррекции детско-родительских отношений.
Психология
Автор: Бардаченко Евгения Александровна   
05.06.2024 20:59

Рисуночные пробы в диагностике и коррекции детско-родительских отношений.Рисуночные пробы в диагностике и коррекции детско-родительских отношений.

Бардаченко Е.А., педагог-психолог МБДОУ ГДС «Радуга»

Задачи психологической диагностики детско-родительских отношений имеют специфику в разных видах практической деятельности психолога. В работе психолога-консультанта круг задач взаимодействия психолога и ребенка по поводу нарушения детско-родительских отношений определяется следующим содержанием.

Во-первых, в ситуациях консультирования не всегда выдерживается принцип добровольного участия самих детей, так как инициаторами запроса часто являются родители. Поэтому первая задача, стоящая перед психологом при организации обследования ребенка, состоит в установлении с ним положительного эмоционального контакта и взаимопонимания.

Во-вторых, консультанту необходимо зафиксировать ситуацию, сложившуюся в данной семье, не только объективно, но и субъективно, с позиции входящих в эту ситуацию членов семьи. В связи с этим перед психологом в этом плане стоит задача построения стереоскопического анализа детско-родительских отношений и прежде всего описанных глазами самого ребенка.

 

В-третьих, психологу-консультанту, как правило, приходится работать с заявленными, декларируемыми проблемами родителей в отношении ребенка. Поэтому задача консультанта – поиск диагностических средств, позволяющих расширить рамки консультативного взаимодействия с целью выхода на истинные причины, определившие данную ситуацию.

Таким образом, консультативная работа с детьми, испытывающими переживания своих взаимоотношений с родителями, требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и свободное полное обсуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его затруднений.

Для работы с детьми наиболее эффективным является применение проективных методов, с помощью которых можно одновременно решать как диагностические, так и коррекционно-терапевтические задачи. Так, рисуночная диагностическая методика (рисунок «Моя семья» и его модификации), беседы, опосредованные графическими приемами ( «Моя квартира (дом)» Т.Ю. Андрущенко, «Два дома» А.Л. Венгера и др.) могут быть успешно применены в работе с детьми дошкольного возраста, которые недостаточно хорошо владеют речью и не имеют опыта общения по поводу психологического содержания взаимодействия.

Рисуночные диагностические пробы, подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и ребенка, выступают средством для «запуска» основного процесса беседы. В ходе взаимодействия психолога и ребенка появляется возможность сформулировать уточняющие, стимулирующие, расширяющие тему обсуждения вопросы.

Таким образом, включение в практику консультирования рисуночных проб позволяет опосредованно подготовить ребенка к обсуждению его актуальных переживаний, снять личностные защиты, а также организовать поиск средств разрешения затруднений. И, наконец, рисунок документально сохраняет результаты беседы, позволяет возвращаться к нему, сравнивать с ним промежуточные этапы психокоррекционной работы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год