Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Психология
Автор: Анищенко Елена Александровна   
29.05.2023 18:25

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Анищенко Елена Александровна

Педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», г.Югорск

Аннотация.

В статье описывается опыт работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТМНР и РАС МАДОУ «Детского сада «Снегурочка» г. Югорска ХМАО-Югре, с использованием элементов технологии оккупациональной терапии. Опыт работы показал, что оккупациональная терапия в работе с детьми ОВЗ и инвалидностью это один из самых интересных и творческих методов работы, использующей возможности разнообразия окружающего мира, для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.

 

Ключевые слова: оккупациональной терапии, дети ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), дети-инвалиды, ТМНР (тяжелые множественные нарушения), РАС (расстройства аутистического спектра).

В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание на то, как мы выполняем привычные дела, потому что это происходит машинально, как само собой разумеющееся. Никто не анализирует действия рук, необходимые для застегивания пуговиц на одежде, мытья посуды, пользования ложкой. В то время как овладение элементарными бытовыми навыками (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться, уметь пользоваться предметами быта и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его социализации в обществе.

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном развитии, с нарушением опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно, оно крайне затруднено. В связи с органическими нарушениями, нарушениями двигательных функций и коммуникативной сферы у детей практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Именно поэтому формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания, социализации и коммуникации в обществе является для таких детей и их родителей жизненной необходимостью.

В нашем детском саду «Снегурочка» функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра).

Педагоги и специалисты, работающие в данных группах отмечают несформированность навыков самообслуживания, самостоятельности, а также социально-коммуникативных умений детей.

Исходя из вышеизложенного проведено анкетирование родителей на предмет сформированности навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовых, трудовых и социально-коммуникативных навыков детей. Родители отмечают, что большинство детей не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться столовой посудой и приборами, соблюдать личную гигиену, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться застежками. Также большинство родителей отмечают, что у детей не сформированы санитарно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и социально-коммуникативные умения вести себя в магазине, транспорте, больнице, кинотеатре, парикмахерской.

Поэтому в детском саду возникла необходимость в создании специальных условий для обучения этим навыкам, а именно уголка оккупациональной терапии со сменным оборудованием, где в процессе организованных занятий педагоги обучают детей и родителей, как правильно формировать и развивать бытовые навыки, навыки самообслуживания и социально-коммуникативные умения у детей с ОВЗ и инвалидностью.

Термин «Оккупациональная терапия» — обозначает лечение занятием (трудом). Оккупациональная терапия предусматривает деятельность, направленную на реабилитацию лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи и уходе за собой, проведении досуга и выполнении трудовой деятельности. Все эти виды занятий объединяются в понятие оккупациональная деятельность.

Цель оккупациональной терапии – создание условий для максимально возможного восстановления способности ребенка к независимой жизни (самообслуживание, продуктивная деятельность, отдых) с помощью специально смоделированных ситуаций, пространства, окружения.

Основные задачи:

  1. Формировать специальные умения и навыки, способствующие адаптации ребенка с ОВЗ и инвалидностью к жизни в окружающем его социально-бытовом пространстве.
  2. Оказывать помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью в приобретении навыков самостоятельности, общения со сверстниками, в расширении сферы жизнедеятельности.
  3. Создать «ситуацию успеха», способствующую самореализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Содержание работы направлено:

  • на формирование у детей навыков самообслуживания и ухода за собой, а также хозяйственно-бытовых навыков и социально-коммуникативных умений

- развитие компетенций родителей целевой группы по вопросам формирования культурно-гигиенических, хозяйственно-бытовых навыков и социально-коммуникативных умений у детей.

Главным на занятиях по оккупациональной терапии является метод демонстрации с использованием различного вида наглядности: натуральные предметы, муляжи, игрушки модели, макеты, изображения, фотографии и алгоритмы выполнения действий. Демонстрация наглядности сопровождается словесными комментариями и совместно-практической деятельностью. Каждый ребенок активно вовлекается в процесс и взаимоотношения между ним и специалистом носит характер сотрудничества, что вносит в процесс свои знания, умения и опыт.

Данные навыки закрепляются как воспитателями в свободной деятельности ребенка в группе, так и родителями дома и в социальной среде по алгоритмам выполнения действий.

Цикл практических занятий с использованием элементов технологии оккупациональной терапии проводятся по следующим разделам и темам:

Раздел 1: Культурно-гигиенические и хозяйственно — бытовые навыки (Семья. Мой дом).

В рамках данной темы отрабатываются:

Навыки ухода за собой:

Навыки приема пищи: умение пить из чашки; есть ложкой и вилкой; намазывать и резать ножом.

Навыки личной гигиены: умение пользоваться туалетом и туалетной бумагой; мыть и вытирать руки; умывать и вытирать лицо; стряхивать крошки и стирать грязь с одежды; смотреться в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; пользоваться носовым платком из ткани или бумаги; чистить зубы; причесывать волосы расческой; принимать ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой, мыть волосы; пользоваться дезодорантом; пользоваться средствами личной гигиены (для девушки).

Навыки опрятности за одеждой и обувью

Умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться: снимать одежду без застежек (шапку, шарф, перчатки, штаны на эластичном поясе, юбку, носки, гольфы, колготки); снимать одежду через голову; снимать одежду расстёгивающуюся спереди; надевать белье; надевать верхнюю одежду; надевать верхнюю одежду через голову; застегивать молнию; застегивать ремень; застегивать липучки, кнопки, крючки, пуговицы; завязывать шнурки на ботинках; снимать и одевать обувь с застежками и без застежек.

Навыки выбора одежды и ухода за ней: класть грязную одежду в корзину, вынимать чистую одежду, складывать и вешать одежду, надевать чистую и глаженую одежду, выбирать одежду по размеру, выбирать одежду, предметы которой подходят друг к другу, выбирать одежду по погоде, выбирать одежду, соответствующую случаю.

Навыки ухода за домом

Навыки уборки: подметание; вытирание пыли; протирать зеркала; мыть пол; мыть посуду, расправлять и застилать постель.

Навыки стирки: умение отделять чистую одежду от грязной, стирать вещи руками; пользоваться стиральной машиной, отмерять нужное количество порошка, пользоваться сушильной доской, аккуратно развешивать вещи для просушки, складывать одежду, убирать ее на место.

Раздел 2: Трудовые навыки (Кулинария. Инструменты).

Навыки приготовления пищи

Навыки сервировки стола и разбора купленных продуктов: умение раскладывать купленные продукты по местам, ориентироваться в холодильнике, накрывать на стол, убирать со стола.

Навыки приготовления пищи и напитков: умение наливать готовый напиток в стакан, находить готовую еду, не требующую разогрева и мытья (йогурт, булку и т.д.); готовить холодный завтрак, делать бутерброды (из готовых продуктов); салаты и десерты, готовить выпечку, находить нужные кухонные приборы и пользоваться ими.

Использование инструментов: умение правильно пользоваться строительными инструментами (молоток, рулетка, веревка, отвертка, плоскогубцы, гаечный ключ).

Раздел 3: Социально-коммуникативные навыки (Магазин. Парикмахерская. Больница. Кинотеатр. Транспорт)

Формирование навыков поведения в общественных местах

Ознакомление с денежными купюрами и монетами, умение пользоваться деньгами

Навыки поведения в поликлинике

Навыки пользования гардеробом: умение снять верхнюю одежду, подать ее в гардероб, забрать номерок, подать номерок, ждать, когда принесут одежду, забрать и надеть ее.

Навыки поведения в очереди, умение ждать: умение следить и соблюдать очередность, ждать стоя или сидя.

Навыки ориентировки: умение находить гардероб, регистратуру, кабинет.

Навыки пользования транспортом, поведения в общественном транспорте

Правила поведения и навыки перехода: умение смотреть в обе стороны при переходе улицы, ориентироваться на сигналы светофора.

Умение соблюдать правила поведения и навыки пассажира: пристегиваться в машине; держаться за поручень; оплачивать проезд в транспорте (покупать билеты).

Навыки поведения в кинотеатре

Навыки пользования гардеробом: умение снять верхнюю одежду, подать ее в гардероб, забрать номерок, подать номерок, ждать, когда принесут одежду, забрать и надеть ее.

Навыки поведения в очереди, умение ждать, покупать билет: умение следить и соблюдать очередность, ждать стоя или сидя.

Навыки поведения в зале кинотеатра: соблюдение тишины (не кричать, спокойно сидеть на месте).

В результате проведенной работы было отмечено, что оккупациональная терапия оказывает воздействие и влияние на все процессы в организме, главным образом через высшую нервную и психическую деятельность: мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности

Таким образом, использование элементов технологии оккупациональной терапии в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью позволяет легче и быстрее адаптироваться в обществе, в школе, успешно включаться в новую, в более сложную социальную среду. Дети быстрее научаются правильно понимать самого себя, поведение других людей, анализировать и прогнозировать ситуации взаимодействия между людьми. Родителям (законным представителям) помогает овладеть компетенциями по вопросам социальной адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год