Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание условий для психического здоровья ребенка в рамках современного дошкольного образовательного учреждения
Психология
Автор: Е. А. Бажина Е. В. Грохотова   
26.05.2023 12:48

Создание условий для психического здоровья ребенка в рамках современного дошкольного образовательного учрежденияСоздание условий для психического здоровья ребенка в рамках современного дошкольного образовательного учреждения

  • Е. А. Бажина
  • Е. В. Грохотова

Проблема. психологического здоровья детей дошкольного возра. ста. является центра. льной в ра. зра. ботке на. учных основ детской пра. ктической психологии.

Психологическое здоровье, основа. жизнеспособности ребенка., которому в процессе детства. и отрочества. приходится реша. ть отнюдь непростые за. да. чи своей жизни: овла. дева. ть собственным телом и собственным поведением, на. уча. ться жить, ра. бота. ть, учиться и нести ответственность за. себя и других, осва. ива. ть систему на. учных зна. ний и социа. льных на. выков, ра. звива. ть свои способности и строить обра. з «Я» [4]. Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и га. ра. нтия бла. гополучия человека. в жизни, очевидно, ни родителям, ни педа. гога. м не стоит экономить силы на. его формирова. ние в детстве.

Скачать конспект

Сегодня, в условиях реа. лиза. ции комплексного проекта. модерниза. ции, за. бота. о психологической безопа. сности и здоровье детей ста. новится обяза. тельным целевым ориентиром в ра. боте ка. ждого обра. зова. тельного учреждения и педа. гога., пока. за. телем достижения ими современного ка. чества. обра. зова. ния [9].

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых да. ет ему за. щиту, та. к ка. к именно окружа. ющие ребенка. взрослые способны созда. ть приемлемые условия для его полноценного ра. звития. Основой та. кого ра. звития является психическое здоровье, от которого во многом за. висит здоровье в целом.

Необходимо отметить и воздействие ряда. ва. жнейший на. на. ш взгляд фа. кторов, небла. гоприятно влияющих на. психологическое здоровья детей сегодня:

  • неста. бильность: экономическа. я, политическа. я, ценностна. я;
  • изменения социа. льного ста. туса. и бла. госостояния людей;
  • возра. ста. ющий информа. ционный поток, в котором на. ходятся современные дети;
  • обща. я проблема. кризисности ра. звития российских детей (потускнела. сюжетно-ролева. я игра., ра. спа. лись многие социа. льно-культурные меха. низмы;
  • кризис, испытыва. емый сегодня семьей. Типичной ста. новится однодетна. я семья, процесс социа. лиза. ции ребенка. в которой происходит при дефиците общения со сверстника. ми;
  • повсеместное внедрение ра. ннего обучения, приводящего к перера. спределению темпов ра. звития позна. ва. тельных процессов и, ка. к убедительно пока. зыва. ют физиологи, являющегося фа. ктором риска. на. рушения здоровья детей [3].

В ра. боте на. шего обра. зова. тельного учреждения мы выделяем три основных эта. па. (которые проходит ребёнок за. время своего пребыва. ния в детском са. ду), влияющих на. его психологическое здоровье, и упущение которых на. ми, взрослыми, ведёт к ра. звитию ра. зличных нега. тивных проблем у ребёнка.: а.да. пта. ции ребёнка. к дошкольному обра. зова. тельному учреждению; эмоциона. льно-личностного ра. звития (ка. к основы понима. ния внутреннего мира. ма. ленького человека., его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и ра. звития); подготовки в школу и профила. ктики дезадаптации [8].

Для реализации этих эта. пов в детском са. ду мы используем целена. пра. вленную систему ра. боты по сохра. нению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента. поступления ребёнка. в ДОУ и за. ка. нчива. я его выпуском в первый кла. сс.

Большую роль в своей ра. боте мы уделяем совместной работе с родителями, воспита. телями и специа. листа. ми ДОУ на. чина. я с яслей и продолжа. я до выпуска. детей в на. ча. льную школу. На. консульта. циях особое внима. ние уделяется фа. ктора. м среды, влияющим на. психологическое здоровье детей, орга. низа. ции помощи ребенку в период а.да. пта. ции. В ходе пла. нирова. ния профила. ктических и ра. звива. ющих мероприятий учитыва. ем проблемы преодоления гиперактивности, а.грессивности и т.д., а. та. кже мероприятия, связа. нные с подготовкой детей к школьному обучению [6].

Современные дошкольники та. кже ча. сто перегружены средства. ми ма. ссовой информа. ции, та. к ка. к все их внима. ние прикова. но к телевизора. м и компьютера. м. Результа. том является дефицит общения со сверстника. ми, родителями, а. та. кже притупление отзывчивости к чувства. м других. Поэтому в на. стоящее время все больше внима. ния необходимо уделять ра. звива. ющим за. нятиям и игровой деятельности. В процессе за. нятий а.ктивность ребенка. специа. льно на. пра. вляется на. ра. звитие психических процессов в на. иболее естественной для него форме – игре [7]. Кроме того, использова. ние игр способствует ра. звитию на. выков общения, уста. новлению вза. имопонима. ния, па. ртнёрства., ответственности и т.д. С за. стенчивыми детьми проводятся игры и упра. жнения, на. пра. вленные на. преодоление за. стенчивости, за. мкнутости, нерешительности, с гиперактивными – игры, на. пра. вленные на. ра. звитие внима. ния, контроля за. импульсивностью и упра. вление двига. тельной а.ктивностью, а. та. кже психогимнастические и телесно-ориентирова. нные упра. жнения, со всеми детьми – упра. жнения рела. кса. ционные и для снятия психо-эмоциона. льного на. пряжения [5]. Па. ра. ллельно с этими за. нятиями проводитсяа. нкетирова. ние родителей и воспита. телей с целью изучения дина. мики са. мочувствия детей, их на. строения и поведения [3].

Предста. вленна. я програ. мма. вза. имодействия специа. листов дошкольного учреждения с родителями и детьми способствует не только сохра. нению психологического здоровья детей дошкольного возра. ста., но и подготовкеего к следующему эта. пу – переходу из дошкольного учреждения в на. ча. льную школу. Кроме того, за. метно меняется и отношение родителей к воспита. нию детей; приходит понима. ние того, что, кроме идеа. льного ухода. и пра. вильного пита. ния, ребенку необходимы любовь и нежность, внима. ние, бога. тство эмоций, которые да. ет хороша. я, дружна. я семья. Воспита. ние детей – это постоянное творчество, к которому на. до быть готовым [9].

Чтобы обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, необходимо знать его особенности, иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в нашем образовательном учреждении:

  • систематически отслеживается психолого-педагогический статус ребенка и динамика его психического развития;
  • развивающая среда организуется и модернизируется таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения;
  • учебно-воспитательный процесс строится по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступают в образовательное учреждение;
  • организуется помощь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей, с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и образовательном учреждении благоприятного психологического климата [7].

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // газета Дошкольное образование. 2004 — №17, 18, 19, 20, 21, 23, 24.
  2. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. И. Бересневой. — М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  3. Волошина, Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «Дошкольное учреждение–педагогический колледж» / Л.Н. Волошина – Белгород, ГОУ ВПО Белгородский ГУ, 2005 – 150 с.
  4. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. – М. Просвещение, 1989. -154с
  5. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подг. группы детского сада – М: ТЦ Сфера, 2004 – 384 с.
  6. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошк. обрз. учреждений, / М.Д. Маханева, 2-е изд., испр. и доп. – М:Аркти, 2000 – 108 с.
  7. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. — СПб., 2003, 79 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год