Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Тайный язык» детского рисунка.
Психология
Автор: Скоробогатова Ольга Александровна   
01.02.2023 13:13

«Тайный язык» детского рисунка.«Тайный язык» детского рисунка.

Все малыши обожают рисовать. Они рисуют на бумаге все, что чувствуют и подмечают вокруг. Достаточно успешные рисунки родители сохраняют на память, прочим, как правило, не придают значение. А между тем, если вглядеться повнимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что происходит в душе ребенка, и чего не сумеет рассказать взрослым, даже в самой дружеской беседе.

Для ребенка рисунок — это не искусство, а речь. Рисование помогает выразить то, что малыш, в силу возрастных ограничений, не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступает запрет и ограничение. Малыш в этот момент совершенно свободен.

Детские рисунки чаще наглядно показывают сферу интересов юного художника. На ранних стадиях развития до 3 лет – это черточка, линия, круг. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Он обычно сначала рисует, а затем придумывает то, что он изобразил и на что это похоже. Ближе к 4 годам появляется замысел рисунка. В период 3.5 — 4 года объектом внимания и изучения становится сам человек.

С точки зрения психодиагностики рисунок человека – один из наиболее точных источников информации о развитии малыша. Сложность состоит только в том, что информация, содержащаяся в этом сообщении, «закодирована», и рисунок необходимо грамотно «прочитать». Но этот аспект можно отнести к специалистам. А то, что касается родителей, то самые внимательные мамы и папы всегда смогут заметить в рисунках своего ребенка что- то необычное, почувствовать скрытое напряжение, уловить настроение.

 

В разные возрастные периоды дети по-разному изображают людей. В 3 года человек выглядит как «головоног»: существо, тело и голова, которого представляют как единый «пузырь» с ножками. В 4 года человечек представлен из двух овалов с ручками и ножками в виде палочек. На рисунке ребенка в 5 лет появляется голова, глаза, туловище, конечности. К 7 годам юный художник не упускает такие детали образа как шея, волосы, одежда. Конечности изображаются в виде двойных линий. Данный аспект указывает на гармоничное развитие ребенка.

Интерпретировать рисунок ребенка можно с 5 лет.

Если вы хотите понять настроение ребенка в семье, то предложите ему нарисовать свою семью, с условием, что все члены семьи были заняты каким-нибудь делом. Необходимо предоставить выбор цветных карандашей и альбомный лист. Предложите ребенку это в игре, ненавязчиво.

Пусть малыш рисует то, что сам пожелает. Не торопите его, не комментируйте. Посмотрите на работу ребенка со стороны: кто изображается первым, кто последним? Какие эмоции выражает ребенок при изображении персонажа? Когда работа будет выполнена, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты персонажи?

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «яркий»«тусклый», «веселый»«грустный», «агрессивный»«доброжелательный» и т.д. Все эти оценки помогут более точно воспринять состояние ребенка. Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не следует делать поспешных выводов по одной работе. Возможно, малыш обижен или устал.

Итак, работа готова. Давайте же взглянем на нее и попытаемся ее «расшифровать». Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.

Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи.

Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность.

А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.

Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.

Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то.

Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей.

Отсутствие себя на рисунке самого художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким.

Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.

Если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание этого малыша со стороны близких.

Если на рисунке все члены семьи держатся за руки, значит ребенку комфортно в семье, он уверен во всеобщей любви и чувствует себя защищенным.

Когда ребенок рисует себя в окружении домашних питомцев — значит чаду одиноко в своей семье.

Частые самоисправления — первый признак повышенной тревожности.

Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию — также признак опаски.

Многочисленные украшения, множество деталей в костюме — желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка — ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный — его автор импульсивен.

Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе — признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю — малыш не верит в свои силы.

Сейчас вглядимся на части тела изображенных людей.

Если отсутствует какая-либо часть лица у родственника на рисунке 5-6 летнего ребенка, то это должно настораживать.

Длинные руки свидетельствуют о страхе, значит этот человек наказывает ребенка.

Отсутствие рта — родители беспричинно ругаются.

Толстые ноги — напряженность в семье.

У людей раскинуты руки и длинные пальцы указывают на неуютно устроенный мир.

У всех членов семье руки подняты вверх — признак скрытой агрессии.

Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками — возможно, малыш чего-то боится.

«Открытая» поза, руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая, это говорит об общительности и жизнерадостности ребенка.

«Закрытая» поза, руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

Большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы — символы агрессивных тенденций. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения.

Изображение половых органов для маленьких детей (до 4 х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Обратим внимание на цвет. Ведь палитра – зеркало души. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом.

Обычно дети используют 5–6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития.

Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

Если ребенок старше 3–4 лет рисует 1–2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов.

А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.

Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Дорогие мамы и папы, интересуйтесь детскими рисунками, творите вместе с ребенком, и тогда общение с вашим малышом наполнится для вас более глубоким смыслом, а ребенку принесет незабываемую радость общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год