Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Знакомство с цветом детей младшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
16.01.2023 20:14

Знакомство с цветом детей младшего дошкольного возрастаЗнакомство с цветом детей младшего дошкольного возраста

Строкина Ольга Анатольевна, педагог-психолог, ГБОУ Школа Перспектива г. Москва

Среди дремучих лесов, среди цветущих лугов, на берегу лазурного моря живет-поживает маленькая деревенька. Домов-то в ней всего семь, но зато какие! Каждый дом в свой цвет окрашен: один — красный, другой — оранжевый, третий желтый, четвертый — зеленый, пятый — голубой, шестой — синий, седьмой — фиолетовый. Не дома, а загляденье!

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — В.А. Сухомлинский. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

 

Если музыка оперирует семью звуками лада, то живопись – семью цветами, на которые распадается дневной свет. Все остальные цвета- лишь комбинация этих «чистых» цветов. Причем «чистые» цвета заложены в той самой действительности, в которой существует ребенок, поэтому они могут восприниматься им через органы чувств, в данном случае – зрением, и преломляться при общении с произведением живописи под углом авторской художественной заданности. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме.

Задачи для детей:

  • Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Мы с вами путешествовали по сказочным домам, разучивали разноцветные физкультминутки, учили стихи и узнали очень много интересного про каждый цвет.

Жили на свете ЖЕЛТЫЕ дети,

А рядом с ними дети СИНИЕ.

И, конечно, дети КРАСНЫЕ.

Все дети были разные.

Мамы и папы тоже

У них были непохожие.

Вот в какой стране

Раз посчастливилось мне

Целый месяц прожить

И королевой побыть.

Страна была не простая,

Необычная, а ЦВЕТНАЯ!

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета, умения соотносить цвет с его названием и сравнивать предметы по цвету используют дидактические игры и упражнения.

Игровые приемы для знакомства детей с цветом

1. «Перекладывание цветных шариков». Дидактическая игра на дифференцирование и называние цвета.

Программное содержание

  • Формировать умения детей различать и называть основные цвета
  • Учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки.
  • Развивать мелкую моторику, координированные движения рук.
  • Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания.

Наглядный материал. Две куклы, красные и синие шарики. Красная и синяя корзина.

Ход игры:

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша.

- Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя. Еще они принесли шарики тех же цветов. Какого цвета принесли куклы корзинки? А какого цвета шарики?

- Куклы просят вас помочь им разложить шарики по корзинкам. Давайте разложим красные шарики в красную корзину, а синие шарики в синюю корзину.

- Ребята, куклы благодарят вас за то, что вы помогли им разложить шарики в нужные корзинки.

2. Рассматривание картины «Играем в кубики».

Цели: учить воспринимать изображения на картинке, отвечать на вопросы, повторять отдельные слова и фразы, упражнять в умении узнавать и правильно называть игрушки, зрительное восприятие, обогащать словарь по теме.

3. Подвижная игра” Мяч”.

Цель: обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.

Друг веселый мячик мой,

Всюду- всюду он со мной.

Раз- два- три- четыре- пять,

Хорошо мне с ним играть

4. Подвижная игра “Собираем шарики”.

Цель: развивать элементарные навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном положении.

5. Рассматривание игрушек разного цвета.

Цель: учить детей рассматривать игрушки, выделять детали, цвет, расширять словарный запас. Учить умению общаться между собой.

6. Игра с сюжетными картинками” Под зонтиком”.

Цель: учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы.

Кругом цветные зонтики

Раскрылись под дождем,

Пустились чьи-то ботики

От дождика бегом.

7. Дидактическая игра «Раскладывание цветных шариков».

Цель: формировать умения детей различать и называть основные цвета, учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки.

8. Подвижная игра” Составь пирамидку из кубиков одного цвета”.

Цель: в соответствии с цветом, учить собирать пирамидку, удерживая равновесие предметов.

9. Рисование” Разноцветные мячики для клоуна”.

Цель: закрепление знаний цветов, умение пользоваться кистью.

Я – ваш любимец, я – веселый клоун!

Живу я в цирке и смешу людей,

И каждый вечер вы мне рады снова –

Улыбку дарит звонкий смех детей!

10. Хороводная игра ”Вот какие кубики”.

Цель: высоко подняв ручки с синими кубиками, ходить по кругу под музыку, прятать их за спинку, потом опять показывать. Учить ритмично выполнять движения.

11. Лепка “Мячик для куклы”.

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, учить лепить предметы круглой формы – мячи, скатывая комок пластилина круговыми движениями рук, аккуратно пользоваться пластилином, воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим, закрепить приемы лепки прямыми и круговыми движениями рук, воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим.

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой

- Ребята, Ваня очень грустный. Он потерял все свои мячи, и сейчас он со своими друзьями не могут играть.

- Давайте, поможем кукле Ване! Слепим для него и для его друзей много мячей! (Деятельность детей)

- Ребята, Ваня очень обрадовался. Теперь у него много мячей, и он сможет играть со своими друзьями.

12. Подвижная игра” Бросаем мячики”.

Цель: способствовать приобретению навыка бросания мяча, развивать ловкость. Вот какая красота, Правильно нашли цвета!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год