Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
Психология
Автор: Юшкова Светлана Ивановна   
20.02.2021 19:12

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольниковВлияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников

Юшкова Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с № 75

Большая ошибка — казаться себе значительнее, чем ты есть на самом деле, и ценить себя меньше, чем стоишь.

Иоганн В. Гёте

Само слово «самооценка» говорит о том, почему это понятие столь важно. Этимология слова такова: оно происходит от латинского aestimare, что значит «возлагать ценность». То есть, в буквальном смысле — это ценность, которую мы видим в себе. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это не просто уверенность в себе, это нечто большее. Она связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению.

 

Изучением самооценки в дошкольном возрасте занимались Б.Г. Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Э. Эриксон и многие другие известные педагоги и психологи. В своих исследованиях они описывают сущность и особенности самооценки, динамику ее формирования, а также значение окружения ребёнка в формировании исследуемого феномена.

Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе на современном этапе является одной из доминирующих идей образования. Дошкольный возраст — сензитивный период для формирования самооценки личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации Программы должно быть «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях».

Однако следует отметить, что ребёнку-дошкольнику пока ещё весьма сложно самому адекватно оценить свои возможности. Поэтому огромное влияние на формирование его самооценки имеет социум. Самооценка не дана нам от рождения. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностных взаимодействий. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что само-оценка оказывает огромное влияние на поведение дошкольника, на его коммуникативность и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах деятельности. Как уже было отмечено, детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник уже сам начинает искать оценку своих действий. В формировании самооценки ребёнка огромное значение играет оценка воспитателя, его родных и близких людей, а также сверстников.

Известно, что самооценка может быть адекватной (реальной, объектив-ной) и неадекватной (заниженной и завышенной). Каждая из самооценок спе-цифически проявляется в жизнедеятельности человека.

При адекватной самооценке представление людей о себе соответствует действительности, мнение человека о себе совпадает с мнением о нём окру-жающих. Активность, бодрость, находчивость, общительность — обычно такие качества личности наблюдаются у детей с адекватной самооценкой. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет. Они не могут дать себе какую-либо характеристику. Для них основным является мнение окружающих.

Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя, видят в себе только отрицательные черты, они не уверены в себе, мнительны, обидчивы, ранимы, замкнуты. Это в значительной степени затрудняет общение, мешает устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие качества, часто переоценивая себя. Для таких детей характерны самоуверенность, высокомерие, бестактность, что отрицательно воспринимается сверстниками и тоже приводит к трудностям во взаимодействии с окружающими.

Поэтому чрезвычайно важно приложить все усилия для формирования адекватной самооценки у дошкольников. Дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормы в формировании самооценки, очень часто страдают от непонимания, участвуют в конфликтах. Адекватная самооценка ребёнка может обеспечить эффективное взаимодействие со сверстниками, окружающими взрослыми людьми.

Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Но определяющее значение в развитии личности имеет не сама игра, а ее содержание, которое вводится в игру через ее роль. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию адекватной самооценки у детей.

При смене ролей дети имеют возможность сравнивать себя с другими, видеть себя глазами других детей. Воспитатель, наблюдая за ребенком во время сюжетно-ролевой игры, может сделать выводы о его самооценке по некоторым действиям: каким образом ребенок вступает в игру, какие роли предпочитает, в какой степени он активен, придерживается ли правил игры и т.д. Сюжетно-ролевая игра помогает формировать у старших дошкольников самооценку, да и вообще нравственные представления в целом, потому что дети в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения, жизненные ситуации, в процессе моделирования которых приобретают своеобразный «жизненный» опыт. Игра и роль в этой игре могут научить ребёнка гордиться собой, формируют в его поведении такие качества, как целеустремленность, самоуважение.

Из всех видов сюжетно-ролевых игр можно выделить те, которые направленны на формирование адекватной самооценки ребёнка:

  • Игры на общественные темы. Это социально-значимый для детей вид игры: например, игра роль доктора, спасающего жизни людей, ребенок примеряет на себя ситуацию успеха (для детей с заниженной самооценкой). В случае завышенной самооценки те же самые роли учат старшего дошкольника доброте и заботе о ближнем.
  • Игры на героико-патриотические темы позволяют каждому ребёнку стать героем, рискующим во имя Родины.
  • Игры на бытовые сюжеты: «Дом», «Семья», «День рожде-ния», «В гостях» и т.д.

Необходимо привлекать детей к созданию новых игр. Например, вместе придумать сценарий фильма, дать ему название, распределить роли. Детям с неадекватной низкой самооценкой следует предложить роль лидера – может роль главного героя, может режиссёра. Важно, чтобы ребенок был способен справиться с заданием, не стоит ставить перед ним невыполнимых задач. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы дети с завышенной самооценкой учились взаимодействовать с партнёрами по игре и дружелюбно относились к ним. А дети с заниженной самооценкой ощутили свою нужность, важность и значимость.

Таким образом, проведение сюжетно-ролевых игр несомненно оказывает положительное влияние на формирование адекватной самооценки у старших дошкольников. При этом важным фактором является, конечно же, профессионализм педагога, который сопровождает игру.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год