Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование позитивного самоотношения у подростков
Психология
Автор: Рослякова Татьяна Александровна   
16.02.2021 10:32

Формирование позитивного самоотношения у подростковФормирование позитивного самоотношения у подростков

Рослякова Татьяна Александровна студентка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») город Челябинск (Россия).

Аннотация: Подростковый возраст является ключевым этапом становления самоотношения в структуре самосознания человека. Самоотношение подростков определяет характер их деятельности и общения. Подростки с позитивным самоотношением проявляют уверенность в себе, они активны, самостоятельны и инициативны.

Подросткам с конфликтным самоотношением свойственно наличие внутриличностных конфликтов, связанных с высоким уровнем самообвинения и высоким уровнем самооценки.

 

Высокому уровню самообвинения способствует высокий уровень критичности, вызванный появившейся рефлексией и интериоризацией деструктивной критики взрослых.

В подростковом возрасте проблема самоотношения наиболее актуальна, в силу противоречивости факторов, влияющих на развитие самосознания подростка и уязвимость его психики. Ведущим источником развития самоотношения подростка является общение во всем многообразии его форм, в процессе которого формируется непосредственное отношение к самому себе и опосредованное отношение через других к себе.

Цель нашей работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические особенности формирования позитивного самоотношения у подростков.

Ключевые слова: формирование, самоотношение, подростковый возраст, позитивное отношение.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является весьма актуальной для психологической науки.

В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой − создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.

Вместе с тем утверждается, что основой саморазвития является самооценка, рефлексия, уровень притязаний, и складывается саморазвитие из таких понятий, как самоуважение, самоценность, самопринятие, которые преломляются в позитивное или негативное отношение к самому себе.

Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи.

Отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки.

Разработкой данной проблемы занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу, B.C. Мухина, К. Роджерс, Е.T. Соколова. В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и многие другие. Большинство авторов отмечают, что позитивное отношение к себе в основном формируется в связи с когнитивной составляющей самосознания – образом «Я» (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Зюзько, Л.А. Петровская и др.).

Лишь отдельные ученые напрямую затрагивают взаимосвязь эмоционально-оценочной и поведенческой составляющей самосознания (О. Р. Бондаренко, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, С.Р. Пантилеев и др.).

Несмотря на существование многочисленных теоретических исследований и практических разработок в области развития самосознания, на наш взгляд недостаточно изучены и реализуются пути формирования позитивного самоотношения детей в процессе обучения и воспитания.

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать понятие самоотношения в психолого — педагогической литературе.
  2. Выявить личностные особенности развития самоотношения в подростковом возрасте.
  3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогического формирования позитивного самоотношения у подростков.
  4. Описать методы и методики исследования позитивного самоотношения у подростков.
  5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
  6. Разработать и реализовать программу формирования позитивного самоотношения у подростков.
  7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Поисково-подготовительный этап.

Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме формирования позитивного самоотношения у подростков, а также интернет ресурс — sud-isk. ru. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

Опытно-экспериментальный этап.

Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. По результатам диагностики разработана и реализована программа формирования позитивного самоотношения у подростков.

Контрольно – обобщающий этап.

Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

Программа состоит из занятий по 35 минут и рассчитана на 5 недель, по 2 занятия в неделю.

Структура занятия:

  1. Упражнение приветствия. Цель – настроить на работу, снять напряжение.
  2. Основная часть – игры и упражнения, направленные непосредственно на формирование позитивного самоотношения у детей подросткового возраста.
  3. Рефлексия – анализ занятия.

Программа включает в себя применение жизненных навыков в контексте развития позитивного самоотношения, а также разъяснение возможных негативных последствий с позиции законов РФ.

Можно выделить пять основных областей, влияющих на позитивное самоотношение, которые актуальны в разных культурах:

  • принятие решений и решение проблем;
  • творческое мышление и критическое мышление;
  • коммуникация и межличностные навыки;
  • самосознание и эмпатия;
  • работа с эмоциями и преодоление стресса. Программа включает в себя профилактические рекомендации педагогам, родителям.

После была составлена технологическая карта и сделаны выводы:

  1. Самоотношение является компонентом самосознания и находится на этапе становления в подростковом возрасте, определяя активность, инициативность, самостоятельность в деятельности и общении.
  2. Для большинства подростков выборки характерно конфликтное самоотношение, при котором выявлен неустойчивый интерес и симпатия к себе. Подростки сталкиваются с трудностями в понимании себя и самоконтроле, часто обесценивают свои достижения, не уверены в себе и своих силах, полагают, что окружающие негативно к ним относятся.
  3. Формировать позитивное самоотношение у подростков возможно в тренинге личностного роста через актуализацию следующих психологических механизмов: сообщение информации, внушение надежды, развитие техники межличностного общения, интерперсональное влияние, групповая сплоченность, рефлексия, сублимация и проекция.

Как показало нам наше исследование, вовремя оказанная поддержка, профилактика и коррекция, позволяют значительно снизить негативные последствия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год