Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психологические основы взаимодействия воспитателя с семьей
Психология
Автор: Горбачева Тамара Николаевна Какаулина Светлана Николаевна   
21.11.2020 08:32

Психологические основы взаимодействия воспитателя с семьейПсихологические основы взаимодействия воспитателя с семьей

Чтобы общение с родителями дошкольников было эффективным, постройте его на пяти принципах:

1 принцип: Принцип гуманизма.

Задача воспитателя и родителей – вырастить ребенка человечным, добрым по отношению к другим людям. Для этого и семья, и воспитатель должны понимать, что человеческая жизнь – высшая ценность.

2 принцип: Принцип целостности.

Детский сад и родители сотрудничают, чтобы создать единый механизм воспитания ребенка. Они отвечают за духовно-нравственное и социокультурное развитие детей. В основу развития закладывают ценности семьи и общества.

 

3 принцип: Принцип помощи.

ДОО помогает родителям сформировать систему воспитания в семье, условия для психического и физического здоровья ребенка, его социализации.

4 принцип: Принцип включения.

Родителей нужно привлекать к сотрудничеству с ДОО через совместные образовательные проекты.

5 принцип: Принцип сотрудничества.

Воспитатель сотрудничает с родителями ребенка. У обеих сторон должны быть общие цели воспитания.

Из-за чего бывают сложности в работе с родителями

Одна из главных задач воспитателя – организовать взаимодействие с семьями по вопросам развития и обучения детей. Эту задачу выполнить сложно, особенно воспитателям, которые только начали профессиональную деятельность. Сложности возникают по трем причинам.

Во-первых, проблемы и конфликты в работе с семьями зачастую связаны с неопытностью воспитателя и молодостью родителей. Обеим сторонам нужен компромисс, но они не могут его найти, и из-за этого противоречия только нарастают.

Во-вторых, воспитатель может по-разному относиться к ребенку и его родителям. Например, ребенок вызывает у воспитателя положительные эмоции, а его родители – наоборот. В общении с ними воспитатель переживает неудовлетворенность, обиду, непонимание, возмущение и выраженную агрессию.

В-третьих, само по себе общение воспитателя и родителей – это специфический вариант отношений. Взаимодействие сторон изначально предполагает противоречия и барьеры в общении.

Какие барьеры мешают воспитателю эффективно общаться с родителями

Есть шесть частых барьеров. Разберем их подробно.

  1. Эмоции. С юридической точки зрения родитель выступает в роли заказчика образовательной услуги, а воспитатель – исполнителя. Но педагог полностью включается в жизнь детей. Воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг невозможно. И у воспитателя, и у родителей есть эмоции, личное отношение друг к другу. Это мешает сторонам общаться только в профессиональном русле.
  2. Быстрый переход к близкому общению. Отношения воспитателя и родителей хотя и формальные, но чрезвычайно личностные. Причина в ребенке – он связующее звено между семьей и воспитателем. Ребенок разрушает барьеры между сторонами до того, как они оказываются к этому готовы. У воспитателя, как правило, уже есть педагогический опыт: он умеет строить подобные отношения. Но родителей быстрый переход к близкому общению смущает.
  3. Конкуренция между семьей и воспитателем. Ребенок – это личный смысл для родителей и профессиональный смысл для воспитателя. Нередко между сторонами возникает неосознанная конкуренция: за эмоциональный отклик ребенка, вложенные усилия, общение.

Противоречие может привести к конфликту. Если родители сильно заняты на работе, у них возникает чувство вины. Они переживают, что ребенок получает в семье мало внимания. Недостаток общения с семьей дошкольник стремится восполнить в детском саду. Он сближается с воспитателем, но родителям это не нравится, они испытывают чувство ревности.

4. Поведение дошкольника. Поступки дошкольника не всегда радуют окружающих. Дома родители списывают невоспитанность ребенка на его возраст или уникальность. В саду же воспитатели, другие дети или их родители хотят, чтобы ребенок соблюдал правила поведения. Например, не обижал сверстников, не разбрасывал одежду, не лез в чужую тарелку и т. п.

Общество предъявляет множество простых правил, но они не всегда очевидны для родителей. Зачастую семья уверена, что к ребенку просто придираются. Они конфликтуют с теми, кто предъявляет к ребенку претензии, даже если они обоснованны.

5. Позиция воспитателя. У воспитателя зачастую не сформирован баланс профессиональной позиции в отношении ребенка. Ему непонятно, в какой степени педагог – это представитель общества и носитель социальных норм, а в какой – друг ребенка и его семьи.

Чтобы преодолеть этот барьер, ориентируйтесь на возрастные задачи развития ребенка, но учитывайте, что поведение дошкольника может быть незрелым. Разрешайте воспитаннику чувствовать себя ребенком, но учите ответственности и самостоятельности. В этом же ключе общайтесь с семьей дошкольника.

6. Система воспитания в семье и детском саду. Родители воспитывают ребенка по собственным правилам. Они исходят из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя образовательной системы свои представления. Они могут не совпадать с позицией семьи. Задача обеих сторон – выработать общую стратегию воспитания. Достичь этой цели возможно, но процесс трудоемкий: ему сопутствуют конфликты и противоречия.

Психологические компетенции воспитателя

Личностные компетенции, которые нужны воспитателю для эффективной работы с семьями, можно разделить на четыре группы. Разберем каждую группу отдельно.

Мотивационные компетенции. Воспитатель осознает, что сотрудничать с родителями полезно и выгодно. Охотно ведет с семьей диалог – это эффективнее, чем принимать решения единолично. Создает условия, чтобы семья ребенка хотела идти на контакт и общение давало положительные результаты.

Интеллектуальные компетенции. Воспитатель понимает, что не только семья, но и он формирует личность детей. Воспитатель способен оценить собственный вклад в развитие конкретного ребенка.

Функциональные компетенции. Воспитатель способен действовать профессионально и эффективно. Он обладает навыками делового общения, четко видит цели взаимодействия с семьями воспитанников. У воспитателя есть специальные знания и умения, которые он использует в профессиональной деятельности. Например, умеет поддерживать эмоциональное благополучие детей, знает техники и приемы общения с разными категориями дошкольников и родителей.

Межличностные компетенции. Воспитатель общается доверительно и без оценки, умеет установить контакт с детьми, их родителями и коллегами. Способен уважать других людей, быть равноправным партнером, делегировать полномочия, разделять ответственность, правильно использовать родительский вклад в воспитательный процесс.

Психологические компетенции задают стандарты поведения, которых воспитателю нужно придерживаться.

Помимо профессиональных качеств есть еще и личные качества, без которых воспитателю не обойтись: эмоциональное благополучие, искренность, симпатия и теплота. Эти черты воспитателя помогают ему создать доверительные отношения с семьями воспитанников.

Как устранить неуверенность в себе

Как правило, с опытом работы к воспитателю приходит и уверенность в себе. Однако у каждого воспитателя свой характер, сильные и слабые стороны. Если вы из тех, кто не уверен в себе, или у вас лабильная самооценка, узнайте, как укрепить веру в себя.

Первое правило, которое поможет повысить самооценку: вам нужно накопить собственные достижения и проверить, реалистичны ли ваши притязания. Чтобы увеличивать достижения, накапливайте опыт успеха в разных областях. Выполняйте новые задачи, пробуйте новые способы поведения, запоминайте свои ежедневные победы.

Правило 2. Живите в настоящем. Уверенность в себе часто колеблется, если человек начинает размышлять, что может произойти в будущем. Вообразить негативные варианты будущего легко, особенно тревожному человеку. Поскольку будущее неизвестно, неуверенный в себе человек заранее представляет, как плохо все получится, переживает из-за собственных возможных провалов. Если это про вас, научитесь возвращаться в настоящее.

Допустим, перед важным событием вы начали воображать негативные последствия, что снижает вашу уверенность в себе. Спросите себя, что происходит с вами прямо сейчас. Найдите то, что беспокоит в эту минуту. Сделайте шаг, чтобы помочь себе в данный момент, без фантазий о будущем.

Правило 3. Не обесценивайте себя. Из-за неуверенности и проблем с самооценкой вы смотрите на свои успехи сквозь уменьшительное стекло. Как правило, это результат травматичного опыта в отношениях со значимыми людьми. К примеру, с родителями, возлюбленным, начальником. В подобной ситуации не лишним будет обратиться к психологу. Однако вы можете и сами воспитать в себе привычку не обесценивать себя.

Обратите внимание на то, как вы отвечаете, когда получаете благодарность. Фразы вроде «ничего особенного я не сделала», «могла бы и лучше», «все неплохо, но…» означают, что вы себя недооцениваете. Меняйте свои ответы на фразы типа «спасибо, приятно слышать», «стараюсь», «вы умеете похвалить». Привыкайте оценивать свои результаты. К примеру, говорить себе «сделала!», «я молодец!», «лучше, чем раньше».

Правило 4. Культивируйте в себе взрослого человека. Бывает, человек не уверен в себе, когда общается с другими взрослыми людьми. Причина – он сам ощущает себя недостаточно взрослым. Ему кажется, что более авторитетный и опытный партнер ошибаться не может. Как правило, это результат воспитания: родители внушали ребенку, что он должен быть послушным, ориентироваться на решения семьи в любых вопросах.

Чтобы стать внутренне взрослым, как можно чаще действуйте самостоятельно. Принимайте решения не ради того, чтобы кому-то понравиться, а для себя. Стремитесь общаться с людьми наравне, учитесь аргументировать свое мнение, а не навязывать его или менять в угоду собеседнику.

Правило 5. Будьте собой. Не пытайтесь превратить себя в кого-то другого, пусть даже и очень привлекательного или успешного. Вместо этого узнавайте себя, проявляйте к себе интерес, учитесь слушать собственные чувства и мысли, бережно относитесь к своему телу и личности. Говорите то, что действительно думаете, идите в ту сторону, которая на самом деле привлекает. Всегда найдется человек, который захочет сделать вас другим. Например, более удобным, целиком погруженным в общие дела без права на личные и т. д. Поэтому важно понимать собственные цели и ценности.

Правило 6. Берегите личные границы. У вас есть право на собственную территорию, куда никто без вашего разрешения не проникнет, на личное время, свои вкусы и мнения. Не давайте другим людям нарушать ваши личные границы. Останавливайте непрошеные советы и оценки, не делитесь тем, чем не хотите делиться. Твердо и спокойно отказывайтесь от помощи, общения, внимания, если вам это не нужно. Сократите общение с теми людьми, которые не ценят вашу приватность и ведут себя навязчиво, бестактно и свысока.

Правило 7. Твердо стойте на ногах. Неуверенные люди часто не имеют твердой опоры под ногами – неустойчиво стоят, слишком быстро, будто паря над землей, ходят, легко поскальзываются, сидят на краю стула и т. п. Привыкайте твердо и крепко стоять, занимать центр стула, надежно и прочно опираться ногами на пол. Находите твердую опору во время сложного для вас разговора.

Правило 8. Найдите образец уверенности. Понаблюдайте за уверенными людьми. Найдите две-три особенности их поведения. Например, обратите внимание, как уверенный коллега сообщает о проблеме в группе, как реагирует на критику, как задает вопросы. Не путайте уверенность с агрессивностью, грубостью. Уверенный человек ведет себя конструктивно, социально адекватно. Он открыт тому, что слышит от других. Попробуйте воспроизвести такие же элементы поведения в несложных для вас ситуациях. Накапливайте навыки уверенного тона, движений. Это поможет в сложной ситуации внешне выглядеть уверенно.

Работа с людьми требует самообладания. В работе воспитателя общение с родителями – ежедневный процесс. Оно происходит в условиях недостатка времени, необходимости общаться быстро и по делу, предвидеть сложности, оставаться сдержанным. Научитесь реагировать на спонтанные внешние импульсы, направлять себя на деловую цель, не растворяться в эмоциях, находить верную стратегию поведения. Все это возможно, если вы умеете управлять собой. Научиться самообладанию помогут специальные правила.

Правило 1. Управляйте формой, а не содержанием своих действий и фраз. Действовать против собственного мнения – это значит переламывать себя. Такие поступки эмоционально истощают, человек не справляется с собой, срывается. Ищите подходящие формы, чтобы выражать свое состояние и мнение. К примеру, кратко: «не согласна», «я категорически против»; в виде вопроса: «а вы не думаете, что это может привести к…?», «а вы рассматриваете вариант, что…?». Если вы нашли адекватную форму выражения своих мыслей и эмоций, значит, управляете собой.

Правило 2. Следуйте принципу «выбор, а не запрет». Не выдвигайте себе категоричные запреты, а представьте варианты своего поведения в виде нескольких альтернатив. Например, от наиболее нежелательной к самой желательной или от наиболее привычной к самой нетипичной для вас. Сформулируйте одну из этих альтернатив как цель своего поведения.

Правило 3. Не доводите ситуацию до максимума. Иначе сдержаться и сохранить самообладание будет слишком сложно. Не терпите, когда сталкиваетесь с тем, что вызывает у вас негативные чувства. Лучше выплесните эмоции сразу, без чужих глаз. Это поможет избавиться от негатива. Если будете долго подавлять в себе чувства, в какой-то момент не сможете их контролировать.

Правило 4. Напоминайте себе о своей роли. Говорите себе: «я воспитатель, а это мама моего воспитанника». Когда вы остаетесь в профессиональной позиции, вы действуете профессионально, значит, с самообладанием. Если вы забыли, кто вы в конкретной ситуации, можете допустить профессиональную ошибку. Поэтому помните о том, что вы педагогический работник, и мысленно напоминайте это себе в сложные моменты общения с родителями воспитанников.

Правило 5. Стремитесь быть пунктуальным в быту и на работе. Возьмите за привычку соблюдать режим, выполнять ежедневные задачи. Помните, что ваша работа связана с высокими навыками самоконтроля.

Стремитесь расположить родителей к себе

Признавайте роль родителей в воспитании детей как ведущую. Помните, что воспитатель в вопросах воспитания детей – всего лишь помощник семьи. В общении с родителями проявляйте внимание, выдержку, тактичность. Стремитесь быть в хорошем настроении.

Учитывайте социальные запросы родителей и специфику конкретной семьи. Каждый раз говорите семье что-нибудь положительное о ребенке. Это лучший способ расположить ее к себе. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивайте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год