Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
Психология
Автор: Смирнова Юлия Александровна   
21.11.2020 11:45

Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.

На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как активно начали развивать и продвигать направление инклюзивного образования.

Инклюзивное образование − обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации этого направления образования в полном объеме, необходим процесс оказания социальной помощи и сотрудничества не только с детьми с ОВЗ, но и с их семьями.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, зачастую, изменяет привычных ход жизни и взаимоотношения в семье. Но все семьи реагируют по-разному на появление такого ребенка. На основании теоретических данных П. Р. Егорова, мы можем выделить несколько типов позиций родителей: пассивная позиция, гиперактивная позиция и рациональная позиция.

 

Пассивная позиция связана с тем, что родители не понимают серьезность проблемы в развитии ребенка и не могут себе представить возможные последствия.

Гиперактивная реакция родителей выражается в том, что они стараются усиленно лечить своего ребенка, искать все более новые средства и более квалифицированных специалистов, дорогостоящие лекарства и т.д.

А родители, придерживающиеся рациональной позиции, последовательно выполняют все инструкции, которые дают им специалисты, работающие с их ребенком.

Семьи, имеющие детей с ОВЗ, имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выстраивании верного направления психолого-педагогической поддержки. Во-первых, это недостаточное владение необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, отсутствие системности в процессе воспитания и образования ребенка, которые характеризуются лишь удовлетворением базовых, физиологических потребностей ребенка. Во-вторых, желание получить необходимые знания, но недостаточная осведомленность о том, где именно смогут ответить на все возникшие вопросы и страх быть отвергнутыми. В-третьих, социальная изоляция и длительный стресс родителей.

Отдельным пунктом можно отметить те чувства, которые вызывает у родителей их ребенок. Это чувство стыда за то, что их ребенок требует особых условий и испытывает социальные трудности. Из этого формируется устойчивая необходимость проявления гиперопеки или, наоборот, полное отвержение такого ребенка

Всем, без исключения, семьям, независимо от того, какую позицию по отношению к происходящим с его ребенком событиям, они занимают необходима квалифицированная психологическая помощь и сопровождение психолога во время всего периода инклюзивного образования ребенка.

Для того, чтобы установить наиболее тесный и эффективный контакт с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, необходимо учитывать несколько моментов:

− Основа взаимодействия семьи и школы – это те шаги, которые предпринимают педагоги для того, чтобы возросла роль родителей, уверенность в их воспитательном потенциале и педагогическая культура родителей.

− Педагогическая корректность, чувство такта и избегание прямого вмешательства в жизнь семьи.

− Опора на сильные стороны ребенка, на положительные стороны воспитательного воздействия в семье.

В этом направлении образовательная организация должна решать несколько важных задач. Это создавать условия для максимально возможного объединения всех компонентов образовательного процесса (педагог –ребенок – семья), объединять творческую активность всех участников образовательного процесса, а также создавать почву для всестороннего развития ребенка в семье и заниматься коррекцией внутрисемейных отношений.

Всю работу, проводимую с семьей ребенка с ОВЗ, можно подразделить на несколько направлений:

  1. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей в формировании необходимых жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ;
  2. Создание системы просветительской работы для родителей, посвященной проблеме социализации и образования ребенка с ОВЗ;
  3. Создание мероприятий, проектов, событий, которые помогли бы повысить уровень совместной деятельности родителей и детей, а также включение детей в детские коллективы.

Семья, как первая и самая основная опора ребенка с ОВЗ в этой жизни, должна быть максимально включена в процесс обучения ребенка. От взаимодействия семьи и образовательного учреждение возрастает не только уровень качества обучения в школе, но и уровень воспитания и обучения ребенка дома, в семье. Итогом такого кропотливого, многолетнего сотрудничества будет служить успешное освоение ребенком его индивидуальной программы обучения, его возросшая способность к социализации и интеграции в будущем и сохранение эмоциональных ресурсов всех членов семьи этого ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год